Какие ограничения прав и свобод граждан существуют ограничение конституционных прав и свобод. свобод

Конституционно-правовые условия ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения, военного положения

Конституционные ограничения — это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.

Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».1

защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Таким образом, главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т. д. Ограничением, скажем, правовыми средствами свободы одного лица (по приговору суда), защищаются такие первичные ценности человека (и общества в целом), которые являются приоритетными в данной ситуации.

ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);

ограничения в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 К. РФ).

Ограничения прав в период чрезвычайного или военного положения, как правило: а) не распространяются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта. Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться. Такой подход согласуется с закрепленной в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ нормой, согласно которой в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права, предусмотренные ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 — 54 Конституции РФ.

Одно из конституционных правил ограничения основных прав и свобод выражено в словах: «только в той мере, в какой это необходимо.

Следовательно, ограничения во всех случаях должны преследовать цель — найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права. Безусловно, ограничение права возможно до тех пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением

Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям: 1) в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются: ограничение гражданских и политических прав, ограничения экономических, социальных, культурных прав; 2)в зависимости от времени действия: постоянные, установленные е Конституции РФ, и временные, которые должны быть прямо указаны в федеральном законе о чрезвычайном положении и которые связаны в основном с запрещением митингов, шествии, демонстраций, дополнительными обязанностями е сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности политических партий, установлением комендантского часа и другими ограничениями;3)в зависимости от широты охвата: общие, распространяющиеся на все права и свободы, и индивидуальные, распространяющиеся на все права и свободы; 4)в зависимости от сферы использования: государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципальные; 5) в зависимости от содержания финансово-экономические, личные (содержание под стражей) и огранизационно-политические (отставка); 6)в зависимости от способов их осуществления; запреты, обязанности, приостановления, меры.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина: цели, основания и юридические пределы

Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, — это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.

В правовой литературе нет единого толкования понятия «ограничение прав». На наш взгляд, рассмотрение классификации конституционных ограничений прав и свобод играет важную роль в определении данного юридического термина и в упорядочении самих ограничений.

В современной науке конституционные ограничения прав и свобод классифицируются по следующим основаниям [1] :

1. В зависимости от сферы ограничения прав и свобод выделяют ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).

Однако следует помнить, что среди прав есть такие, которые вообще не должны ограничиваться. Это абсолютные или основные права. Основные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и законного государственного принуждения. [2]

В соответствии со ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, где предусмотрено, что ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право не подвергаться без свободного согласия медицинским или научным опытам, право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, право не подвергаться лишению свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства, право не привлекаться к ответственности за деяние, которое в момент его совершения не являлось уголовным преступлением, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии.

Читайте так же:  Как уволить по собственному желанию военнослужащего. основания и порядок действий при увольнении вое

Вместе с тем следует согласиться с мнением С.В. Бахина о том, что едва ли можно признать исчерпывающим перечень абсолютных прав, содержащийся в Пакте о гражданских и политических правах, поскольку те или иные права человека могут быть признаны не подлежащими ограничению в иных международных соглашениях. [3] В сравнении с Международным пактом о гражданских и политических правах Конституция РФ в ч. 2 ст. 129 устанавливает более широкий круг прав, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.

2. В зависимости от времени действия — на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа.

Пределы ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, согласно п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, определяются непосредственно степенью остроты положения, а также принципом необходимости, который закрепляет, что каждая мера должна быть направлена против действительной, четко определенной, существующей или нависшей опасности и не может применяться только из-за опасения возможной опасности (ст. 54 Сиракузских принципов). Кроме того, ограничения должны быть совместимы с другими обязательствами по Пакту и не должны повлечь за собой дискриминацию по различным основаниям (п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах). Можно привести и положение ст. 64 Сиракузских принципов, в соответствии с которым «отступление дозволено и направлено исключительно на то, чтобы быть соразмерным откликом на угрозу жизни нации. Государство, вводящее ограничения, не должно в своих действиях переступать черту, определенную законом».

Положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части понимания пределов ограничения прав и свобод в период чрезвычайных положений не имеют существенных отличий от положений Международного пакта о гражданских и политических правах. В Конвенции также предусмотрена процедура дерогации (отступления от обязательств по Конвенции (ст. 15)). Пределы отступлений от обязательств определяются необходимостью и соответствием чрезвычайной ситуации. Они должны быть соразмерны существующей опасности и быть оправданными в течение всего времени действия. Ограничения не должны противоречить другим обязательствам государства по международному праву. Кроме того, ограничительные меры должны носить временный характер, что хотя и не сформулировано в ст. 15 Конвенции, но следует из текста п. 1: «В период войны или чрезвычайного положения», а также косвенно из п. 3, где государству предлагается известить Генерального секретаря Совета Европы о возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме. [4]

[1]

Достаточно схожая ситуация наблюдается в законодательстве ФРГ при введении чрезвычайного положения — предусматривается возможность ограничения гарантированности основных прав граждан, что может быть сопряжено с ущемлением человеческого достоинства. Примером подобной проблемы стала возможность выхолащивания основных прав, в т.ч. неприкосновенности человеческого достоинства в момент принятия «чрезвычайного законодательства» 24 июня 1968 года.

Последний ограничивал при вышеописанных обстоятельствах ряд основных прав: свободы выбора профессии и рабочего места, места профессионального образования (ст.1 абз.12), принудительное возложение трудовых и специальных повинностей (абз.З и 4 ст. 12а), запрет на добровольное оставление или смену места работы (абз.6 ст. 12а).

3. В зависимости от сферы действия — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища).

Правоприменительная практика, осуществляемая на международном уровне главным образом Европейским Судом, также подтверждает многие теоретические и законодательные положения, касающиеся пределов ограничения прав и свобод. [5]

В законодательстве ФРГ рассматривается, например, свобода передвижения и неприкосновенность жилища (абз.2 ст. 17) могут быть ограничены на основе §12 Закона о защите от катастрофы от 9 июля 1968 года. Но в любом случае, на мой взгляд, реализация этих норм всегда будет зависеть от уровня демократизации политического режима в немецком обществе.

Европейский Суд в своих решениях неоднократно подчеркивал, что наличие ограничений в конкретных статьях отражает необходимость соблюдения баланса между личными и общественными интересами, что и предопределяет саму возможность использования этих ограничений. Каждое государство-участник Конвенции решает вопрос об использовании ограничений самостоятельно, поскольку национальные власти более точно могут определить потребность и необходимость использования такого рода ограничений. Закон, содержащий ограничение, должен достаточно четко определять пределы и способы осуществления любых дискреционных полномочий с учетом правомерных целей, на достижение которых направлены соответствующие меры. Однако Суд оставляет за собой право контролировать пределы подобного рода ограничений. Такой подход был сформулирован в решении по делу Класс и другие против Федеративной Республики Германии от 6 сентября 1978г. [6]

На наш взгляд, понятие постоянных ограничений прав весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.

4. С учетом пределов использования — на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные.

По содержанию — на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.).

По способам осуществления — запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности.

При определении понятия конституционных ограничений прав и свобод следует учитывать данную классификацию, чтобы отразить многогранность данного юридического термина. [7] Необходимо отметить, что классификация позволяет достаточно четко определять пределы и способы осуществления любых дискреционных полномочий с учетом правомерных целей, на достижение которых направлены соответствующие меры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ограничение прав и свобод личности

Конституционные ограничения – это установленные в Конституции гра­ницы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Читайте так же:  Постановление по административным делам выносится не позднее. постановление гибдд и порядок обжалова

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ устано­вила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое ме­сто. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближают­ся к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах.

Конституционные ограничения (ограничения прав и свобод зафиксиро­ваны в Конституции РФ) выступают индикатором, позволя­ющим определить степень свободы и защищенности личности. Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наи­большей мере характеризует взаимоотношения между государством и челове­ком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.

Признаки конституционных ограничений:

— они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением опре­деленных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и, одновременно, на удовлетворение ин­тересов противостоящей стороны и общественных интере­сов в охране и защите (интересов правопорядка).

— сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.

— отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограни­чениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. пра­вонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).

Классификация конституционных ограничений:

1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и по­литических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограни­чения и др.) и ограничения эко­номических, социальных и культурных прав (например, в ис­пользовании права собственности на землю);

2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые уста­новлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанно­стями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостанов­лением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комен­дантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются.

Не так давно считались, напри­мер, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родствен­ников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расшире­ние свободы личности, укрепление нравственных основ кон­ституционного регулирования.);

3. В зависимости от сферы действия – на общие (распро­страняются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдель­ные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено консти­туционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновен­ности жилища);

4. С учетом пределов использования – на государственные (федераль­ные, субъектов Федерации) и муниципальные;

5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановле­ния, меры ответственности и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ограничение прав и свобод человека (стр. 1 из 2)

1. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека5

2. Признаки и цели ограничений прав и свобод человека…………8

3. Способы ограничений прав и свобод человека……………..10

Список используемой литературы……………………………………………..15

Актуальность темы контрольной работы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.

Ограничение конституционных прав и свобод в последнее время все чаще становится предметом обсуждения среди российских политиков и экспертов, рассматривающих эту проблему в практической плоскости. Необходимость ограничений обосновывается, во-первых, нарастанием угрозы международного терроризма, в связи с чем, как правило, говорят о характерном для всего мирового сообщества кризисе либеральных ценностей. Во-вторых, специфически российский аргумент сводится к констатации разрыва между правами и свободами, закрепленными в Конституции, и реальной социальной практикой, в которой эти права не могут быть осуществлены. Отсюда делается вывод: честнее и целесообразнее было бы ограничить некоторые права, с тем, чтобы привести их в соответствие с уровнем реального правового развития общества.

Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении ограничений прав и свобод человека.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие конституционных ограничений прав и свобод человека;

2. рассмотреть признаки и цели ограничений прав и свобод человека;

3. рассмотреть способы ограничений прав и свобод человека.

Объект исследования – ограничение прав и свобод человека.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением ограничений прав и свобод человека.

1. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека

Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, — это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.

Закрепление в Конституции России концептуального подхода к соотношению интересов личности, общества, государства, выраженное в лаконичной формуле «человек, его права и свободы, являются высшей ценностью», сопровождалось введением в конституционный текст специального юридического термина — «ограничение прав и свобод человека и гражданина». Новизна конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» обусловила неопределенность его содержания. В современной российской юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание данного термина. Нет четкого определения данного понятия, анализа его сущности и содержания с точки зрения конституционных идей и принципов.

Читайте так же:  Как найти номер си в госреестре. государственный реестр измерительных приборов. государственная пров

Для уяснения понятия, сущности и значения конституционной категории «ограничение права» представляется необходимым проанализировать концепцию взаимоотношений государства, общества и человека, установленную действующей Конституцией России.

Одно из проявлений Конституции как Основного Закона государства заключается в закреплении прав и свобод человека и гражданина и принципов их реализации. В настоящее время права и свободы человека и гражданина рассматриваются как традиционный и необходимый объект конституционного регулирования[[1] ]. «Важнейшее место в Основном законе, — пишет Б.С. Эбзеев, — занимают права и обязанности человека и гражданина, определяющие сферу индивидуальной автономии личности и закрепляющие взаимные обязательства государства и гражданина»[[2] ]. Конституционное закрепление прав и свобод необходимо для того, чтобы защитить человека от произвола государства и предотвратить нарушение прав и свобод путем издания законов и иных правовых актов. Таким образом, идея прав человека и конституционная идея находятся в тесном взаимодействии, более того, в настоящее время они представляют собой единое целое. Без прав человека нельзя себе представить конституцию современного государства. Права и свободы человека стали частью фундаментального порядка государства; государственная власть в процессе своей реализации ограничивает себя правами человека. В правах и свободах выражается определенный конституционный консенсус, который обосновывает любую конституцию и служит ее опорой.

2. Признаки, цели ограничений правового статуса личности

Общие признаки правовых ограничений, как считает А.В. Малько, заключаются в том, что они:

[3]

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного «предельного» состояния;

3) выражают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию;

5) предполагают снижение негативной активности[[4] ].

Цели ограничений в научной литературе определяются по-разному: сдерживание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений (А.В. Малько)[[5] ]; запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой (В.А. Четвернин)[[6] ]; защита общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя (В.И. Гойман); необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства (В.В. Маклаков, Б.А. Страшун)[[7] ]; поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан (А.С. Мордовец)[[8] ].

3. Способы ограничений прав и свобод человека

Способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть различными: а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

[2]

б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

В современном российском праве действует правило — ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам — с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав (свобод), других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав (свобод) — объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности — с другой. Цель ограничений — достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц. Как отмечает Б.С. Эбзеев, «социальной основой конституционных ограничений, частью которых выступают ограничения основных прав, является лично-собирательный характер общества. Человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей. В свою очередь, общество не есть ни простая совокупность индивидов, ни некий одноструктурный монолит. Это своеобразный социальный организм, в котором личность обладает самостоятельной ценностью и играет творческую роль, а личное (частное, индивидуальное) и общее (коллективное, социальное) должно находиться в равновесии».

Теоретико-нормативные аспекты ограничения прав и свобод гражданина в Российской Федерации

Вышкварцев Виталий Владиславович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Теория и история права и государства» Международного юридического института (Краснознаменский филиал).

В настоящей статье автор рассматривает отдельные теоретические и нормативные аспекты ограничения прав и свобод гражданина. Используя сравнительный и структурно-функциональный методы исследования данной проблематики, автор приходит к выводу, что права и свободы гражданина могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего определенным благам и ценностям от использования этих прав, если это невозможно осуществить другими средствами и причиняемый при этом вред правам и свободам гражданина является наименьшим.

Ключевые слова: конституционный статус гражданина, обязанности, ограничение, права и свободы, препятствие.

Theoretical and regulatory aspects of restricting the rights and freedoms of citizens in the Russian Federation

In this article the author examines some theoretical and normative aspects of limiting the rights and freedoms of individuals. Using comparative structural and functional studies of this problem, the author comes to the conclusion that the rights and freedoms of the citizens may be limited by the state to the extent to which this is necessary to prevent or eliminate damage or other damage, threatened to certain benefits and value in use of those rights, if that is not possible by other means and thus caused damage to the rights and freedoms is the smallest.

Key words: constitutional status of citizen, duties, restriction, rights and freedoms, obstacle.

Поиск оптимальной модели корреляции предоставления свободы каждому человеку и гражданину и разумного ограничения этой свободы во имя интересов государства и общества остается на сегодняшний день одной из самых сложных и в то же время актуальных задач для человеческих сообществ. По оценке известного российского ученого А.В. Малько, «именно комплекс конкретных ограничений, установленных в Конституции России, в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой своеобразное «лезвие бритвы» между законностью и ее нарушениями» [1, с. 17].

Читайте так же:  Расчет к штатному расписанию образец. об утверждении методических рекомендаций по созданию штатных р

В международных правовых актах (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.) заложена универсальная концепция, содержание которой заключается в том, что пользование правами человека должно осуществляться без каких-либо ограничений. Однако при необходимости в указанных документах четко находят свое обоснование конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями. Вместе с тем возможность ограничения прав и свобод человека на основе международных норм права носит дуалистический характер: с одной стороны, государствам позволено вводить ограничения в пользовании гражданином определенными правами и свободами, ссылаясь на действие соответствующих международных правовых норм, а с другой стороны, граждане защищены от произвольных действий государства по ограничению их прав и свобод.

Конституция Российской Федерации 1993 года в целях определения пределов прав и свобод содержит термин «ограничение». Однако ни в самой Конституции России, ни в каких-либо иных нормативно-правовых актах нет норм, конкретизирующих содержание данного термина. В самом широком смысле ограничить — это значит «поставить в какие-нибудь рамки, границы, определить какими-нибудь условиями» [2, с. 444]. Несомненно, данное определение с некоторыми уточнениями можно применить и в отношении ограничения прав и свобод. Ведь ограничение предусматривает некие рамки, границы, пределы в процессе реализации гражданином прав и свобод. Однако было бы неверно ограничиваться лишь таким широким подходом, поскольку нормы права регулируют общественные отношения, а значит, по сути, устанавливают некие правила и границы поведения. Подобной позиции придерживается и И.М. Приходько, который считает ограничение правовым средством, которое направлено на сдерживание «деструктивной активности через удержание того или иного общественного отношения в определенных рамках» [3, с. 42].

Представляется не совсем правильным определение правовых ограничений именно как сдерживание противозаконного деяния. Скорее сдерживание является желательным результатом ограничения. Ведь установленные в праве границы определяют поведение человека и направлены, в частности, на сдерживание противозаконной деятельности.

В литературе довольно часто встречается мнение о том, что под ограничением прав и свобод следует понимать «некоторые изъятия из круга правомочий граждан». Такой точки зрения, например, придерживается Б.С. Эбзеев [4, с. 131]. Аналогичную позицию защищает и Р.О. Зыков, который под ограничением прав понимает «. правовые изъятия из конституционного статуса человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством» [5, с. 28].

Трудно согласиться с предложенными выше определениями, поскольку конституционный статус гражданина включает в себя как его права и свободы, так и обязанности. Поэтому, определяя ограничение прав и свобод как изъятия из конституционного статуса гражданина, авторы тем самым формально допускают возможность изъятия и некоторых конституционных обязанностей граждан. В этой связи нецелесообразно вести речь об изъятии обязанностей, скорее можно предоставить некоторые привилегии в осуществлении конституционных обязанностей. Кроме того, определение сущности ограничения прав и свобод гражданина как изъятий из его конституционного статуса противоречит буквальному толкованию самого термина «ограничение прав», поскольку права и свободы являются лишь одним из элементов конституционного статуса гражданина.

Таким образом, ограничения прав и свобод гражданина можно определить как вводимые в строго определенных и конкретных целях закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление границ для реализации гражданами конституционных прав и свобод и обеспечивающие реализацию задач правового государства.

Юридическую ответственность также можно назвать своеобразной мерой ограничения прав и свобод граждан, поскольку она предполагает определенные последствия негативного характера для лица, совершившего противоправное деяние. Юридическая ответственность связана, например, с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, либо права собственности. В подтверждение данной позиции авторитетно мнение Конституционного Суда Российской Федерации, который считает, что уголовная ответственность, административная ответственность — это варианты ограничения прав и свобод человека, которые должны соответствовать Конституции Российской Федерации [10].

В целом можно заключить, что сущность ограничения прав и свобод гражданина состоит в установлении определенных барьеров, препятствующих реализации его конституционных прав и свобод. Ограничение всегда характеризуется установленным пределом свободы индивида, и «за отведенные пределы субъект не может выходить, так как он рискует задеть чужие интересы, также обеспеченные законом» [11, с. 28].

Ограничивая права и свободы гражданина определенными пределами, правовое государство посредством правовых норм обеспечивает ему внутри этих пределов беспрепятственное пользование своими правами и гарантирует ему свободу.

Исходя из изложенного возможно выделить ряд существенных признаков ограничений прав и свобод гражданина в правовом государстве.

  1. Ограничение прав и свобод гражданина свидетельствует об уменьшении объема его юридически обеспечиваемых возможностей. Ограничения ставят субъекта в определенные рамки, за которые он не должен выходить. Они создают препятствия для осуществления субъектом своих прав.
  2. Ограничения прав и свобод гражданина устанавливаются государством (уполномоченными органами) и обеспечиваются властью государства.
  3. Ограничения прав и свобод гражданина определены в федеральных законах, а подзаконные нормативные правовые акты и индивидуальные акты применения норм права должны содержать лишь механизм их реализации.
  4. Ограничения направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию. При этом ограничения вводятся не только для защиты общества и государства от возможных противоправных действий со стороны отдельных граждан, но и для защиты их прав и свобод.
  5. Ограничения должны носить превентивный характер, ограждать от возможных неблагоприятных последствий.

Отметим также, что ограничения прав и свобод гражданина должны устанавливаться не произвольно, не интуитивно, а на основании строгих критериев, которые позволяли бы установить баланс прав и свобод как отдельных индивидов, так и социальных общностей. Данный вопрос затрагивался и Председателем Конституционного Суда В.Д. Зорькиным. В частности, он отметил, что «. во всем мире, во всех правовых государствах — и Россия тут не исключение — существуют критерии ограничения прав. Однако они должны быть соразмерны факторам опасности, грозящим гражданам и всему обществу. Когда ситуация складывается так, что обществу грозит серьезная опасность, государству приходится вносить изменения в эту почти неприкосновенную сферу» [12].

Читайте так же:  Основные изменения в трудовом законодательстве

Таким образом, права и свободы гражданина могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего определенным благам и ценностям от использования этих прав, если это невозможно осуществить другими средствами и причиняемый при этом вред правам и свободам гражданина является наименьшим.

2.3 Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина

Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступлений и пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч.1 ст.152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (имущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом. Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям — государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других. Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Источники


  1. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

  2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  3. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
  4. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
  5. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
Какие ограничения прав и свобод граждан существуют ограничение конституционных прав и свобод. свобод
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here