Кодификация норм международного права и их прогрессивное развитие. международное право

Кодификация и прогрессивное развитие международного права.

Кодификация международного права — это более точное формулирование и систематизация международно-правовых норм в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. Кодификация может быть отраслевой или внутриотраслевой.

Прогрессивное развитие международного права — подготовка проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.

Важную роль в кодификации и прогрессивном развитии международного права играет Комиссия международного права ООН, деятельность которой регулируется Положением 1947 г. (с последующими изменениями), утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Хотя Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, она рассматривает и вопросы частного права. За период своей деятельности Комиссия разработала большое число проектов международно-правовых актов в различных отраслях международного права.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных организаций, права внешних сношений, международного права в период вооруженных конфликтов.

Источники международного права.

Источником международного права принято считать форму выражения международно-правовой нормы.

Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Правда, некоторые ученые рассматривают в качестве такового ст. 38 Статута Международного Суда ООН, которая гласит:

«Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

[1]

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

а) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Решение международного суда обязательно, но не может быть основанием для вынесения аналогичного решения по следующему делу сходного содержания, хотя, безусловно, принимается во внимание и сторонами спора, и судом.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права:

акты международных конференций и совещаний,

резолюции международных организаций.

Вспомогательные средства для определения норм международного права. Новые тенденции в международном правотворчестве.

Международный прецедент и доктрина международной права — вспомогательный источник международного права, скорее возможно, — средство толкования правовых норм. Так, Международный Суд ООН применяет «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм» (ст. 38 п. 1 Статута Международного Суда).Следует иметь в виду, что в западной юриспруденции правовой, прецедент, особенно судебный, играет исключительно важную роль.

Часто по эффекту своего воздействия на судебный процесс прецедент приравнивается к норме закона.

С правовой точки зрения, в этом виден значительный смысл, по­скольку правовая преемственность укрепляет правовую стабильность а это, в свою очередь, благотворно сказывается на процессах общест­венного развития. Право должно быть авторитетным, иначе с ним не считаются. Уважение и признание прецедента создает такой автори­тет. Но признать и уважать можно лишь то, что доступно твоему вни­манию. Прецедент должен быть для юриста доступен. На Западе так дело и обстоит. А у нас, в России, даже законы — и те едва-едва до­стаем. В этих условиях, когда не только прецедент решения конкретного частного дела, но и позицию страны в краткой давности по се­рьезному вопросу отыскать трудно, законодательный акт не достать, отношение российских юристов к прецеденту всегда было и остается более чем сдержанным.

Что же касается доктрины, то нельзя отрицать ее весьма большого влияния на развитие международного права. Это своего рода материальное условие или же — источник в широком смысле. Характерный пример — советская доктрина международного права. В основе своей она всегда была антивоенной, социально ориентированной. Известны усилия советской стороны с целью обуздать насилие в мире (от акта агрессии до терроризма), начать процесс разоружения, поставить агрессивные акты вне закона. Настойчивые действия советской стороны по внедрению в Пакты о правах человека прогрессивных социальных норы привели к тому, что ряд стран, и в частности США, так и не смогли эти Пакты ратифицировать. Велик положительный вклад советской доктрины в сферу гуманитарного права, относящегося к вооруженным кон­фликтам и запрету на использование наиболее жестоких видов оружия.

Глава 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Кодификация международного права — это усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм международного права путем приведения их в определенный порядок. В результате кодификации уточняются и изменяются действующие нормы международного права, а также разрабатываются новые нормы.

Современный процесс кодификации и прогрессивного развития международного права представляет собой систематизацию и совершенствование принципов и норм общего международного права, осуществляемых путем: а) установления точного содержания и четкого формулирования уже издавна действующих принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; б) изменения или пересмотра устаревших норм; в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса и актуальных потребностей международных отношений; г) закрепления в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (конвенции, договоре, соглашении) 1 .

Кодификация международного права может быть официальной, осуществляемой на международном уровне или в рамках межправительственных организаций, и неофициальной, проводимой международными неправительственными организациями, научными учреждениями и учеными.

Начало официальной кодификации и прогрессивному развитию международного права было положено на Венском конгрессе (1814—1815), на котором государства подписали Парижский договор, утвердили положения, касающиеся режима международных рек, запрещения работорговли и ранга дипломатических агентов.

После Первой мировой войны вопросы кодификации и прогрессивного развития международного права были сосредоточены в рамках Лиги Наций. 22 сентября 1924 года Лига Наций приняла резолюцию, которая предусматривала создание Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права. В 1937 году вступили в силу: Конвенция по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве; Протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; Протокол, относящийся к определенному случаю без гражданства

25 сентября 1931 г. Ассамблея Лиги Наций приняла важную резолюцию о процедуре кодификации, основная мысль которой заключалась в укреплении влияния правительства на каждом этапе кодификационного процесса.

После Второй мировой войны практически всеми аспектами кодификации и прогрессивного развития международного права занимается ООН — как универсальная и наиболее авторитетная организация в области управления международными отношениями.

Читайте так же:  Сколько дней вступает в силу определение суда. как вступает определение суда в законную силу

В соответствии с п. 1 ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Она учредила Комитет по прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Результаты работы RVG ООН публикуются ежегодно в докладах к Генеральной Ассамблее.

1 Ваттель Э. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. С. 11.

2 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Спб., 1882. Т. 1 С. 16.

3 Казанский П. Е. Учебник международного права, публичного и гражданского. Одесса, 1902. С. 6.

4 Agniel G. Droit International Public. Paris, 1998. C. 8.

2 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Спб., 1882. Т. 1 С. 25.

3 Эйхельман О. Очерки из лекций по международному праву. Киев, 1909. С. 12.

1 Оппенгейм Л. Международное право/ пер. с англ. М., 1948. Т. 1.

2Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Спб., 1882. Т. 1 С. 147.

1 Higgins R. Problems and Process: International Law and How We Use It. Oxford, 1999. С. 81-83.

1 Порошина Т. Россия проиграла Тамаре Николаевне: Страсбургский суд обязал РФ поправить законодательство в пользу человека// Российская газета. 2003 4 ноября.

2 Cassese A. International Law. Oxford, 2001. С. 52.

1 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004. С. 569-570.

1 Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С 101, 162, 188.

1 Из Доклада Комиссии международного права о ее работе на 53 сессии. Нью-Йорк, 2001. С. 209-210.

1 Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972. С. 69.

Кодификация и прогрессивное развитие норм международного права

Читайте также:

  1. C. Основание возникновения права собственности
  2. D. Защита права собственности
  3. I. 1. Понятие наследственного права
  4. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  5. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  6. I. Развитие капиталистических отношений в России на рубеже XIX-XХвв.
  7. I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя
  8. I. Социально-экономическое развитие стран Запада в сер. XVII — сер. XIX вв. Промышленный переворот.
  9. I. Сущность права природопользования.
  10. II. Идейно-политическое развитие стран Запада в сер. XVII — сер. XIX вв.
  11. II. Мышечная оболочка (миометрий) — очень сильное развитие
  12. II. Роль, функции, отграничение трудового права от смежных отраслей права.

Международный организационно-правовой механизм правотворчества

Для согласования своих властных воль субъекты международного права выработали довольно широкий круг организационно-правовых механизмов. Это — непосредственные переговоры, международные организации, международные органы, международные конференции. Непосредственные переговоры заинтересованных субъектов – исторически наиболее ранняя форма. Как показывает исторический опыт и современная практика, переговоры являются очень эффективной формой, если стороны заинтересованы в достижении положительного результата, а сам процесс переговоров основан на признании равноправия и уважении интересов сторон, их взаимной готовности к уступкам и компромиссам.

В последние десятилетия в нормотворческом процессе все большее участие принимают международные организации, органы которых (как общей, так и специальной компетенции) подготавливают проекты договоров, которые затем представляются государствам либо для подписания, либо для дальнейшего согласования на специально созываемых конференциях. Часто в основу обсуждения специально созываемых конференций государства берут резолюции международных организаций по обсуждаемому предмету, которые получили при их принятии широкую поддержку. Нередко в своих резолюциях организации определяют также принципы и нормы, подлежащие закреплению в договорах.

Значительную роль в формировании норм международного права играют специально создаваемые государствами или международными организациями кодификационные органы (например, Комиссия международного права ООН, Комиссия по правам человека и др.).

Организационно-правовой механизм активно используется и при формировании новых или подтверждении уже существующих норм обычного права. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогают решения международных судебных органов, которые используют нормы обычаев для разрешения международных спора или при рассмотрении других дел и отражают их содержание в судебных решениях.

Одним из важнейших и эффективных способов международного правотворчества является кодификация международного права 2 . Кодификация — процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Этот процесс завершается составлением некого свода норм права и его закреплением в едином кодификационном акте — международном договоре. Если при этом разработчики кодификационного акта не ограничились простой систематизацией норм, а, обобщив существующие обычно-правовые и договорные нормы и международную административную и судебную практику государств, включают в него совсем новые положения, еще не существующие, но необходимые для урегулирования соответствующей области отношений между государствами, то этот процесс получил название прогрессивного развития международного права.

Согласно выработанному Генеральной Ассамблеей ООН Положению о Комиссии международного права, выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины; выражение «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств (ст. 15).

Начало международной кодификации относится ко второй половине ХIХ века и было вначале посвящено законам и обычаям войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Затем эта работа была продолжена Лигой Наций.

Но особенно кодификационный процесс активизировался с созданием ООН. Этому способствовали два основных обстоятельства:

окончательно был преодолен преимущественный регионализм международного развития и международных отношений и в повестку дня остро встал вопрос сближения, гармонизации и унификации норм и принципов правовых систем разных регионов мира;

был создан специальный организационно-правовой механизм кодификации (организации, органы, конференции).

Начался активный период кодификации и прогрессивного развития международного права.

Основные способы кодификации:

установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих принципов и норм международного права (обычных и договорно-правовых) в той или иной сфере отношений между государствами;

упорядочение и систематизация выявленных правовых норм;

выявление и устранение противоречий между выявленными правовыми нормами;

пересмотр или изменение устаревших норм;

разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

закрепление согласованных норм в международно-правовом кодификационном акте (конвенция, договор, соглашение, акт, пакт, протокол и т.п.).

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека, подготовившая проекты многих международных договоров в области защиты прав человека, включая политическую Всеобщую декларацию прав человека 1848 г. и два универсальных основополагающих международных договора 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и Международный пакт о гражданских и политических правах).

Читайте так же:  Как военнослужащему запаса получить загранпаспорт. как сделать загранпаспорт военнослужащему по конт

Большую кодификационную работу проводят и другие международные организации:

— ЮНЕСКО в области образования, науки и культуры;

— МОТ в области признания и защиты социально-трудовых прав трудящихся:

— ВОЗ в области охраны здоровья;

— ИКАО в области обеспечения безопасности авиаполетов;

— ВОИС в области защиты авторских прав;

— МАГАТЭ в области обеспечения мирного и безопасного использования атомной энергии

— ИМО в области обеспечения безопасного морского судоходства;

— ВТО в области выработки согласованных принципов международной торговли;

— ВПС в области почтовой связи;

— МСЭ в области электросвязи

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями, действующими в различных сферах международной жизни, и доктриной международного права в лице ученых-международников разных стран.

Наиболее наглядным примером успешной деятельности международных организаций по этому вопросу является деятельность Международного Комитета Красного Креста, подготовившего проекты кодификации законов и обычаев — норм международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. На основе этих проектов были приняты четыре Женевских конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. Неофициальной кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Опосредовано в международной кодификационной работе участвует и внутригосудартсвенное законодательство. Так, например, права человека впервые были сформулированы в национальном праве, получили «апробацию» в законодательстве и в судебной и административной практике многих государств мира, а в последствии трансформировались в международно-правовые договоры.

Неоднократно предпринимались попытки отдельных ученых составить некий общий кодекс международного права, но все представлявшиеся проекты не получили широкой поддержки и небыли реализованы в виде юридически обязательного международно-правового акта.

| следующая лекция ==>
Согласование воль субъектов международного права как особенность, условие и способ международного правотворчества | Дискуссионные вопросы

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 257 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация — один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне — либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права. 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентны­ми государственными органами. Так, Министерство иностран­ных дел СССР систематически выпускало «Сборник действую­щих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами» (с 1982 г. — «Сборник междуна­родных договоров СССР»), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностран­ных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов­лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. «Сборник международных договоров Российской Феде­рации по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник «Меж­дународные нормативные акты ЮНЕСКО».

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках ме­ждународных организаций: Секретариат Организации Объеди­ненных Наций публикует «Treaty Series»; Исполнительный сек­ретариат Содружества Независимых Государств — «Содруже­ство. Информационный вестник Совета глав государств и Сове­та глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «Европейская договорная серия».

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-ме­тодических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: «Международ­ное право в документах» (М., 1982), «Международное публичное право». Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), «Действующее международное право». Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

Читайте так же:  Практика по возмещению судебных расходов. судебные расходы на представителя реально ли взыскать их в

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международ­ного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

[3]

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном меж­дународном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регу­лирования. Киев,1980.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного междуна­родного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Лукашук И. И. Международное «мягкое» право // Госу­дарство и право. 1994. № 8—9.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юриди­ческая сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие ме­ждународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1978. М.,1980.

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их струк­туры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их созда­ние и особенности их структуры // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1979. М.,1980.

Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе совре­менного международного права. М., 1981.

Глава 5

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 172 | Нарушение авторских прав

Кодификация международного права

Кодификация — процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Общественная организация — Международный комитет Красного Креста — подготовила проекты кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов. На их основе дипломатические конференции приняли четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, осуществляемая учеными или их организациями. Такого рода кодификация играла и продолжает играть важную роль. Собственно говоря, сегодня любая кодификация в той или иной мере является доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых.

Первая попытка создать кодекс международного права принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. В 1868 г. то же сделал швейцарский юрист И.К. Блюнчли. Затем последовало несколько других проектов. Активно выступал в пользу кодификации Д.И. Каченовский. Его идея кодификации коллективными усилиями ученых многих стран воплотилась в создании в 1873 г. Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие международные научные организации, например Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права. Проекты таких организаций принимаются во внимание при официальной кодификации.

Известны и национальные проекты кодификации. В 1930 г. были опубликованы результаты кодификации ряда отраслей международного права, проделанной американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета. В настоящее время регулярно обновляемый кодекс международного права публикуется Американским институтом права и пользуется значительным авторитетом даже в судебной практике.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.

Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, «поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации» (ст. 13). Знаменательно, что прогрессивное развитие поставлено на первое место. В настоящее время общепризнано, что кодификация международного права невозможна без его прогрессивного развития.

Во исполнение ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея создала механизм для такой кодификации. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права ООН, состоящая теперь из 34 экспертов, избранных в личном качестве . Почти троекратное увеличение числа членов и снижение общего профессионального уровня по сравнению с прошлым сказались на работе Комиссии.

От африканских государств избирается восемь членов Комиссии, от азиатских — семь, от латиноамериканских — шесть, от западных — восемь, от восточноевропейских — три. Один дополнительный член избирается поочередно из африканских и восточноевропейских юристов.

Комиссия обеспечивает квалифицированную подготовку проектов кодификации по запланированной тематике. Проекты обсуждаются Шестым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН и передаются правительствам для представления замечаний. После этого Комиссия готовит окончательный проект, который и представляется дипломатической конференции для подготовки на его основе конвенции. Были случаи, когда Генеральная Ассамблея сама принимала конвенции (Конвенцию о специальных миссиях, которая не вызывала особых разногласий).

На базе проектов Комиссии международного права были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву, две конвенции по правопреемству и др.

В целом деятельность Комиссии международного права оценивается весьма высоко. Генеральный секретарь ООН К. Аннан заявил, что в течение 50 лет Комиссия «выполняла свою миссию с большим успехом, устанавливая основные нормы в большинстве ключевых областей международного права» .

[2]

Кодификацией в своих областях занимаются и другие органы ООН. Значительна роль в этой области таких организаций системы ООН, как Международная организация труда (принявшая свыше полутораста конвенций), ЮНЕСКО и др. Уникальным для нашего времени случаем была III Конференция ООН по морскому праву, которая в течение 1973 — 1982 гг. подготовила Конвенцию ООН по морскому праву, похожую скорее не на кодекс, а на свод законов. Конференция работала долго и обошлась дорого. Дело в том, что морское право затрагивает важные экономические и другие национальные интересы государств.

В качестве особого случая отметим принятие целого комплекса конвенций о правах человека. По результатам это кодекс международного права прав человека, который тем не менее не является результатом кодификации, поскольку кодифицируются в основном уже существующие нормы, а в данном случае отрасль права создана заново.

Читайте так же:  Информационные учебно-познавательные материалы. состав субъектов рф, их статус и общая характеристик

Участие в кодификации множества органов ставит проблему предотвращения фрагментации международного права. Необходимо обеспечить, чтобы кодификационные акты в специальных областях не противоречили друг другу и общим нормам международного права. Решение этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН возложила на Комиссию международного права. Но пока в этом направлении сделано мало.

В общем, в последние десятилетия сложился довольно развитый механизм кодификации и развития международного права. Многие юристы довольно высоко оценивают возможности этого механизма. Но есть правоведы, весьма скептически относящиеся к результатам кодификации. Утверждается, будто вместо выяснения существующих неясностей новые конвенции в результате неточных формулировок и широкого использования оговорок создают еще большую неопределенность и путаницу .

Эффективность кодификации во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация.

Кодификационный процесс позволяет усилить социальный характер международного права, отразить в нем социальные цели, соответствующие потребностям международного сообщества в целом . С помощью кодификации конкретные нормы, институты и отрасли перестраиваются в соответствии с целями и принципами системы международного права в целом, в результате чего система упрочивается. В формировании общего, обычного права решающая роль всегда принадлежала ведущим державам. Кодификационный процесс открывает большие возможности для участия всех государств в правотворчестве.

В общем, кодификация стала важным элементом правотворческого процесса. Многое уже сделано, и еще больше предстоит сделать. Но на этом пути немало препятствий. Прежде всего, кодифицирующие конвенции с трудом собирают, а порой так и не собирают то количество ратификаций, которое необходимо для их вступления в силу, не говоря уже об участии в этом процессе большинства государств. Определенный выход видится в том, чтобы рассматривать конвенции как декларативные в отношении существующего обычного права. Международный Суд ООН применил положения Венской конвенции о праве международных договоров еще до ее вступления в силу как авторитетное доказательство существования обычных норм, и это несмотря на то что США и ряд других влиятельных держав до сих пор не участвуют в упомянутой Конвенции.

Другой путь решения проблемы состоит в том, чтобы Комиссия международного права ООН и другие органы, занятые кодификацией, готовили не проекты конвенций, а проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, руководства, примерные положения и т.п. Такие акты не нуждаются в ратификации и сравнительно быстро проникают в практику. На их основе формируются нормы обычного права. Комиссия международного права уже встала на этот путь.

Несмотря на успехи кодификации, темпы ее отстают от требований современной жизни, создается впечатление, что подобная ситуация устраивает ведущие мировые державы. Представитель Госдепартамента США еще в 60-х гг. XX в. заявлял, что норм достаточно и поэтому главная задача состоит «в более широком использовании существующего механизма и имеющихся норм» . Действительно, особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективности уже существующих норм. Беда, однако, в том, что, высказываясь в пользу господства права, руководители государств на деле не принимают ощутимых мер в этом направлении. Весьма показательна в этом плане судьба проекта статей об ответственности государств, над которым Комиссия международного права ООН трудилась более четверти века. Проект имеет большое значение для совершенствования именно механизма действия норм. Тем не менее Генеральная Ассамблея ООН в 2001 г. ограничилась лишь принятием проекта к сведению.

В целом же было бы неправильно противопоставлять правотворчество совершенствованию механизма правоосуществления. Оба процесса взаимосвязаны.

Дата добавления: 2015-09-29 ; просмотров: 410 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие прогрессивного развития международного права

Кодификация и прогрессивное развитие МП рассматриваются Уставом ООН в качестве одной из важнейших задач сотрудничества между государствами. Большой объем международно-правовых норм, действующих в межгосударственной системе, обусловливает задачу их систематизации, облегчающую их применение государствами и другими субъектами международного права. В международном праве процессы обработки нормативно-правового материала получили наименование кодификации и прогрессивного развития международного права. В ст. 13 Устава ООН Генеральной Ассамблее поручается оказывать содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Видимо, нельзя говорить, что кодификация и прогрессивное развитие являются двумя различными методами осуществления систематизации международного права.

На второй сессии Генеральной Ассамблеи подавляющее большинство членов Шестого комитета (Комитета по правовым вопросам) поддержали предложение о создании Комиссии международного права, а один из подкомитетов Шестого комитета разработал проект Положения о Комиссии международного права. 21 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 174 (II), учреждающую Комиссию международного права и одобряющую Положение о Комиссии.В дальнейшем в Положение вносились изменения на основе четырех последующих резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых частично по инициативе Комиссии и в нескольких случаях по инициативе правительств.

Комиссия международного права — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН состоящий из 34 юристов-международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном качестве, а не как представители соответствующих правительств, имеющий целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.

В Положении о Комиссии международного права ООН специально отмечается, что термины кодификация и прогрессивное развитие МП используются «в целях удобства». Итак, термин «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Что касается выражения «кодификация международного права», то оно употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.

Составители Положения, предвидя, что при осуществлении прогрессивного развития, с одной стороны, и кодификации — с другой, будут использоваться несколько отличные методы работы, вместе с тем сочли целесообразным поручить выполнение этих двух задач одной комиссии. Они также не поддержали предложения о создании отдельных комиссий по вопросам общественного, частного и уголовного международного права. В пункте 2 статьи 1 Положения говорится, что Комиссия «занимается преимущественно вопросами международного публичного права, но она может рассматривать вопросы и международного частного права». Однако на первых сорока шести сессиях Комиссии работа проводилась исключительно в области международного публичного права.

На своей первой сессии в 1949 году Комиссия рассмотрела на основании меморандума Секретариата, озаглавленного «Обзор международного права в связи с работой Комиссии международного права по кодификации», двадцать пять вопросов для возможного включения их в перечень вопросов, подлежащих изучению. После рассмотрения этих вопросов Комиссия составила следующий предварительный перечень, состоящий из четырнадцати вопросов, подлежащих кодификации:

Читайте так же:  Постановление суда по 19.3 коап. строгое наказание за неповиновение сотруднику полиции. что такое об

a) признание государств и правительств;

b) правопреемство государств и правительств;

c) юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности;

d) юрисдикция в отношении преступлений, совершенных вне государственной территории;

e) режим открытого моря;

f) режим территориальных вод;

g) гражданство, включая безгражданство;

h) правовое положение иностранцев;

i) право убежища;

j) право договоров;

к) дипломатические сношения и иммунитеты;

I) консульские сношения и иммунитеты;

m) ответственность государств;

n) арбитражное разбирательство.

Хотя подразумевалось, что вышеуказанный перечень из четырнадцати вопросов является лишь предварительным и что после дополнительного изучения Комиссией или в соответствии с пожеланиями Генеральной Ассамблеи могут производиться дополнения или изъятия, перечень по-прежнему составляет основную долгосрочную программу Комиссии. Однако следует отметить, что вопрос «правопреемства государств и правительств» был впоследствии расчленен на три вопроса, включая правопреемство в отношении договоров, правопреемство в других областях, помимо договоров, и правопреемство в отношении членства в международных организациях.

С 1949 года Комиссия представила окончательные проекты или доклады по десяти из вышеупомянутых вопросов или тем, включая:

a) режим открытого моря;

b) режим территориальных вод;

c) гражданство, включая безгражданство;

d) право договоров;

e) дипломатические сношения и иммунитеты;

f) консульские сношения и иммунитеты;

g) арбитражное разбирательство;

h) правопреемство государств в отношении договоров;

i) правопреемство государств в других областях, помимо договоров;

j) юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности.

Один вопрос в настоящее время находится в стадии изучения (ответственность государств). Остальные вопросы, содержащиеся в перечне 1949 года, по которым не были представлены окончательные проекты или доклады и которые не изучаются в настоящее время, следующие:

a) признание государств и правительств;

b) юрисдикция в отношении преступлений, совершенных вне государственной территории;

c) правовое положение иностранцев;

d) право убежища.

Помимо рассмотрения вопросов, включенных в перечень 1949 года, Комиссия изучила или изучает следующие вопросы, переданные ей Генеральной Ассамблеей, в некоторых случаях по инициативе самой Комиссии:

a) проект декларации прав и обязанностей государств;

b) формулировка Нюрнбергских принципов;

c) вопрос о международной уголовной юрисдикции;

d) оговорки к многосторонним конвенциям;

e) вопрос определения агрессии;

f) проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества;

g) отношения между государствами и международными организациями (первая и вторая части вопроса);

h) правовой режим исторических вод, включая исторические заливы;

i) специальные миссии;

j) вопрос о расширении участия в общих многосторонних договорах, заключенных под эгидой Лиги Наций;

к) оговорка о режиме наибольшего благоприятствования;

l) вопрос о договорах, заключенных между государствами и международными организациями или между двумя или более международными организациями;

m) право несудоходных видов использования международных водотоков;

n) вопрос о защите и неприкосновенности дипломатических агентов и других лиц, имеющих право на специальную защиту в соответствии с международным правом;

о) международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом;

р) вопрос о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером;

q) обзор процесса заключения многосторонних договоров;

г) право и практика, касающиеся оговорок к международным договорам;

s) правопреемство государств и его последствия для гражданства физических лиц и государственной принадлежности юридических лиц.

Некоторые из вышеперечисленных вопросов были переданы Генеральной Ассамблеей на рассмотрение Комиссии в дополнение к изучаемым Комиссией вопросам, включенным в перечень 1949 года. Эти темы включают: отношения между государствами и международными организациями [резолюция 1289 (XIII) Генеральной Ассамблеи от 5 декабря 1958 года], правовой режим исторических вод, включая исторические заливы [резолюция 1453 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 7 декабря 1959 года], специальные миссии [резолюция 1687 (XVI) Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1961 года], оговорка о режиме наибольшего благоприятствования [резолюция 2272 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1967 года], вопрос о договорах, заключенных между государствами и международными организациями или между двумя или более международными организациями [резолюция 2501 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 12 ноября 1969 года], и международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом [резолюция 3071 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи от 30 ноября 1973 года]. Второй, третий и пятый из вышеупомянутых вопросов были переданы Комиссии международного права в результате рассмотрения Генеральной Ассамблеей резолюции, ранее принятой в этой связи Конференцией полномочных представителей.

С другой стороны, включение в программу работы Комиссии некоторых из вышеуказанных вопросов не было связано с предыдущей работой, проделанной Комиссией. Примерами этого являются: право несудоходных видов использования международных водотоков и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером [резолюция 2669 (XXV) Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1970 года], вопрос о защите и неприкосновенности дипломатических агентов и других лиц, имеющих право на специальную защиту в соответствии с международным правом [резолюция 2780 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1971 года], и вопрос о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером [резолюция 31/76 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1976 года, а также резолюции 33/139 и 33/140 от 19 декабря 1978 года].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-03-26 ; просмотров: 1338 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.

  2. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  3. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
  4. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
  5. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
Кодификация норм международного права и их прогрессивное развитие. международное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here