Содержание
- 1 Источники права института международно-правовой ответственности
- 2 Международно-правовая ответственность
- 3 Какими нормами регулируется международно правовая ответственность
- 4 Понятие и основания международно-правовой ответственности
- 5 Ответственность в международном праве.
- 6 Международно-правовая ответственность (стр. 1 из 4)
Источники права института международно-правовой ответственности
Ответственность — один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Однако, как это ни парадоксально, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. Этим же объясняется изобилие теоретических исследований института международно-правовой ответственности.
Считается, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.
Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.
С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного права.
Провозглашается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.
Особое место в международном праве занимают вопросы ответственности физических лиц, выступающих от имени государства и совершающих действия, которые квалифицируются как военные преступления и преступления против человечества.
Определение понятия агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, устанавливает, что агрессивная война является преступлением против международного мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность.
2.Основания международно-правовой ответственности
Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях – на основе чего и за что возникает ответственность.
Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.
Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.
Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.
Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Фактические основания. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. Статья 3 проекта статей об ответственности «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».
Государство – это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее правило: «Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства». Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.
Последующие статьи проекта конкретизируют общее правило и устанавливают, что не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства – учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой – международный или внутригосударственный — характер имеют эти функции.
Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях – конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.
Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 739 | Нарушение авторских прав
Международно-правовая ответственность
В международном праве институт ответственности выполняет задачу обеспечения соблюдения норм международного права, выступает в качестве инструмента регулирования международных отношений. Международно-правовую ответственность определяют, как обязанность субъекта международного права понести установленные неблагоприятные последствия за совершенное им международное правонарушение. Любое нарушение взятого на себя международно-правового обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб, причиненный другому субъекту международного права.
Различают юридические и фактические основания международно-правовой ответственности. Юридические основания представляют собой международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Юридические основания содержатся в различных источниках международного права, а также иных международно-правовых актах, фиксирующих юридически обязательные для государства правила поведения. К их числу относятся договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, а также односторонние международно-правовые акты государств, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и др.).
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение – действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее международно-правовые обязательства этого субъекта и наносящее ущерб другому субъекту международного права. Необходимыми признаками международного правонарушения являются противоправность деяния, вред (ущерб), а также причинная связь между деянием и наступившими последствиями (ущербом).
Противоправность в международном праве понимается как расхождение между международно-правовой нормой (международным обязательством) и поведением государства. Противоправное поведение связано с причинением ущерба законным интересам государств или международному сообществу. Ущерб может быть материальным (территориальные или имущественные потери) и нематериальным (ущемление прав, престижа государства). Нанесение ущерба дает основания ставить вопрос об ответственности.
При решении вопроса о вменении поведения государству действует презумпция, согласно которой государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, отдельных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, а также за неприятие необходимых мер против правонарушений лиц, находящихся под его юрисдикцией. По некоторым договорам на государство возлагается ответственность не только за деятельность государственных органов, но и любых физических и юридических лиц. Например, согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г. государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный государственными и частными космическими объектами.
В некоторых случаях, регламентированных специальными договорами, в международном праве предусмотрена несанкционная международно-правовая ответственность, т.е абсолютная ответственность за невиновное причинение ущерба. Она устанавливается за причинение ущерба в результате правомерной деятельности, связанной с источниками повышенной опасности и высокой степенью риска (освоение космоса, использование атомной энергии). Заинтересованный субъект, осуществляющий такую деятельность, должен осознавать возможность эксцессов и нести ответственность за риск.
Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).
Международное преступление – это особо опасное международное правонарушение, посягающее на основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международной безопасности и всему человечеству. К таким преступлениям перед международным сообществом в целом относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество. Они влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.
Преступление международного характера – это деяние физического лица, посягающее на права и интересы нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц (международный терроризм, взятие заложников, захват воздушных судов, посягательства на лиц, пользующихся международной защитой и т.д.). Такие деяния не связаны с политикой государства и влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции. В тех случаях, когда государство могло предотвратить или пресечь подобные преступные действия физических лиц, оно может нести материальную и политическую ответственность (возместить ущерб, принести извинения).
Международные деликты – правонарушения, наносящее ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права. К ним относятся: нарушение государством односторонних или договорных международных обязательств; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций, решений международных судов и арбитражей и другие.
Достаточно условно выделяют два вида международно-правовой ответственности государств – материальную и нематериальную (политическую). Прямого соответствия между характером ущерба и видом ответственности не существует, и международно-правовая ответственность, как правило, выступает в политической форме.
Формами материальной ответственности являются реституции и репарации. Реституция – это возмещение государством-правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре, т.е. восстановление положения, существовавшего до совершения правонарушения (возвращение неправомерно захваченного имущества, художественных ценностей, транспортных средств). Разновидностью реституции является субституция, выражающаяся в замене неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества на аналогичное по стоимости и назначению.
Репарация представляет собой возмещение материального ущерба правонарушителем в денежном выражении, товарами, услугами. Такой компенсации подлежит любой экономически оцениваемый ущерб, понесенный потерпевшим государством. Репарации применяются, когда причиненный вред не покрывается реституцией.
Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета. Ресторация представляет собой восстановление государством-правонарушителем прежнего правового состояния объекта (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим расходов).
Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, возмещение вреда, причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Как правило, сатисфакция выражается в форме официального выражения сожаления, сочувствия, соболезнования, принесения извинений, официального признания факта правонарушения.
Международно-правовая ответственность может выходить за рамки возмещения ущерба или восстановления нарушенных прав и принимать формы ограничительно-карательного характера. К таковым относятся чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Чрезвычайные сатисфакции представляют собой временное ограничение суверенитета и правоспособности государства. К ним относятся приостановление деятельности государственных органов и осуществление их полномочий органами других государств, упразднение отдельных политических институтов, оккупация, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, контроль за использованием научного и промышленного потенциала и другие меры. Чрезвычайные репарации выражаются в ограничении правомочий государства по распоряжению своими материальными ресурсами. Целью такой меры является исключение факторов, способствовавших совершению международных преступлений.
Наряду с международно-правовой ответственностью государств действует ответственность физических лиц за нарушение мира, безопасности, законов и обычаев войны. Военные преступники подсудны международным военным трибуналам и национальным судам государств, на территории которых были совершены преступления. Составы преступлений, за которые физические лица подвергаются международной уголовной ответственности и процессуальные нормы деятельности международных военных трибуналов зафиксированы в различных международных документах (например, в Уставе международного военного трибунала 1945 г., Женевских конвенциях 1949 г.). Согласно нормам международного права к военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности.
Механизм реализации ответственности предусматривает право потерпевшего государства использовать принудительные средства, если государство-нарушитель отказывается добровольно нести ответственность. Таким способом принуждения являются международно-правовые санкции (контрмеры).
Санкции – это принудительные действия, применяемые субъектом международного права в ответ на правонарушение, с целью пресечения правонарушения и обеспечения ответственности правонарушителя. Контрмеры не могут быть превентивными и не являются формой ответственности, их цель – обеспечить восстановление нарушенных прав субъектов международного права. Санкции могут носить вооруженный и невооруженный характер соразмерно степени тяжести правонарушения. Они осуществляются в особом процессуальном порядке в тех случаях, когда правонарушитель отказывается восстановить права потерпевших и добровольно выполнить понести ответственность.
Санкции подразделяются на индивидуальные (самопомощь) и коллективные (с помощью международных организаций). К санкциям, осуществляемым с помощью международных организаций, являются следующие: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности. К индивидуальным санкциям относятся реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.
Реторсии – это принудительные меры, направленные на ограничение интересов другого государства. В международной практике используются следующие формы реторсий: ограничение импорта товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; отзыв посла; выдворение из страны дипломатов; отмена запланированных визитов главы государства. Мерами международно-правового принуждения реторсии выступают в тех случаях, когда они являются ответом на международное правонарушение. Однако реторсии могут использоваться и как меры политического давления в ответ на недружелюбный, но правомерный акт другого государства (например, ограничение въезда на территорию одного государства граждан другого государства).
Репрессалии – это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав и интересов государства-нарушителя, в обычных условиях охраняемых международным правом. В отличие от реторсий репрессалии всегда являются мерами санкционного принуждения, в противном случае они трансформируются в правонарушение. Международное право установило пределы применения репрессалий для недопущения злоупотребления ими. Современное международное право допускает лишь репрессалии экономического (эмбарго, бойкот) и политического (денонсация или аннулирование договоров) характера. К политической форме репрессалий относят непризнание – отказ государства признавать ситуацию, порожденную неправомерными действиями правонарушителя (непризнание противоправных договоров, территориальных изменений и т.д.). Вооруженные репрессалии (бомбардировки, интервенции, блокады) запрещены и рассматриваются как акты агрессии. Недопустимо ущемление в порядке репрессалий принципа уважения права человека (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.).
Самооборона — это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в ответ на вооруженное нападение (ст. 51 Устава ООН). Данные меры должны быть соразмерны правонарушению, в ответ на которое предпринимаются, и ограничены территорией пострадавшего государства.
Следует отметить, что институт международно-правовой ответственности переживает процесс становления. Общепризнанных мер ответственности, зависящих от характера нарушений международно-правовых норм, в международном праве не существует, зачастую определение меры ответственности является предметом соглашения. Показателем эволюции института ответственности за совершение международных преступлений стало учреждение в середине 1990-х гг. Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии, и Международного уголовного трибунала для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других нарушениях международного гуманитарного права. В 1998 г. принят Устав Международного уголовного суда ООН.
Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 556 | Нарушение авторских прав
Какими нормами регулируется международно правовая ответственность
ТЕМА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права.
2. Основания для возникновения международно-правовой ответ ственности.
1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права
2. Основания для возникновения международно-правовой ответственности
Вопросы:
1. Дайте характеристику источников, содержащих нормы международно-правовой ответственности.
2. Укажите случаи, когда может наступить международная ответственность за правомерную деятельность.
3. Перечислите основания международной ответственности.
4. Назовите виды международно-правовой ответственности.
Понятие и основания международно-правовой ответственности
Лекция 4 «Международно-правовая ответственность»
Понятие и основания международно-правовой ответственности.
Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
Ответственность международных организаций и физических лиц.
Основная литература:
*Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова – М.: Межд. отношения. 2005. – гл.11.
*Международное публичное право: Учебник. Издание третье, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: Проспект, 2005. Гл. 24.
*Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. — М.: БЕК, 2001. Гл. 14.
*Международное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2005. Гл. 9.
*Грицаев С.А. Международная уголовная ответственность физических лиц: История и современность. Учебное пособие. – Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2005. – 88 с.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Понятие и основания международно-правовой ответственности
Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб, причиненный в результате правомерных действий, если это предусмотрено международным договором.
Субъекты международного права, как и всякие другие субъекты права, имеют права и несут обязанности, установленные нормами международного права. Санкции этих норм определяют пределы ответственности в случае их нарушения и предназначены для реализации ответственности. В международном праве в абсолютном большинстве случаев в правовых нормах не формулируются конкретные индивидуальные санкции. Отсутствие традиции фиксировать в нормах международного права индивидуальные санкции норм вовсе не означает их “несанкционированность”, отсутствие санкций международно-правовых норм. Просто такова специфика и одновременно проблема международного права. К специфике можно отнести и то, что многие санкции, относящиеся, например, к ответственности государств за международные преступления, могут определяться, устанавливаться и изменяться в процессе самой реализации ответственности (например, формы и размеры репараций).
Вопросы квалификации международного правонарушения, объема и форм ответственности за вред или ущерб, возникший в результате его совершения, нередко становятся предметом официальных международных дискуссий. Примером такой осложняющей международные отношения дискуссии может служить дискуссия по вопросу о правильной юридической оценке военной акции НАТО, предпринятой в отношении Союзной Республики Югославии в 1999 г. и тех негативных последствий, которые она повлекла.
Реализация ответственности за менее серьезные международные правонарушения чаще всего по политическим и иным соображениям в практическую плоскость не переводится. Эти правонарушения замечают, о них не забывают, но они остаются как бы незамеченными, хотя такая практика не свидетельствует ни о том, что эти правонарушения не существуют, ни о том, что международный правопорядок функционирует должным образом.
Тем не менее, отчасти договорным путем, но главным образом, обычно-правовым путем, созданы и функционируют многие принципы и нормы международного права об ответственности субъектов международного права. Приведенные в определенную систему, они представляют собой отдельный институт международного права.
Начиная с 1956 г. Комиссия международного права ООН работает над кодификацией принципов и норм о международно-правовой ответственности субъектов международного права. Труды Комиссии могут привести к заключению универсальных международных договоров о международно-правовой ответственности, что, несомненно, способно улучшить качество функционирования международного права.
Ответственность наступает при наличии определённых оснований, понимаемых в двух значениях – на основании чего и за что возникает ответственность. Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности, между которыми существует тесная связь. Юридические основания – это совокупность юридически обязательных международно – правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение. Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения.
Обязательства государства могут вытекать не только из нормативных актов, но и из актов применения права. Такими актами являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по поддержанию мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей трибуналов. В отдельных случаях юридическим основанием ответственности государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, использование ресурсов континентального шельфа и т.д.). В таких случаях государство не вправе до совершения соответствующих действий других государств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.
Фактическое основание, как уже отмечалось, есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо чётко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Правонарушением в международном праве принято считать нарушение субъектом международного права своего обязательства, принятого на основании норм международного права. Противоправным поведением субъекта международного права является его нарушающее международное обязательство действие или бездействие (деяние).
Наиболее тяжкие международные правонарушения называются международными преступлениями государств или других субъектов международного права, таких как международные межправительственные организации. Нарушителя международного права именуют делинквентом, независимо от вида и тяжести правонарушения. Если нарушение международного обязательства не относится к числу тяжких, затрагивающих права и защищаемые интересы всего международного сообщества, его принято именовать международным деликтом. Для констатации деликта необходимо и достаточно наличия деяния и возникновения вреда, возникшего именно в результате данного деяния, для выяснения чего требуется установление причинной связи между деянием и наступившим вредом.
Под вредом понимается всякое предусмотренное нормами об ответственности подлежащее возмещению или удовлетворению неблагоприятное последствие, однако различают нематериальный вред и материальный ущерб. Материальный ущерб проявляется в территориальных, имущественных потерях, убытках, упущенной выгоде, нематериальный – в ущемлении прав, чести, достоинства, престижа государства и т.д.). Нематериальный вред не имеет денежной или иной материальной оценки и, как правило, не связан с материальным возмещением (например, публичное оскорбление дипломатического представителя, осквернение флага государства).
Государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего законодательства в оправдание международных деликтов. Они несут международную ответственность не за существующие на их территории условия, а за нарушение международного обязательства или иное причинение вреда другим государствам, их юридическим и физическим лицам.
Деяния государств. Деятельность государства во внешнеполитической сфере проявляется только посредством деятельности его органов и должностных лиц (агентов), официально выступающих от имени государства. Любое поведение государства, будь оно правомерным или противоправным, в чем бы и где бы оно ни проявлялось, внешне выражается в действиях или бездействии определенных государственных органов и официальных лиц. Эти органы и эти официальные лица государства не являются субъектами международного права и не способны самостоятельно, от своего собственного имени нести ответственность по международному праву. За их противоправную деятельность (деяния) несет международную ответственность государство.
В проекте статей об ответственности государств, подготовленном Комиссией международного права ООН, говорится, что поведение любого органа государства, если он действовал в своем официальном качестве, рассматривается согласно международному праву как деяние самого государства. Следовательно, государства несут ответственность за деяния законодательных, исполнительных, судебных и всех иных своих органов. В этой конструкции международной ответственности, основанной на неразрывном единстве государства, его органов и его должностных и уполномоченных лиц (агентов) проявляется несовпадение субъекта правонарушения (физическое лицо, официально представляющее государственный орган) и субъекта ответственности (государство, как единое целое), что и составляет особенность международного права и специфику международной ответственности.
Во внутреннем праве государств преобладающая конструкция ответственности иная: кто совершает правонарушение, тот и несет ответственность. Конструкция международно-правовой ответственности государств, основанная на несовпадении субъекта правонарушения и субъекта ответственности, позволяет в случае совершения государством международного преступления привлечь его к ответственности на основании норм о международно-правовой ответственности (должностные лица к такой ответственности не привлекаются из-за отсутствия у них международной правосубъектности), а кроме того, позволяет привлечь персонально должностных лиц государства и его агентов к уголовной ответственности на основании норм международного уголовного права, признающего международную уголовную правосубъектность должностных лиц государств, ответственных за международные преступления.
Положение совершившего деликт государственного органа не имеет значения при решении вопроса об ответственности государства. Так, среди деяний законодательных органов, влекущих международную ответственность государства, выделяются такие, как неиздание закона, который государство обязалось издать, или неотмена закона, который государство обязалось отменить. Примером международного обязательства, предписывающего государствам принять определенные законодательные меры, может служить п. 1 ст. 2 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.: “Каждое государство-участник должно принять эффективные меры для. исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечиванию расовой дискриминации всюду, где она существует”.
Международные обязательства могут быть нарушены как действиями, так и бездействием национальных судебных органов. Суды могут быть независимы от других органов государства, например, от правительства, но никак не от самого государства, поэтому деяния судов, нарушивших международное обязательство государства, влечет ответственность самого государства. Наиболее типичными случаями противоправного поведения судов и, соответственно, государства являются: отказ в правосудии иностранцу и принятие судебного решения в отношении иностранца или иностранной собственности, нарушившего международное обязательство государства и повлекшего международный деликт. Примером такого противоправного судебного решения является решение кассационного суда Франции в 1925 г. об отказе в удовлетворении иска советского правительства к “Российскому обществу пароходства и торговли” (РОПИТ) о возвращении морских судов, национализированных советским государством и незаконно уведенных во Францию.
Решение вопроса о том, является ли деянием государства противоправное поведение частных лиц и их групп, зависит от того, находятся ли такие лица и такие группы в фактической реальной связи с органом государства и действуют ли они если не юридически, то фактически от имени государства. Если, например, будет установлено и доказано, что данная конкретная группа “добровольцев” осуществляла военные операции на иностранной территории по поручению, хотя бы и тайному, какого-либо государственного органа, то противоправные действия данной группы считаются деянием самого государства в форме его противоправного действия, влекущего международную ответственность. Связь с государством такой группы может выражаться в ее финансировании, обучении, координации ее деятельности с деятельностью собственных сил и т.д. Если такая связь не будет установлена, то деликта государства нет.
В отдельных случаях государства соглашаются нести политическую и материальную ответственность за действия частных компаний (юридических лиц) в договорном порядке. Согласие государств нести такую ответственность закреплено, например, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
За противоправное поведение органов повстанческих движений государство, утратившее контроль над частью своей территории, находящейся под контролем этих движений, ответственности не несет за весь период утраты своего контроля.
Вопрос о вине как самостоятельном признаке международного правонарушения порождает различные суждения и не имеет однозначного решения. Основываясь на международной практике и стремясь избежать сложностей при доказательстве вины, Комиссия международного права не включила в проект статей элемент вины государства как необходимый признак правонарушения. Сторонники выделения вины исходят из того, что при любых обстоятельствах государство проявляет свою волю. При совершении международного правонарушения проявление воли носит неправомерный, т.е. виновный, характер.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Ответственность в международном праве.
Читайте также:
|
Источники
Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.- Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
- Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
Доброго всем дня! Меня зовут Александр Силинский. Я уже более 12 лет работаю юристом и провожу юридические консультации. У меня разнообразные направления в работе, поэтому я набрал достаточно опыта в этой сфере. Хочу поделиться своими знания со всеми пользователями.
Все данные для сайта были изложены в доступном виде, для этого администраторы сайта долгое время собирали и перерабатывали большое количество разнообразной информации. Вся информация выложена на сайте в полном объеме. Перед применением информации с данного сайта необходима Обязательная консультация с профессионалом.