Какое преимущество дает участникам первого собрания кредиторов. процесс банкротства и важнейшая проц

Первое собрание кредиторов и принятие решения о переходе к последующей процедуре банкротства

Первое собрание кредиторов — важнейший этап процесса наблюдения, в ходе которого определяется дальнейшая процедура банкротства и решаются иные, принципиальные для судьбы организации-должника, вопросы. Завершает процедуру наблюдения и является основой для принятия арбитражным судом последующих решений [23].

Организация и проведение первого собрания кредиторов осуществляются временным управляющим (последний абзац п. 1 ст. 12). Оно созывается только по его инициативе (ср. п. 1 ст. 14). В отличие от нормы, установленной в п. 3 ст. 14 Закона, статья 72 определяет, что дату проведения первого собрания кредиторов временный управляющий должен установить не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 3 ст. 62 и ст. 51).

При этом временный управляющий должен иметь в виду, что, возможно, понадобится созыв повторного собрания кредиторов (п. 3 ст. 15 и п. 4 ст. 12). Если на первом собрании кредиторов не представлено необходимое число голосов конкурсных кредиторов для принятия указанных в п. 1 ст. 73 решений, то созывается повторное собрание кредиторов. В этом случае число голосов должно составлять более 30% общего числа голосов кредиторов с правом голоса (п. 3 ст. 15).

Следует также учитывать, что Закон предусмотрел приостановление дела о банкротстве в случае обжалования решений собрания (комитета) кредиторов (ст. 58).

Арбитражный суд при необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов (п. 6 ст. 71). Поэтому временный управляющий при назначении даты проведения первого собрания кредиторов должен учитывать и это обстоятельство, чтобы успеть провести собрание кредиторов в установленные сроки.

Общие правила подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов теперь утверждаются Правительством РФ (абз. 2 п. 2 ст. 29).

Правом голоса на первом собрании кредиторов обладают только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов производится в порядке и сроки, предусмотренные ст. 13 Закона. В ст. 72 указан круг лиц, которым направляется уведомление. На собрание кредиторов приглашаются только те конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, и требования которых включены в реестр на основании определения арбитражного суда.

Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствует более половины указанных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 4 ст. 12). Неуведомление этих лиц о собрании кредиторов может повлечь признание решения собрания кредиторов недействительным (последний абзац п. 4 ст. 15).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов о сроке, дате и месте проведения собрания кредиторов временный управляющий может также сообщить им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании в соответствии с п. 3 ст. 12.

Временный управляющий, формулируя повестку дня первого собрания кредиторов, должен учитывать компетенцию такого собрания (п. 1 ст. 73 Закона).

В первом собрании кредиторов принимают участие и иные лица, не имеющие права голоса, указанные в п. 3 ст. 72. Они вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов (п. 1 ст. 12). В частности, к конкурсным кредиторам не относятся работники должника по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий. Платежи по этим обязательствам не приостанавливаются в течение всего процесса банкротства. Представитель работников должника принимает участие в первом собрании кредиторов и вправе отстаивать интересы работников. Для этого он должен предъявить документы, подтверждающие его полномочия представлять интересы работников должника [14].

На первое собрание без права голоса приглашается также представитель учредителей (участников) должника, аргументы которого о целесообразности введении финансового оздоровления или внешнего управления также могут быть приняты во внимание.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. Его представитель может быть приглашен для участия в собрании кредиторов без права голоса, как и представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 170).

Такой же порядок участия в первом собрании кредиторов следует применять при банкротстве страховых организаций по отношению к представителю, уполномоченному Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (ст. 183); по делам о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг — к представителям федерального органа исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующей саморегулируемой организации на рынке ценных бумаг (ст. 187) и других организаций (ст. 192, 198) [14].

В Законе установлено, что арбитражный суд может отложить дело до принятия решения, но в пределах семи месяцев, отведенных на период наблюдения (п. 2 ст. 75). Это также должен учитывать временный управляющий при определении сроков назначения первого собрания кредиторов.

Для принятия первым собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства необходимо, чтобы финансовое состояние должника отвечало признакам банкротства с учетом состава и установленного размера денежных обязательств и обязательных платежей, определенных в ст. 3 и 4 Закона, и отсутствовали основания для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 53).

Поскольку решение об открытии любой процедуры банкротства принимается на первом собрании кредиторов и может быть введено арбитражным судом сразу после наблюдения, то должны быть предприняты действия к назначению арбитражного управляющего. К ним относятся: определение требований к кандидатуре арбитражного управляющего и определение СРО, которая должна представить в арбитражный суд соответствующую кандидатуру.

Если первое собрание кредиторов приняло решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о финансовом оздоровлении, о проведении внешнего управления или об открытии конкурсного производства, то оно должно определить количественный состав комитета кредиторов и выбрать его членов. Избрание членов комитета кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 18. Согласно п. 2 ст. 17, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, то собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов. В этом случае собрание кредиторов может своим решением возложить функции комитета кредиторов непосредственно на собрание кредиторов [27].

Читайте так же:  Как проверить наличие root прав на андроид

Численный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов. В комитете должно быть не менее трех и не более 11 членов (п. 4 ст. 17), избираемых из лиц, указанных в п. 1 ст. 18 Закона. Полномочия комитета кредиторов определяются собранием кредиторов.

К иным вопросам, которые могут быть решены первым собранием кредиторов, относится, в частности, принятие решения о заключении мирового соглашения (ст. 150 и 151), а также другие вопросы, решения по которым служат основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 54): констатация отсутствия признаков банкротства; отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом; удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов в ходе наблюдения; наличие признаков фиктивного банкротства. В этих случаях решение собрания кредиторов является основанием для обращения в арбитражный суд с ходатайством соответственно о прекращении производства по делу или об отказе в признании должника банкротом.

Ненаправление временным управляющим в течение 5 дней после проведения первого собрания кредиторов в арбитражный суд протокола первого собрания кредиторов влечет последствия, предусмотренные ст. 69 Закона.

Статья 74 Закона о банкротстве содержит обязательные требования к соответствующей процедуре банкротства, по которой первое собрание кредиторов приняло решение.

Для введения процедуры финансового оздоровления значимыми являются утверждение плана финансового оздоровления и график погашения задолженности. Исходя из графика погашения задолженности устанавливается срок проведения финансового оздоровления. Для отдельных категорий должников важно определение требований к кандидатуре административного управляющего, который должен знать специфику предприятия-должника [14].

При принятии решения о введении внешнего управления обязательным является установление срока внешнего управления. Требования к кандидатуре внешнего управляющего могут быть определены первым собранием кредиторов. Это же собрание вправе сформулировать соответствующие требования к кандидатуре конкурсного управляющего.

Порядок принятия решения первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения в период наблюдения установлен в ст. 151 Закона.

Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) (ст. 52, 53) о применении к должнику одной из следующих процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, либо прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона.

Решение арбитражного суда должно быть вынесено на основании решения первого собрания кредиторов. Чтобы избежать неразрешимой ситуации при отсутствии решения первого собрания кредиторов, проведенного в установленные сроки, арбитражному суду предоставлено право отложить рассмотрение дела в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, установить срок проведения первого собрания кредиторов, обязать кредиторов принять решение.

Если на проведение собрания кредиторов не осталось времени в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, арбитражному суду предоставлено право вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления указанных в п. 2 ст. 75 гарантий.

Если такие гарантии не предоставлены, то выносится определение о введении внешнего управления при условии, что суд установит возможность восстановления платежеспособности должника. При отсутствии такой возможности принимается решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, предоставляя арбитражному суду право самостоятельно принять решение о введении процедур банкротства, законодатель не дает возможности кредиторам нерадиво относиться к своим обязанностям, пресекает возможность злоупотребления процедурой банкротства и доводит процедуру наблюдения до логического завершения.

При значительной роли, которую законодательство о банкротстве отводит кредиторам, роль арбитражного суда не сводится к простой констатации принятых собранием кредиторов решений [14].

Анализируя все материалы дела, имея возможность самостоятельно предпринимать меры по изучению финансового состояния должника, арбитражный суд вправе принять решение, направленное на скорейшее восстановление платежеспособности должника вопреки решению собрания кредиторов. Так, при наличии гарантий, установленных в п. 3, он может принять определение о введении финансового оздоровления несмотря на то, что собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства.

Арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего в случаях, когда соответствующий управляющий не был утвержден одновременно с введением процедуры банкротства, а также в необходимых случаях. Одновременно арбитражный суд обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для решения вопросов, связанных с назначением соответствующего управляющего в установленном порядке.

С даты введения процедуры банкротства, установленной в определении арбитражного суда, наблюдение прекращается.

Органы управления в процедуре банкротства. Правовое положение антикризисного управляющего.

По общему правилу временный управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, — из числа лиц, предложенных должником. В случаях отсутствия предложений о кандидатурах временного управляющего или если предложенные кандидатуры не отвечают установленным Законом о банкротстве требованиям, а также если должник — юридическое лицо является градообразующей организацией, государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, или организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы, временный управляющий назначается хозяйственным судом по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве. Эти же правила применяются и при назначении управляющего в процессе конкурсного производства.

Встречаются случаи, когда при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего. В таких случаях хозяйственному суду предоставляется дополнительный трехдневный срок, в течение которого он должен вынести определение о назначении временного управляющего.

Читайте так же:  Эвтаназия в россии разрешена или нет отношение к эвтаназии в разных странах мира. эвтаназия. аргумен

К временному управляющему применяются те же положения Закона о банкротстве, что и для управляющего. Однако в Законе о банкротстве отдельно выделены права и обязанности временного управляющего.

Прежде всего, временный управляющий, как и управляющий, должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляются в соответствии с законодательством о банкротстве. Так, в соответствии со статьей 62 Закона о банкротстве управляющим в производстве по делу о банкротстве может быть физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, а также необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не имеющее судимости. Кроме того, управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю такого управляющего — юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, применяются требования, установленные к управляющему — физическому лицу. Свои полномочия управляющий осуществляет на основании специальной лицензии управляющего, выданной органом государственного управления по делам о банкротстве.

Законом о банкротстве четко определены права временного управляющего, назначенного хозяйственным судом. В соответствии со статьей 35 Закона временный управляющий вправе:

— предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о банкротстве и иными законодательными актами;

— заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества должника на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер;

— получать вознаграждение в порядке, установленном Законом о банкротстве;

заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя должника от должности;

— производить опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника;

[3]

-ходатайствовать перед хозяйственным судом о предоставлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, предоставлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материалами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено законодательством;

— проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника и анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, необходимых экспертов и специалистов в порядке, установленном законодательством;

— входить в служебные помещения должника и производить в них осмотр, если иное не установлено в соответствии с законодательством;

осуществлять в соответствии с Законом о банкротстве по поручению хозяйственного суда иные полномочия.

[1]

Должник обязан предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника, если иное не предусмотрено законодательством об охране государственных секретов.

Кроме перечисленных прав на временного управляющего возлагаются специальные функции, выполнение которых обязательно в такой процедуре банкротства, как защитный период.

В соответствии со статьей 36 Закона о банкротстве временный управляющий обязан:

— принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;

— истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах;

— устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;

проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника;

оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;

— определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору;

выполнять поручения хозяйственного суда, вытекающие из требований Закона о банкротстве;

— предоставлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

В процедуре конкурсного производства антикризисный управляющий обязан принять меры по установлению размера требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности должника, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами, рассматриваемых управляющим не позднее семи дней после их получения. По результатам рассмотрения вносятся соответствующие записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.

При поступлении письменного запроса антикризисного управляющего о предоставлении сведений в целях установления размера требований, указанных в части первой настоящего подпункта, запрошенные сведения представляются ему на безвозмездной основе в течение пятнадцати дней с даты поступления запроса;

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Стадии банкротства юридического лица: схема

В целях признания должника банкротом используется понятие несостоятельности предприятия, то есть неспособности вовремя рассчитываться по имеющимся обязательствам. Какие существуют стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями? В каком порядке проходит эта судебная процедура? Обо всех юридических нюансах пойдет речь далее.

Основные стадии банкротства юридического лица

Возможность объявить себя банкротом является единственным выходом законно ликвидировать бизнес в тех случаях, когда исполнить обязательства кредиторов не представляется возможным. При этом, как правило, сумма накопленных долгов превышает величину активов предприятия, а срок просрочки составляет свыше 3 мес. (ст. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.). В некоторых ситуациях анализ финансово-хозяйственного состояния компании позволяет предпринять превентивные меры по нормализации деятельности организации в целях расчетов с кредиторами. Но если перспектив развития бизнеса нет, собственникам приходится подавать в арбитраж заявление о несостоятельности.

Четкий регламент и обязательные этапы банкротства юридического лица утверждены на федеральном уровне в уже упомянутом Законе № 127-ФЗ. Этот нормативно-правовой документ определяет алгоритм действий, которые проводятся в процессе признания компании неплатежеспособной. Требования являются обязательными для всех участников процесса независимо от организационного статуса организации и ее отраслевой принадлежности.

Читайте так же:  Справка о среднем уровне заработной платы работников. справка о зарплате зачем нужна и где взять

Не все этапы банкротства применяются по мере решения дела, но предварительное наблюдение проводится всегда. Решение о введении наблюдательных мероприятий выносится судом по итогам рассмотрения заявления (может быть подано как должником, так и любым из кредиторов, а также уполномоченными госорганами). При этом внимательно изучаются представленные доказательства о неплатежеспособности должника. По итогам наблюдения делаются соответствующие выводы о дальнейшей судьбе предприятия – прекращение производства банкротства или переход к следующему этапу.

Стадии банкротства юридического лица – схема

Общепринятый порядок признания юрлица банкротом включает в себя проведение пяти обязательных стадий. Одну из них, а именно мировое соглашение, разрешается возобновлять в любой момент, а часть прочих (за исключением наблюдения) проводится не всегда и по назначению конкурсных кредиторов, участвующих в производстве. Право влияния прямо предусмотрено нормами Закона № 127-ФЗ. Итак, рассмотрим внимательно схему стадий банкротства.

Из представленной схемы становится понятен механизм рассмотрения судом дел о неплатежеспособности. О том, какие задачи преследуют стадии процедуры банкротства, подробнее в следующем разделе.

Основные этапы банкротства – цели и взаимосвязи

Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:

Стадия 1. Наблюдение

Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62-75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.

Стадия 2. Финансовая санация

Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76-92 Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:

  • Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
  • Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
  • Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
  • Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.

Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.

Стадия 3. Внешнее управление

В соответствии с требованиями стат. 93-123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:

  • Закрытие убыточных направлений бизнеса.
  • Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
  • Реализацию имущественных объектов организации.
  • Взыскание дебиторских обязательств.
  • Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
  • Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
  • Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.

План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.

Стадия 4. Конкурсное производство

Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124-149) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства – максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:

  • Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
  • Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.

По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.

Стадия 5. Мировое соглашение

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица – заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.

Читайте так же:  Перестановка слагаемых. допустима ли замена стороны при исполнении госконтракта. смена заказчика и у

Стадии банкротства – таблица

Таким образом, мы кратко рассмотрели основные этапы – стадии банкротства. Узнать, кто назначается ответственным на каждом из упомянутых мероприятий, исключая мировое соглашение, можно из нижеприведенной таблицы.

Процедура банкротства — основы процесса несостоятельности предприятия

Процедура банкротства – неизбежный этап при необратимом ухудшении финансового положения предприятия, к которому приводят различные причины, такие как финансовые убытки компании, экономический кризис в стране, невозможность выполнения долговых обязательств перед кредиторами.

Хотя банкротство становится негативным завершением ведения деятельности компании, нередко оно является единственным выходом из бизнеса с наименьшими финансовыми потерями. Процедура банкротства находится под контролем судебной власти – арбитражный суд передаёт управление организацией арбитражному управляющему.

Банкротство — что это такое?

Понятие банкротства определяет Федеральный закон «О несостоятельности», принятый Государственной Думой РФ 26 ноября 2002 года, следующим образом – это неспособность компании оплатить требования кредиторов по денежным обязательствам в полной мере либо невозможность оплачивать обязательные платежи.

Процедура банкротства заключается в применении особых мероприятий в отношении должника. Меры сводятся к тому, чтобы восстановить платёжеспособность компании для осуществления выплат по долговым обязательствам либо реализовать имущество должника и удовлетворить требования кредиторов.

Следует понимать, что не каждая организация, которая испытывает финансовые трудности, может быть признана банкротом. Процедуры несостоятельности применимы при условии суммы долга выше 300 тысяч рублей, сроки по которому превышают 3 месяца. Предприятие получает статус банкрота по судебному решению. Арбитражный суд назначает определенную процедуру, а также внешнее управление фирмой в лице арбитражного управляющего.

Право обратиться в суд с заявлением о признании банкротом компании имеет:

  1. Предприятие–должник.
  2. Уполномоченный оргАн (ФНС).
  3. Кредиторы.

Виды несостоятельности

Банкротство – понятие весьма гибкое, оно зависит от множества факторов. Подробнее о видах и понятии банкротства читайте здесь. Различают несколько разновидностей несостоятельности:
  • Реальное – на данной стадии предприятие не способно восстановить свою платёжеспособность, арбитражный суд вводит систему конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего, внешнее управление позволяет должнику рассчитаться с кредиторами.
  • Условное или временное – возникает на фоне превышения актива баланса над пассивом или задолженностью дебиторской. Административное внешнее управление даёт шанс восстановить платёжеспособность предприятия.
  • Умышленное (преднамеренное) – руководители фирмы специально доводят организацию до стадии банкротства для личного обогащения. Суд тщательно проверяет каждое заявление на факт преднамеренной несостоятельности, такие действия преследуются законом. Уголовная ответственность за банкротство такого вида предусматривает как штрафы, так и лишение свободы.
  • Фиктивное – ложное заявление должника для того, чтобы выгадать время и получить рассрочку или отсрочку платежа от кредиторов. Полная информация о том, что такое фиктивное и преднамеренное банкротства вот тут. Фиктивная несостоятельность также преследуется в уголовном порядке.

Проведение основных стадий процедуры, назначаемых арбитражным судом

После рассмотрения заявления арбитражный суд проверяет, есть ли реальные признаки несостоятельности. При удовлетворительном ответе вводит основные процедуры банкротства для регулирования финансового положения компании:

  1. Наблюдение.
  2. Финансовое оздоровление, если есть вероятность улучшить состояние.
  3. Внешнее управление назначается, если шансы на возрождение платёжеспособности невелики.
  4. Конкурсное производство. В его пользу арбитражный суд делает выбор при условии невозможности поставить предприятие на должный уровень.

Проведение каждой стадии преследует свои цели, ниже каждая процедура рассмотрена более подробно.

Наблюдение

Это первая стадия процедуры банкротства, её длительность, как правило, занимает семь месяцев.

Главные задачи процедуры:
  • Принятие эффективных мер для оптимизации производства и сохранения имущества.
  • Анализ текущего положения – позволяет выяснить, существует ли возможность реабилитации платёжеспособности и погашения долга.
  • Определение имеющихся активов, с помощью которых можно оплатить судебные расходы и задолженности по заработной плате сотрудникам.

Арбитражный суд назначает временного управляющего, он берёт под контроль всю процедуру и осуществляет проведение независимого анализа дел компании.

Ещё одна значимая задача, которая выполняется на первой стадии банкротства, это составление реестра требований кредиторов и определение порядка очереди. Форма реестра требований кредиторов вот здесь.

С самого начала наблюдения каждый кредитор направляет свои претензии в арбитражный суд, а также временному управляющему. С помощью реестра устанавливается точное количество кредиторов, этот же документ содержит сведения о характере их требований.

Рассмотрению подлежит каждое требование, суд обязательно проверяет их обоснованность, после чего выносит решение о внесении требования в общий реестр или об отказе. Порядок исключения кредитора из реестра смотрите вот тут.

Те лица, которые представили свои требования не позднее, чем через тридцать дней со дня объявления о введении процедуры наблюдения, имеют право участвовать в первом заседании кредиторов при условии, что их требования были включены арбитражным судом в официальный документ — общий реестр.

Другая важная часть стадии наблюдения заключается в проведении первого собрания кредиторов. Такая обязанность ложится на плечи внешнего управляющего, назначенного арбитражным судом. На собрании кредиторы принимают решение о дальнейшем ходе процедуры банкротства.

Вопросы, решение по которым принимают на первом заседании:

  • Выбор и назначение следующего из основных этапов.
  • Рассмотрение вероятности заключения мирного соглашения.

Первое собрание предполагает утверждение кандидата на роль арбитражного управляющего, далее именно это лицо будет осуществлять руководство процедурой, которая сменит «наблюдение». Кроме того, обязательно создание комитета кредиторов, а также выбор из общего числа кредиторов реестродержателя – заведующего общим реестром требований. Подобные вопросы решаются посредством общего голосования.

Читайте так же:  Что делать не подписывают заявление. не подписывают заявление об увольнении, что делать

Финансовое оздоровление

Итак, как же проходит процедура финансового оздоровления для компании? При наступлении данной стадии компания – банкрот не прекращает ведение хозяйственной деятельности, кроме того, учредители предприятия сохраняют определённый контроль над деятельностью фирмы, несмотря на то, что в отношении компании была введена процедура банкротства. При этом управление должником осуществляют те же органы – арбитражный суд и назначенный им управляющий.

Что не может делать должник без согласия комитета кредиторов и административного управляющего:

  1. Заниматься реорганизацией.
  2. Оформлять сделки по отчуждению имущества.

Оздоровительная процедура также предполагает утверждение плана погашения долговых обязательств и установление сроков этих выплат. Данную процедуру арбитражный суд устанавливает на срок, не превышающий 18 месяцев.

В том случае, если по окончанию стадии финансового оздоровления долги так и не будут выплачены, собрание кредиторов обращается в суд, в отношении должника вводится процедура внешнего управления или конкурсного производства.

Внешнее управление

На этапе внешнего управления руководство компании теряет значительную часть своих полномочий. Компания теряет генерального директора в качестве руководителя, обязанность по руководству организацией полностью ложится на плечи внешнего управляющего.

Важная особенность процедуры внешнего управления – установление права на отсрочку платежей по долговому обязательству, которые возникли до его введения. Это существенное преимущество для банкрота, позволяющее выиграть некоторое время до осуществления выплат. Такое право повышает вероятность восстановления финансового состояние компании – должника.

Процедура внешнего управления включает также составление плана, он предусматривает меры по устранению несостоятельности организации, к примеру:

  • Завершение деятельности не приносящих прибыли производств.
  • Смена деятельности фирмы.
  • Продажа имущества.
  • Передача прав требования.

[2]

Этап внешнего управления занимает 18 месяцев, срок может быть продлен максимум на полгода.

Конкурсное производство судебный порядок

Окончательной стадией процесса несостоятельности является конкурсное производство. Его назначение целесообразно при условии абсолютной недейственности предыдущих мер, после которых задолженность погасить не получилось. Следует понимать, что компания официально считается банкротом именно с введения этой процедуры.

Конкурсное производство преследует главную цель — прекратить ведение деятельности предприятия и удовлетворить притязания кредиторов, которые значатся в общем реестре. Вторая часть главной цели достигается посредством реализации имущества банкрота.

Конкурсным производством заведует арбитражный суд, а для обеспечения управления он назначает конкурсного управляющего. Процедуру устанавливают на шесть месяцев, по истечению срока каждый из участников процесса может ходатайствовать о продлении.

Так как главная цель конкурсного производства заключается в осуществлении выплат по задолженностям перед кредиторами, то основная задача этой процедуры — провести полную инвентаризацию и дать оценку стоимости имущества предприятия-банкрота. Такое имущество становится конкурсной массой и идёт в счёт удовлетворения требований кредиторов.

О произведенных выплатах конкурсный управляющий отчитывается на бумаге. На основании представленного управляющим документа арбитражный суд выносит окончательное решение о завершении конкурсного производства. Решение суда управляющий направляет в Госреестр, сотрудники государственного органа вносят запись в Единый реестр юридических лиц о ликвидации компании.

Конкурсное производство при банкротстве применимо для безнадёжных должников.

Существуют несколько сценарием развития процесса, которые установлены законодательством РФ. Если на начальных этапах финансовая реабилитация имеет высокие шансы, то сложные и запущенные состояния приводят только к полной ликвидации бизнеса. Кроме того, при выявлении правонарушений, таких как преднамеренное или фиктивное банкротство, в отношении учредителей может быть применена даже уголовная ответственность.

Финансовое оздоровление, также как и процедура внешнего управления дают организации шанс привести в порядок деятельность фирмы, восстановить финансовое благополучие и рассчитаться с кредиторами. Такая позиция выгодна обеим сторонам – должник оставляет предприятие и улучшает свои финансовые дела, а займодавец получает полное возмещение долговых обязательств.

Однако не всегда предоставляется возможность улучшить финансовое положение. Если у предприятия не получается восстановить свою платёжеспособность, закон гарантирует защиту интересов кредиторов. Для выполнения обязательств должником перед кредиторами вводится процедура, приводящая к принудительной ликвидации предприятия-банкрота и взыскания задолженности в денежной форме или в качестве реализации имущества должника.

Предлагаем познакомиться со взглядом юриста на банкротство в этом видео:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон отстаивает одновременно интересы кредиторов и интересы должника. Ведь подача заявления в арбитражный суд, последующее его рассмотрение и назначение какой-либо из основных процедур несостоятельности позволяют банкроту избежать «долгового рабства», и, с помощью арбитражных управляющих, произвести расчёт с кредиторами, удовлетворив их требования.

Источники


  1. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  3. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  4. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.
  5. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
Какое преимущество дает участникам первого собрания кредиторов. процесс банкротства и важнейшая проц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here