Кас рф собрание законодательства. какие дела суды рассматривают по правилам кас. участие представите

Публикации

Кодекс Административного Судопроизводства РФ: новое в процедуре рассмотрения административных дел

Материал подготовили:

Антон Поликутин

С 15 сентября 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), который будет регламентировать процедуру рассмотрения отдельных категорий административных дел.

Перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, а также процессуальные нововведения, предусмотренные данным документом, и станут предметом исследования в настоящем материале.

Сразу следует отметить, что КАС РФ распространяет свое действие лишь на ряд административных дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции. Административные дела, рассматриваемые арбитражными судами, регулированием КАС РФ не охватываются. Предусмотрено, что в порядке КАС РФ будут рассматриваться следующие дела:

1. Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3. Об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4. Об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5. Об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);

6. О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

8. О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

9. О прекращении деятельности средств массовой информации;

10. О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее — административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

11. О помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее — административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

12. Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также — административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы) — раннее положения об административном надзоре были урегулированы ГПК РФ.

13. О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке — раннее данную процедуру также регулировал ГПК РФ;

14. О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

15. Иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Т.е. фактически предусмотрено изъятие определенных категорий дел из предмета регулирования ГПК РФ и передача их в сферу действия КАС РФ.

В свою очередь, такая смена источника правового регулирования рассмотрения указанных категорий дел, будет означать не просто смену реквизитов документа, регулирующего процедуру их рассмотрения, а введение ряда принципиально новых особенностей судопроизводства по данным делам, раннее не предусмотренных другими процессуальными кодексами.

На анализе данных особенностей следует остановиться более подробно.

1. Введен ряд изменений понятийного аппарата, используемого при обозначении процессуальных терминов.

Так, привычные понятия «Истец», Ответчик«, «Исковое заявление» заменяют такие понятия, как «Административный истец», «Административный ответчик», «Административное исковое заявление».

Лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела, именуется Заинтересованными лицами, а не Третьими лицами, как это предусмотрено ГПК И АПК РФ. Смысл указанных терминов при этом остается неизменным.

2. Возрастает степень самостоятельности суда при рассмотрении дела.

— Так, КАС предусматривается возможность привлечения второго административного ответчика в качестве надлежащего даже при отсутствии согласия истца. Т.е. в случае, когда изначально требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, суд по своей инициативе может привлечь к участию деле лицо, являющееся надлежащим ответчиком, согласие истца при этом требоваться не будет.

Указанная ситуация невозможна в гражданском и арбитражном процессах, где замена ненадлежащего Ответчика может быть произведена только с согласия Истца.

— КАС напрямую предусмотрено право суда истребовать доказательства по своей инициативе, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, в которых формально истребование судом доказательств возможно лишь по заявлению участников процесса.

Надо отметить, что подобная норма КАС РФ по сути кодифицирует уже сложившуюся практику судов общей юрисдикции, которые зачастую самостоятельно истребуют доказательства, подтверждающие по их мнению обстоятельства, имеющие значение для дела.

Законодательное закрепление данного правила свидетельствует о стремлении законодателя увеличить роль суда в формировании доказательственной базы по делу.

— КАС предусматривается право суда выходить за пределы заявленных требований и доводов сторон.

[2]

Из данного правила можно сделать вывод, что суд при рассмотрении дела в порядке КАС РФ не связан аргументами, приводимыми участниками процесса, и проверяет правомерность заявленных требований с учетом всех обстоятельств, признанных им в качестве имеющих значение для дела.

3. КАС вводит ряд дополнительных мер процессуального принуждения.

— Предусмотрена возможность принудительного привода любого лица, участвующего в деле.

Так, в случае, когда участие в рассмотрении дела конкретного лица признано судом обязательным, и это лицо не является в судебное заседание без уважительных причин, такое лицо может подвергнуто судом принудительному приводу.

Читайте так же:  Проверяем больничный лист. проведение проверки больничного листа в фсс по номеру в режиме онлайн

В этом заключается весьма существенное отличие КАС от ГПК РФ, где принудительно в судебное заседание можно доставить лишь надлежащим образом уведомленного свидетеля, но никак не лицо, являющееся стороной по делу.

— Вводится такая мера, как обязательство о явке. Представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.

— Закреплена возможность ограничения выступления участника судебного разбирательства. Заключается в фактической остановке со стороны суда выступления участника процесса, если он касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству.

— Установлено право суда лишить участника судебного разбирательства слова, т.е. по сути лишить его права на дальнейшее выступление в судебном заседании. Это допустимо, если участник процесса самовольно нарушает последовательность выступлений, неоднократно не исполняет требования судьи, а также допускает оскорбления либо призывает к осуществлению незаконных действий.

Надо отметить, что применение указанных мер принуждения (ограничение выступления и лишение слова) может быть обжаловано только при обжаловании решения суда по делу. На практике это может означать возникновение ситуации, при которой любого участника процесса можно будет лишить слова в самом начале судебного заседания, что нельзя будет оспорить до момента вынесения судом итогового судебного акта.

4. Участие представителя по ряду дел становится обязательным.

Предусмотрено обязательное участие представителя при рассмотрении следующих категорий дел:

— Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Лично по таким делам гражданин может выступать лишь в случае наличия у него высшего юридического образования.

— Дела о принудительном помещении в психиатрический стационар;

— Дела о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;


В последних двух случаях суд при отсутствии представителя сам назначает адвоката.

Кроме того, установлено обязательное требование о наличии высшего юридического образования у представителя по любому делу, рассматриваемому в порядке КАС. Наличие образования представители будут обязаны документально подтверждать перед рассмотрением дела.

5. Коллегиальное рассмотрение по первой инстанции для ряда дел.

Выделен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению уже в суде первой инстанции.

Среди них дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи; дела о расформировании избирательных комиссий и т.д.

6. Новые технологии при введении судопроизводства.

— Расширяются возможности использования технических средств при рассмотрении дела.

Участники процесса смогут с их согласия получать судебные извещения путем отправки СМС сообщения либо по электронной почте. Информирование участвующего в деле лица в подобной форме допускается при наличии его согласия, подтверждаемого распиской.

— Предусмотрена возможность представления в суд документов в электронном виде;

— Предусмотрена возможность для участников процесса получать копии судебных актов и иных документов в электронном виде при наличии соответствующего ходатайства.

Антон Поликутин, юрист компании «ЮрИнвест»:

В целом основные нововведения КАС РФ заключаются в увеличении роли суда в рассмотрении дел и повышении требований к представителям.

Предполагается, что такой подход будет способствовать укреплению механизма судебной защиты нарушенных государством прав и законных интересов, а также приведет к повышению качества рассмотрения административных дел.

Эффективность защиты нарушенных прав при рассмотрении дел в порядке КАС РФ возможно будет оценить с течением времени, но уже сейчас хочется выразить надежду, что наделение суда активной ролью в административном судопроизводстве не приведет к нарушениям принципа состязательности сторон и ограничению для них возможности доказывать свою правоту всеми не запрещенными законом способами.

Кас рф собрание законодательства. Какие дела суды рассматривают по правилам кас. Участие представителя по ряду дел становится обязательным

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 54 КАС РФ. Ведение административных дел в суде через представителей

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 54 КАС РФ. Ведение административных дел в суде через представителей

    1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

    2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

    3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

    4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

    5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

    7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

    8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

    9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    [1]

    Комментарии к статье 54 КАС РФ, судебная практика применения

    В пунктах 19-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» даны следующие разъяснения:

    Читайте так же:  Спецприемник умвд. положение. организация и обеспечение деятельности

    Представительство в суде

    Права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, по общему правилу защищают их законные представители (части 2, 3 статьи 54 КАС РФ). Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ). От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).

    Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).

    Оформление полномочий представителя в суде

    Согласно части 5 статьи 57 КАС РФ полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме.

    Такое оформление полномочий представителя осуществляется представляемым лицом непосредственно в ходе судебного заседания по административному делу. Соответствующие полномочия представителя действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.

    По смыслу части 2 статьи 56 КАС РФ, указание в доверенности права представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд означает также наличие у него права на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа.

    Назначение адвоката административному ответчику

    Если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, нет представителя, суд назначает в качестве представителя адвоката и рассматривает административное дело с участием назначенного представителя (часть 4 статьи 54 КАС РФ).

    Данное положение подлежит применению и в тех случаях, когда явка в судебное заседание административного ответчика признана судом обязательной или является обязательной в соответствии с законом, например, в случае отсутствия в месте жительства (пребывания) гражданина, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

    Приостановление рассмотрения дела для назначения или замены представителя

    Если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя (часть 5 статьи 58, часть 2 статьи 190 КАС РФ).

    Под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о назначении представителя, понимаются адвокатские палаты субъектов Российской Федерации; под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о замене законного представителя, — органы опеки и попечительства.

    Обращение суда к указанным субъектам по вопросу о назначении представителя или замене законного представителя должно быть изложено в определении о приостановлении производства по административному делу и является обязательным и подлежащим неукоснительному исполнению (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

    Категории дел, рассматриваемых в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

    Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ)существовала уже достаточно давно. Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.

    До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ). Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли. В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов.В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

    Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

    Возвращаясь к категориям споров, рассматривающимся в порядке, установленном КАС РФ, необходимо отметить, что законодатель разделил споры на две группы:

    1. дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
    2. дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

    Так, к первой группе споров относятся:

    • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
    • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
    • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
    • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
    • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    • и иные категории споров.

    Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

    • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
    • о прекращении деятельности СМИ;
    • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
    • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
    • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
    • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
    • и иные категории дел.
    Читайте так же:  Практические рекомендации по правильному увольнению с работы. как правильно уволиться по собственном

    Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАС РФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Статья подготовлена 17.11.2016

    Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы « BRACE »

    Опасные новеллы института представительства по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (Казиханова С.С.)

    Дата размещения статьи: 06.10.2016

    Вместе с тем вопросы, касающиеся возможности выбора граждан и организаций участвовать в деле лично или через представителя, лиц, которые могут быть представителями, решаются в процессуальных кодексах одинаково.
    В настоящее время и по ГПК РФ, и по АПК РФ представителем в суде может стать любое дееспособное лицо, полномочия которого оформлены надлежащим образом, за исключением лиц, указанных в законе (ст. 51 ГПК РФ, 60 АПК РФ), которые могут быть лишь законными представителями или представителями соответствующих органов. Нельзя не вспомнить существовавшее непродолжительное время в ч. 5 ст. 59 АПК РФ ограничение, связанное с возможностью представления интересов организаций в арбитражном суде только адвокатами или лицами, состоящими в штате этих организаций. Тогда Конституционный Суд РФ признал ч. 5 ст. 59 АПК РФ не соответствующей Конституции РФ, аргументировав это тем, что данное положение ставит в неравное положение организации и граждан, которые могут избрать любое дееспособное лицо в качестве представителя .
    ———————————
    См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3282.

    При этом существующая система бесплатной юридической помощи неспособна решить данную проблему. Бесплатная юридическая помощь в виде представления интересов в суде не носит массового характера. Она оказывается только определенным категориям граждан и по достаточно узкому перечню дел, из которых административные дела составляют незначительную часть (дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, оспаривание ненормативных актов, связанных с регистрацией права граждан на единственное жилье) (ст. 20 Закона о бесплатной юридической помощи) . Отметим также, что гражданин может не подпадать под те категории граждан, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь (например, незначительное превышение доходов величины прожиточного минимума по субъекту РФ), при этом у него может не быть достаточных денежных средств для заключения договора с юристом ввиду высокой стоимости юридических услуг. К тому же оказание бесплатной юридической помощи не охватывает равномерно всю территорию нашей страны. И остается проблема ее доступности для жителей отдаленных районов.
    ———————————
    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

    Признавая возможность этих объединений стать стороной в процессе (т.е. наличие у них административной процессуальной правоспособности), законодатель по существу лишает их административной процессуальной дееспособности в случаях отсутствия в их составе уполномоченного члена-юриста. Представляется, что ч. 7 ст. 54 КАС РФ противоречит п. 4 ч. 2 ст. 5 КАС, где указано, что общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, принадлежит административная процессуальная дееспособность.
    И, наконец, данным положением, уже традиционно для КАС РФ, нарушается принцип равенства участников процесса.
    В целом представляется, что те ранее не известные гражданскому процессуальному законодательству положения о представительстве в суде, которые были привнесены КАС РФ, являются практически необоснованными, нецелесообразными, а по существу препятствующими реализации конституционного права каждого на судебную защиту. И, очевидно, они ни в коем случае не должны найти закрепление в едином Гражданском процессуальном кодексе.

    Библиографический список

    1. Авдеенко Н.И. Развитие институтов судебной подведомственности и подсудности // Проблемы применения Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Калинин, 1974.
    2. Громошина Н.А. Кодекс административного судопроизводства: оценка перспектив // Вестник гражданского процесса. 2013. N 3.
    3. Громошина Н.А. С принятием Кодекса административного судопроизводства вновь не следует торопиться // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 3.
    4. Ивакин В.Н. Полномочия адвоката-представителя в гражданском и административном судопроизводстве. М.: Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, 2008. С. 58.
    5. Стрельцова Е.Г., Туманов Д.А. О проекте Кодекса административного судопроизводства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 12.
    6. Туманов Д.А. Подведомственность гражданских дел // Гражданское процессуальное право России / Под ред. С.Ф. Афанасьева. М.: Юрайт, 2013.
    7. Шакарян М.С. Понятие субъектов советского гражданского процессуального права и правоотношения и их классификация // Избранные труды. СПб.: Издательский дом Р. Асланова «Юридический центр», 2014.

    Особенности административного судопроизводства

    Особенности административного судопроизводства юристы обсуждали давно, что и предопределило введение в нашей стране отдельного нормативного правового акта – Кодекса административного судопроизводства РФ.

    До 15 сентября 2015 г. дела административного судопроизводства отдельно не выделялись, административные споры рассматривались в соответствии со специальными нормами ГПК РФ. Все административные дела после 15.09.2015 г. рассматриваются исключительно в порядке КАС РФ.

    Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора

    Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

    Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

    В рубрике, посвященной Кодексу административного судопроизводства, уже освещены особенности:

    Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.

    Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим

    Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.

    Читайте так же:  Адресная помощь многодетным семьям. пособие на ребенка малоимущим семьям

    Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

    Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

    Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

    При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

    [3]

    Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

    В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

    Особенности производства об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

    Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора. Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней. Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.

    В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.

    Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.

    При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

    Уточняющие вопросы по теме

    В какой суд обращаться по иску к Департаменту жилищного имущества Москвы об отказе в принятии на учет по улучшению жилищных условий?

    Вам нужно оформить заявление в районный суд по месту нахождения ответчика.

    КАС РФ: первая практика и общие рекомендации по применению

    Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

    Электронные версии изданий

    ОПЕРАТИВНОСТЬ

    Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

    АРХИВ ИЗДАНИЯ

    Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

    PDF номеров издания

    Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

    Реформирование ГПК РФ в связи с принятием КАС РФ (Герасимов А.В., Данилов Д.Б.)

    Дата размещения статьи: 22.02.2017

    В части регулирования судопроизводства по делам об административных правонарушениях по-прежнему применяются глава 25 АПК РФ и раздел IV КоАП РФ. Несмотря на название данного нормативного правового акта, КАС РФ не регулирует административное судопроизводство. Между тем существует мнение, что в ст. 46 Конституции Российской Федерации под административным судопроизводством понимается как раз производство по делам об административных правонарушениях .
    ———————————
    См.: Герасимов А.В. Некоторые тенденции модернизации юридических лиц в Гражданском кодексе Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. N 4(22). С. 18 — 20.

    Литература

    1. Баранов В.А., Приженникова А.Н. Теоретические и практические аспекты соответствия правовых институтов административного и арбитражного процессов // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 2. С. 15.
    2. Герасимов А.В. Некоторые тенденции модернизации юридических лиц в Гражданском кодексе Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. N 4(22). С. 18 — 20.
    3. Данилов Д.Б. Производство по делам об ответственности лиц за незаконное использование товарного знака по инициативе органов внутренних дел: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
    4. Кузбагаров А.Н. Примирение сторон по конфликтам частноправового характера: Дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2006.

    Кодекс административного судопроизводства: инструкция ВС РФ по применению

    В сентябре прошлого года начал действовать (пока еще не полностью) Кодекс административного судопроизводства РФ, работа над которым шла несколько лет, с перерывом на время судебной реформы. Спустя год Верховный суд РФ издал разъяснения о том, как судам надлежит применять новый Кодекс, содержащий непривычные для юристов требования к квалификации судебных представителей, право суда проявлять инициативу при рассмотрении дела, коллективные административные заявления и многое другое.

    Три месяца потребовалось Верховному суду РФ, чтобы выработать итоговый вариант разъяснений о применении Кодекса административного судопроизводства. Впервые обсуждение проекта соответствующего постановления состоялось 28 июня 2016 г., но в связи с необходимостью корректировки проект был направлен на доработку. Итоговый текст постановления ВС РФ № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» был утвержден 27 сентября (далее — постановление № 36).

    В ходе июньского обсуждения проекта Татьяна Петрова, председатель Судебной коллегии ВС РФ по административным делам, пояснила, что постановление содержит разъяснения по наиболее важным для судов вопросам, поскольку было разработано на основе поступивших в Верховный суд письменных предложений от судов общей юрисдикции, а также вопросов, которые обсуждались с судьями в ходе круглых столов, конференций, курсов повышения квалицикации и т.д. Замечания же к проекту были подготовлены ведущими учеными, специалистами в области процессуального и административного права.

    Постановление подробно не раскрывает вопросы, возникающие в рамках рассмотрения отдельных категорий дел или на отдельных этапах судопроизводства, поскольку, по словам Татьяны Петровой, решено было проанализировать такие вопросы детально в рамках отдельных документов, постановлений и обзоров практики. Например, в будущем можно рассчитывать на разъяснения суда по вопросам особенностей регулирования апелляционного, кассационного, упрощенного производства Кодексом административного судопроизводства РФ.

    Читайте так же:  Ходатайство об увольнении сотрудника. заявление на увольнение по собственному желанию. стандартный о

    По правилам КАС РФ рассматривают споры между неравными сторонами

    Структура постановления № 36 для удобства его применения похожа на структуру самого КАС РФ, потому и первые пункты документа посвящены базовым вопросам: предмету регулирования КАС РФ, подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и др.

    В КАС РФ предмету регулирования посвящена только ст. 1, которая содержит перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению в предусмотренном КАС РФ порядке. Однако поскольку данный перечень не является исчерпывающим, то на практике очертания предмета регулирования часто размываются, что вызывает трудности правоприменения. Потому одним из самых главных вопросов, затронутых в постановлении № 36, является круг дел, рассматриваемых в соответствии с КАС РФ, так же как соотношение гражданского и административного судопроизводств, полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    Так, в п. 1 постановления уточняется, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках таких правоотношений один из участников реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

    Под действие КАС РФ не подпадают споры о признании недействительными (незаконными) актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей (например, служебные споры, дела, связанные с назначением и выплатой пенсии и т.д.).

    Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (п. 1 постановления № 36). Например, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ (п. 2 постановления № 36). Отметим, что это не относится к спорам об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, в том случае, когда оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий ).

    Доказывание, представительство и аудиопротокол — как читать новые положения

    В административном судопроизводстве закреплен нетипичный для иных отраслей процессуального права принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (ч. 7 ст. 6 КАС РФ). Введение этого принципа повлияло, в частности, на процесс доказывания. Например, данный принцип позволяет суду по собственной инициативе истребовать доказательства в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63 КАС РФ). В связи с этим порядок приобщения доказательств на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции также меняется: в данном случае уже не имеет значения, могли ли быть такие доказательства представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции. Таким образом, цена бездействия (осознанного или нет) лиц, участвующих в деле, снижается.

    Суд апелляционной инстанции вправе отказать в приобщении доказательств по инициативе участвующего в деле лица, но только если установлено, что непредставление этих доказательств в суд первой инстанции было обусловлено злоупотреблением процессуальными правами (направлено на затягивание процесса и т.д).

    Еще одно нововведение, закрепленное в КАС РФ и вызвавшее активную критику, — это положение ч. 1 ст. 55 КАС РФ, согласно которому судебный представитель по административному делу должен иметь высшее юридическое образование. Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 19 постановления № 36, речь в данной норме идет только о представителях по доверенности. Именно им необходимо подтверждать суду либо наличие статуса адвоката, либо высшего юридического образования (см. п. 13 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015). А вот те лица, которые представляют интересы граждан (опекуны, родители), организаций (единоличный исполнительный орган) или органов власти (их руководители, заместители) в силу указаний закона и без доверенности, подтверждать наличие высшего юридического образования не должны.

    Обосновано это тем, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации). Однако если такие лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, то такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (п. 19 постановления № 36).

    Кроме того, в п. 20 постановления № 36 разъясняется порядок наделения полномочиями представителя посредством заявления представляемого лица, сделанного в устной (в судебном заседании) или письменной форме. ВС РФ отмечает, что соответствующие полномочия представителя в таком случае действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Введение КАС РФ требования об обязательном аудиопротоколировании (ч. 1 ст. 204 КАС РФ) уже за несколько месяцев применения этого Кодекса показало, что такая безапелляционная формулировка закона приводит к злоупотреблениям. В связи с этим в п. 65 постановления № 36 уточнены случаи, когда аудитопротоколирование можно не вести. К таким случаям относятся неявка в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также совершение процессуального действия, рассмотрения административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется.

    Источники


    1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

    2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

    3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
    4. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
    5. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
    Кас рф собрание законодательства. какие дела суды рассматривают по правилам кас. участие представите
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here