Категорирование объектов негативного воздействия на окружающую среду. для объектов iv категории

Объекты I-IV категорий по степени негативного воздействия на окружающую среду

ООО «ВЗВ» проводит работы по постановке на учет объектов I-IV категорий

Согласно ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2016 года вступили в силу некоторые положения. Предприятия (объекты) делятся на категории. Постановление Правительства РФ № 1029 от 29.08.15 определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.

Определена форма заявки о постановки объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет – приказ Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015, зарегистрирован 05.20.2016г

Утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду — Постановление Правительства РФ № 572 от 23.06.2016. Постановление вступило в силу 05.07.2016г

Для объектов I категории с 01.01.2019 г предусмотрено комплексное экологическое разрешение (КЭР) . В КЭР входят выбросы; отходы; сбросы; согласованная программа производственного экологического контроля (ППЭК). КЭР выдается на 7 лет. Госпошлина на выдачу КЭР – 6000 руб.

Плата за НВОС вносится.

Для объектов II категории — с 01.01.2019 г предусмотрена декларация о воздействии на окружающую среду. В декларацию входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды. Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются.

Плата за НВОС вносится

Для объектов III категории — разрабатывают и утверждают программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В уведомительном порядке предоставляется отчетность о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов.

Плата за НВОС вносится

Для объектов IV категорииотчетов не требуется. Плата за НВОС не вносят

Расчет платы за НВОС и предоставление расчетов.

В 2016 году плата за НВОС вносится до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца как квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала), в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год ( Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ ).

По результатам 2016 года и далее по годам предоставляется декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду и вносится плата за 4 квартал 2016 года до 01.03.2017г

Присвоение категории опасности для окружающей среды

Проблемы категоризации объектов НВОС

Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
— объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» новой статьей 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:

  • I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС;
  • II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает нам такое определение:
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Фраза «и (или) другой объект» фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая «мутная» формулировка? И зачем надо было тогда указывать «объект капитального строительства»?

А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы «оказывающий негативное воздействие на окружающую среду». А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.

Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.

Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
«негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.

Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Читайте так же:  Способы защиты прав и свобод человека и гражданина. государственно-правовой механизм защиты прав и с

Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
«Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС«.

А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
«Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена

Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?

Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).

Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя.

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.

Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию.

Как определить к какой категории Вы относитесь:

I категория -объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий :

— для объектов, которые включены в утвержденный перечень Минприроды России 300 объектов, обязаны обратиться в Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 01.01.19г.-31.12.22г. (на основании ч.6 ст.11 Закона №219-ФЗ).

— для объектов не включенных в перечень Минприроды России, обязаны получить КЭР до 01.01.25г. (на основании ч.7 ст. 11 Закона №219-ФЗ);

  • Разработка технологических нормативов (расчет НДВ/НДС)– нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ (в составе КЭР);
  • ВСВ/ВСС – включается в заявку на получение КЭР фактические показатели объема выбросов загрязняющих веществ для установления ВСВ комплексным экологическим разрешением на период поэтапного достижения допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов;
  • Разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) на основании комплексного экологического разрешения (на основании п.3 ст.3 Закона №219-ФЗ);
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ;
  • Программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения НДВ и технологических нормативов;
  • Программа ПЭК и отчет о ПЭК;
  • Оснащение стационарных источников выбросов автоматическими системами измерения;
  • Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ);

II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду :

  • Декларация о воздействии на окружающую среду обязательна (на основании п.1 и 2 ст. 31.2 Закона №7-ФЗ);
  • Производить расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) в составе приложения к декларации о воздействии на окружающую среду (на основании п. 2 и 3 ст.22 ФЗ №7);
  • Производить расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) в составе приложения к декларации о воздействии на окружающую среду (на основании п. 2 и 3 ст.22 ФЗ №7);
  • ВСВ/ВСС – подается заявка на получение разрешения на временные выбросы;
  • Разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) в составе декларации о воздействии на окружающую среду (на основании п.4 ст.18 Закона №89-ФЗ);
  • Производственный экологический контроль (ПЭК);
  • Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • Комплексное экологическое разрешение (КЭР)
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ;
  • План мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения НДВ и нормативов вредного физического воздействия;
  • Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ);
Читайте так же:  Детское пособие на ребенка в. пособие малоимущим семьям. при рождении трех и более детей

III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду :

  • Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) в отношении веществ I, II классов опасности (на основании п.4 ст.22 Закона №7-ФЗ);
  • Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) в отношении веществ I, II классов опасности (на основании п.4 ст.22 Закона №7-ФЗ);
  • Плата за НВОС (объем и масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением веществ I,II класса опасности;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предоставляется в уведомительном порядке (на основании п.5 ст.18 Закона №89-ФЗ, п.5 ст.3 Закона №219-ФЗ);
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух всех веществ (а не только I, II классов опасности) (на основании п. 11 ст. 15 Закона №96-ФЗ);
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ ;
  • План мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения НДВ и нормативов вредного физического воздействия;
  • Производственный экологический контроль (ПЭК);
  • Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ);

IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду :

Наличие одновременно следующих критериев :

  • Отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • Отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод либо наличие сброса загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд;
  • Есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют радиоактивные вещества и вещества I и II классов опасности.
  • Масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т в год;

Бескатегорийные объекты:

[2]

  • Плата за НВОС (за размещение отходов не ТКО) обязательна (на основании ч.1 ст.161 Закона №7-ФЗ);
  • Декларация о плате обязательна:
  • ПЭК не требуется (на основании ч.2 ст.67. ФЗ №7);
  • Инвентаризация источников выбросов не обязательна (на основании ст. 22 Закона №96-ФЗ);
  • Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) не обязательна (на основании ст.21 Закона №96-ФЗ);
  • Паспорт на отходы I-IV классов опасности обязателен (на основании ст.14 ФЗ №89);
  • Учет в области обращения с отходами (на основании ст. 19 Закона №89-ФЗ);
  • Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) обязательна (на основании ст. 19 Закона №89-ФЗ);
  • С 1 января 2019 года плановые проверки не проводятся (на основании ч.9 ст.65 Закона №7-ФЗ);

Росприроднадзор сообщил, как определить, относится ли объект НВОС к IV категории

К объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории, относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности. А как определить класс опасности загрязняющих веществ? Ответ на этот вопрос содержится в письме Росприроднадзора от 26.04.17 № АС-09-01-36/8824.

Напомним, что по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории:

  • объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты IV категории — оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. А те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; см. «Росприроднадзор пересмотрел позицию: офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей»).

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.15 № 1029, объектами IV категории считаются объекты, на которых одновременно выполняются два условия:

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Возникает вопрос: каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ? В Росприроднадзоре отвечают на него так: чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338-03)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.03 № 114.

[1]

Категорирование объектов негативного воздействия на окружающую среду. Для объектов IV категории

Согласно ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2016 года вступили в силу некоторые положения. Предприятия (объекты) делятся на категории. Постановление Правительства РФ № 1029 от 29.08.15 определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.

объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;

объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие на окружающие среду;

объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

объекты IV категории — оказывают минимальное воздействие на окружающую среду.

Заявка представляется в установленном порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ — по месту нахождения объекта.

Форма заявки и перечень сведений, включаемых в форму заявки о постановке на государственный учет, представлены в Приказе Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Читайте так же:  Статья 333 33. государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости. порядок уплаты и ра

Перечень сведений:

1. Сведения о юридическом лице или ИП, осуществляющем хозяйственную деятельность на объекте.

2. Сведения об объекте.

3. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду.

4. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) природопользователя в области охраны окружающей среды.

5. Сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

6. Сведения о принимаемых природопользователем на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.

7. Сведения о результатах осуществления в отношении объекта государственного экологического надзора.

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»;

3. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

4. Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

6. Письмо Росприроднадзора № АС-03-00-36/17836 от 01.09.2016 «О направлении форм свидетельств о постановке объектов на учет;

7. Приказ Минприроды России от 27.09.2016 № 499 «О внесении изменений в форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденную приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554»;

8. Приказ Росприроднадзора № 756 от 24.11.2016 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572»;

9. Письмо Росприроднадзора № АА-03-04-32/20054 от 29.09.2016 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

10. Уведомление Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет»;

11. Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»;

12. Письмо Росприроднадзора N АС-03-04-36/25233 от 13.12.2016 «Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет».

Присвоение категории объектам, оказывающим негативное воздействие

Присвоение категории объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлено Минприроды РФ на законодательном уровне. Основной целью данной процедуры является контроль над деятельностью организаций и минимизация их вредного воздействия на природу. Категория может быть присвоена предприятию только после того, как оно станет на государственный учёт. Это возможно в случае подачи соответствующей заявки. Для того чтобы была присвоена правильная категория, необходимо подать пакет документов, перечень данных о специфике деятельности организации, необходимые расчёты и статистику. Решение всех этих задач следует доверить специалисту. У нас есть богатый опыт и глубокие познания в данной области, что позволит грамотно и быстро оформить всю необходимую документацию.

Категорийность предприятий по экологии

Категорийность предприятий по экологии представлена 4-мя ступенями. К первой категории относятся объекты, которые оказывают большой вред окружающей среде, к четвёртой – объекты, деятельность которых минимально ощутима для природы. Во время присвоения категории экспертом учитывается ряд факторов:

  • тип деятельности объекта;
  • характеристики выбросов или отходов (токсичность, мутагенность и т.д.);
  • объём и масштабность распространения отходов;
  • мощность производства;
  • мероприятия, которые проводятся предприятием для снижения наносимого природе вреда и др.

Установление категории для юридического лица необходимо для того, чтобы определить порядок взимания платы. Предприятия первой, второй и третьей категорий должны не только периодически осуществлять взнос, но и производить измерение выбросов и сбросов. Для объектов различных категорий установлены требования в виде предоставления документов и получения экологических разрешений. Мы выполним все необходимые действия и подготовим пакет документов для подачи заявки на присвоение категории вашему предприятию. Также при необходимости рассчитаем экологический сбор.

Интересует присвоение категории объектам, оказывающих негативное воздействие? Тогда позвоните в Центр экологического проектирования и консалтинга по телефону +7 (495) 781-38-84.

Основные критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям

Распределение объектов, которые отрицательно и негативно воздействуют на окружающую человека природную среду, по нескольким категориям было введено сравнительно недавно. Появление понятия «категория» применительно к данной теме было вызвано значительными и немаловажными изменениями в действующем законодательстве, связанном с нормированием негативного влияния на природную среду.

Законодательное основание

В первую очередь, это относится к двум Федеральным законам: принятым в 2014 году №219-ФЗ, которые внесли существенные поправки в другой законодательный акт, а именно действующий с 2002 года №7-ФЗ, регламентирующий сферу защиты окружающей среды.

Данными законами предписано провести распределение всех объектов, чье воздействие на природу отрицательно, на четыре категории. Основополагающие критерии, по которым должно происходить отнесение объектов к различным группам, были установлены Постановлением российского Правительства №1029, датированным 28.09.2015 года.

Сроки и другие параметры категорирования объектов НВОС

В соответствии с основными требованиями упомянутого выше ФЗ №219-ФЗ, всем объектам, воздействие которых на природную среду отрицательно, должна быть присвоена определенная категория. Кроме того, они должны быть поставлены на госучет, который планирует осуществлять Минприроды России.

Основные критерии отнесения объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду, к определенной категории из четырех возможных приведены в правительственном Постановлении №1029, подписанном 28.09.2015 года. После его появления становится возможным осуществить на практике еще одно требование ФЗ №219-ФЗ, касающееся сроков проведения категорирования объектов НВОС и последующей их постановке на учет. Исходя из установленных ФЗ №219-ФЗ временных рамок, категорирование объектов, оказывающих НВОС, должно быть выполнено всеми хозяйствующими субъектами до 1.01.2017 года.

Читайте так же:  Понятие и виды нормативных актов. нормативный правовой акт развитие признаков в правоприменительной

Заявка на отнесение объекта, чье воздействие на окружающую среду отрицательно, к определенной категории и дальнейшей постановке его на учет имеет следующий вид:

Результатом предусмотренных законом мероприятий является свидетельство следующей формы:

Основные критерии отнесения объектов с отрицательным воздействием на ОС к категориям.

Главным критерием категорирования объектов, оказывающих НВОС, является степень и уровень оказываемого ими отрицательного воздействия. В соответствии с ним все предприятия могут быть разделены на четыре группы:

  • 1-я категория. К ней могут быть отнесены объекты, НВОС которых имеет значительный размер, но при этом они, как правило, являются наилучшими с точки зрения доступных в настоящее время технологий (НДТ);
  • 2-я категория. Сюда причисляются объекты с умеренным воздействием на окружающую человека среду;
  • 3-я категория. Предприятия данной группы оказывают НВОС незначительного масштаба;
  • 4-я категория. К ней могут быть отнесены объекты, воздействие которых на окружающую человека среду минимально.

По каждой из указанных групп можно рассмотреть критерии категорирования объектов НВОС более подробно.

Критерии отнесения объектов НВОС к 1-ой категории

Объекты данной группы являются наиболее негативно воздействующими на окружающую среду. Это может выражаться как наибольшим объемом выбросов или сбросов предприятия, так и содержанием в них максимально вредных химсоединений или отдельных веществ. Учитывая это обстоятельство, описанию критериев отнесения объектов, которые оказывают НВОС, к первой категории в рассматриваемых законодательных документах уделено самое большое место.

Примерами таких объектов могут являться предприятия энергетики, добычи и последующей переработки полезных ископаемых, связанные с захоронением или обеззараживанием различных отходов и т.д. В последней редакции Постановления №1029 приведен еще один важный критерий отнесения к 1-ой категории – наличие в выбросах объекта соединений или веществ, которые могут быть причислены к 1 или 2 классу по фактору опасности.

Критерии отнесения объектов НВОС ко 2-ой категории

Объекты 2-й категории, согласно действующим законодательным актам, характеризуются тем, что их негативное влияние на окружающую человека природную среду является умеренным. Это могут быть предприятия, которые относятся к областям НДТ, не включенные в первую категорию, так и обычные хозяйствующие субъекты. Примерами объектов данной группы являются предприятия атомной промышленности, различные трубопроводы, склады удобрений, морские и речные порты и т.д.

Критерии отнесения объектов НВОС к 3-ей категории

Воздействие объектов 3-й категории считается незначительным. К данной группе относятся и предприятия, работающие в перечисленных выше областях, но по имеющимся мощностям и производственным объемам не дотягивающие до включения в 1-ю или 2-ю категорию.

Критерии отнесения объектов НВОС к 4-ой категории

Степень негативного влияния на окружающую среду объектов 4 категории минимальна. Вполне логично, что примерами таких предприятий могут быть офисные учреждения, медицинские и образовательные организации, а также работающие в социальной сфере объекты. Данная группа предприятий наиболее многочисленна. Последняя редакция Постановления №1029 содержит немаловажное уточнение – наличие собственного маломощного газового котла не является критерием для отнесения объекта, оказывающего НВОС, к более серьезной категории.

Как присвоить объекту, оказывающему НВОС, категорию и получить свидетельство

Под объектами НВОС понимаются предприятия, которые в процессе своей работы оказывают какое-либо негативное воздействие на окружающую среду. Это могут быть вредные выбросы в атмосферу, стоки в водоемы или грунтовые воды, а также различные виды отходов.

Требование получить для каждого объекта, чье воздействие на окружающую человека природу является отрицательным, соответствующую категорию НВОС содержится в актуальных на данный момент законодательных актах. Они регулируют сферу, касающуюся защиты окружающей среды. К их числу относятся:

  • принятый в 2014 году ФЗ №219-ФЗ;
  • действующий с 2002 года, но с внесенными в него позднее значительными изменениями, ФЗ №7-ФЗ;
  • Постановление российского Правительства №1029, датированное 28.09.2015 года.

Именно в последнем документе содержатся основные критерии, описывающие присвоение категории НВОС различным объектам.

Порядок присвоения категории НВОС

В соответствии с приведенными выше основными законодательными актами, которые регулируют взаимоотношения субъектов в природоохранной сфере, все объекты, чье воздействие на окружающую среду является негативным, должны до 1.01.2017 года получить категорию НВОС. Кроме того, они также должны быть поставлены на учет и включены в соответствующий реестр объектов НВОС. Основным документом, подтверждающим прохождение предусмотренной законом процедуры, выступает свидетельство о присвоении категории объекту НВОС, имеющее следующий вид:

Процедура постановки объекта НВОС на учет и присвоения ему соответствующей категории предусматривает подачу хозяйствующим субъектом, то есть ИП или юридическим лицом, заявки о постановке на учет. Она должна подаваться не позднее полугода с момента запуска объекта, подпадающего под необходимость категорирования и дальнейшего включения в реестр объектов НВОС.

При этом следует учитывать, что в настоящее время выделяют четыре категории объектов, чье воздействие на окружающую человека природную среду относится к негативным. Главным классифицирующим критерием выступает степень загрязнения: начиная с минимально допустимого воздействия (объекты 4-ой категории) до влияния в значительном размере и масштабе (предприятия 1-ой категории).

Форма и содержание заявки на присвоение категории НВОС

Форма заявки, которую необходимо подавать субъектам хозяйствования для присвоения категории НВОС, утверждена приказом Минприроды №554, выпущенным 23.12.2015 года. Некоторые изменения были внесены более поздним приказом №499 от 27.09.2016 года. Заявка содержит, помимо обязательной информации о заявителе, четыре основных раздела, касающихся:

[3]

  • сведений об объекте, которому присваивается категория НВОС;
  • информации о негативном влиянии данного объекта на окружающую природную среду;
  • сведений о полученных ранее различных разрешительных документах (с приложением их копий);
  • планируемой хозяйствующим субъектом программы мероприятий по охране окружающей человека природной среды.

В большинстве случаев предприятие или ИП осуществляют разработку программы экологического контроля (ПЭК), которая становится составной частью оформляемой заявки на присвоение категории НВОС. Ее основная цель – обеспечить выполнение требований природоохранного законодательства путем проведения различных мероприятий, направленных на защиту окружающей среды.

Читайте так же:  Пособия на ребенка до 18 лет. ежемесячные детские пособия

Кроме того, ПЭК обычно содержит подробные и детальные сведения о видах загрязнения (сбросов, выбросов, отходах и т.д.) объекта НВОС, который получает категорию и ставится на учет. Эта информация помогает разработать наиболее эффективные и комплексные природоохранные программы.

Кроме того, в программе экологического контроля должны присутствовать сведения о лабораториях, с которыми планируется сотрудничество в данной сфере, а также методах и способах забора необходимых проб и осуществления измерений. Помимо указанной информации, ПЭК должна содержать список назначенных ответственных лиц из сотрудников заявителя, в чьи должностные обязанности входит контроль над выполнением запланированных мероприятий.

Оформленная соответствующим образом заявка подается непосредственно в территориальный орган Росприроднадзора или при помощи онлайн систем на его официальном сайте.

Процедура присвоения категории НВОС

Основные этапы присвоения объекту категории НВОС и последующей постановке его на учет приведены на схеме.

Процедура получения свидетельства о присвоении категории объекту НВОС может выполняться хозяйствующим субъектом как самостоятельно, так и с привлечением специализированных юридических организаций. В обоих случаях значительно облегчить процесс подготовки необходимой документации позволяет использование различных вспомогательных программных продуктов, разработанных непосредственно сотрудниками Федеральной службы Росприроднадзора.

Для этого следует зайти в личный кабинет ИП или организации, являющейся природопользователем, по адресу https://lk.fsrpn.ru/. У большинства предприятий, ранее работавших с Росприроднадзором, существует необходимая для этого учетная запись.

Не менее удобным является второй вариант – задействовать для присвоения объекту категории НВОС так называемый модуль природопользователя, находящийся на официальном сайте Росприроднадзора. С его помощью достаточно просто не только оформить заявку для получения свидетельства о присвоении категории объекту НВОС, но также готовить и отправлять отчетность, связанную с необходимостью выполнения различных расчетов по НВОС.

Утверждена декларация о воздействии на окружающую среду для владельцев «вредных» объектов II категории

Юридические лица и ИП, работающие на объектах II категории негативного воздействия на окружающую среду, должны будут сдавать декларацию о воздействии на окружающую среду. Форма такой отчетности, формат и порядок ее заполнения утверждены приказом Минприроды от 11.10.18 № 509 (зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2018 г). Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.

Категории объектов НВОС

Напомним, что по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории:

  • объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты VI категории — оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Новая отчетность для объектов II категории

С 1 января 2019 года юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, обязаны сдавать декларацию о воздействии на окружающую среду. Такое требование установлено новой статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ. В связи с этим Минприроды утвердило форму отчетности.

Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

Декларацию нужно будет сдавать один раз в семь лет (если не меняются технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников).

Состав отчетности

На титульном листе нужно указать код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о декларанте (юрлице или ИП); код и наименование основного вида экономической деятельности.

Помимо титульного листа, форма декларации содержит еще семь разделов. В них нужно отразить следующие сведения:

  • виды и объем производимой продукции (товаров) (раздел I);
  • информацию о реализации природоохранных мероприятий (раздел II);
  • данные об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду (раздел III);
  • массу выбросов загрязняющих веществ (раздел IV);
  • массу сбросов загрязняющих веществ (раздел V);
  • массу или объем образования и размещения отходов (раздел VI);
  • информацию о программе производственного экологического контроля (раздел VII).

Одновременно с декларацией представляются расчеты нормативов допустимых выбросов и допустимых сбросов.

Отчетность можно сдать как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Что относится к объектам II категории

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.15 № 1029, к объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Это, в частности, объекты по металлургическому производству с использованием определенного оборудования; по производству бумаги и картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более); по производству ряда пищевых продуктов (в частности, мясной, молочной продукции); по сбору и утилизации отходов и проч.

Источники


  1. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.

  3. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  4. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
  5. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Категорирование объектов негативного воздействия на окружающую среду. для объектов iv категории
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here