Как готовиться к закупкам с применением национального режима когда устанавливать запрет на допуск ин

Содержание

  • Правительством РФ установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения, действующий с 1 января 2016 года

    В соответствии с новым постановлением Правительства РФ заказчики обязаны закупать российское программное обеспечение, кроме случаев, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими или эксплуатационными характеристиками в России отсутствует. При этом такую потребность необходимо будет обосновать в порядке, предусмотренном законом о контрактной системе в сфере госзакупок.

    Кроме того, для расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, а также для оказания государственной поддержки правообладателям ПО предусматривается создание единого реестра российских программ и баз данных. Российским будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в данный реестр.

    Постановлением утверждены Правила его формирования и ведения, в которых определены основания возникновения исключительного права у правообладателя, условия включения сведений в реестр, а также порядок предоставления сведений из реестра.

    Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима

    Цели национального режима

    После того как мы разобрались с понятием, что такое национальный режим в госзакупках, нужно определиться, для чего его придумали.

    Закон о контрактной системе обязывает заказчиков и поставщиков следовать при проведении закупок правилам нацрежима. Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

    • поддержка российских производителей;
    • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
    • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
    • развитие российской экономики в целом;
    • поддержание обороноспособности страны;
    • обеспечение национальной безопасности.

    Довольно часто путают национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Отличаются они тем, что в силу наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а нацрежим обращен к продукции, которая произведена за рубежом. И это делает ее менее конкурентоспособной.

    Если вы спросите: в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима? Наш ответ будет: во всех.

    Национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ устанавливает в трех основных формах:

    • запреты;
    • ограничения;
    • условия допуска (преференции).

    Какие товары запрещено закупать по 44-ФЗ

    Постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 закреплен перечень товаров, работ и услуг, которые находятся под запретом для закупки, при этом также оговорены случаи, когда запрет не применяется. Под запрет подпадают и те, которые относятся к категории:

    • продукты машиностроения;
    • продукты легкой промышленности;
    • товары, имеющие оборонное значение;
    • программное обеспечение;
    • мебельная продукция.

    Заказчику необходимо помнить, что в случае, если во время проведения торгов подана заявка, которая содержит предложение о поставке подобной продукции иностранного происхождения, то она должна быть отклонена (за исключением той, которая произведена в странах ЕАЭС).

    Какие товары ограничены к приобретению

    Применять национальный режим 44-ФЗ предлагает в форме ограничений по торгам на поставку той или иной продукции и возможные условия, при соблюдении которых ее могут допустить.

    Национальный режим по 44-ФЗ перечень товаров, которые подпадают под ограничения, не устанавливает. Для этого приняты отдельные Постановления Правительства.

    Так, Постановлениями ограничены следующие категории продукции (заявки допускаются в том случае, если нет предложений от участников из РФ и стран ЕАЭС):

    • лекарственные препараты;
    • медицинские изделия;
    • радиоэлектроника;
    • пищевая продукция;
    • спортивное огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы.

    Какие товары находятся под преференциями

    25.10.2018 на официальном портале правовой информации опубликован Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров. Он заменил Приказ Минэкономразвития № 155 от 25.03.2014. Эти Приказы утверждают список товаров, при приобретении которых заказчики обязаны предоставить преференции в размере 15 % поставщикам, которые предлагают продукцию отечественного производства или из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

    К примеру, заказчику необходимо закупить офисные стулья. При проведении торгов поданы две заявки: один участник предлагает офисные стулья российского производства с общей стоимостью 265 000 рублей, а второй — офисные стулья иностранного происхождения на общую сумму 261 000 рублей. Непосредственно в момент торгов участники снижают стоимость до 248 000 рублей и 240 000 рублей соответственно. Одерживает победу в данной ситуации участник, который предложил меньшую стоимость, хоть он и планирует поставить товар иностранного производства. Но к нему применится понижение цены на 15 %. Таким образом, заключается контракт на поставку импортной продукции по цене 204 000 рубля.

    В пункте 5 Приказа установлено, что он действует с даты отмены Приказа 155. А он утратил силу согласно Приказу Минэкономразвития от 19.09.2018 № 499 Таким образом, заказчики обязаны применяют новый Приказ о преференциях с 05.11.2018.

    Требования нацрежима в документации

    Необходимо отметить, что заказчика применять национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ обязывает. Так, он обязательно указывает в закупочной документации о применении статьи 14 44-ФЗ, в частности, он обязан:

    • потребовать задекларировать участником страну происхождения (первая часть заявки);
    • предоставить документы по нацрежиму, которые подтверждают соответствие участника ст. 14 44-ФЗ;
    • указать на применение нацрежима.

    В 2019 году в контрактной системе произошли изменения в правилах импортозамещения. Подробнее об этом читайте в статье «Важные изменения по импортозамещению и преференциям».

    Национальный режим по 223-ФЗ

    В сфере торгов для нужд отдельных видов юридических лиц также введен приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения. По данному вопросу Правительством РФ принято Постановление от 16.09.2016 № 925.

    Важно указать, что данным Постановлением не установлен перечень товаров, которые подпадают под национальный режим. Поэтому заказчики должны установить такой приоритет к любой продукции.

    Процедура предоставления приоритетов схожа с той, что установлена нормами 44-ФЗ. Точно так же необходимо указать в документации и извещении и применить понижающий коэффициент. Однако при осуществлении торгов в соответствии с 223-ФЗ отсутствуют запреты и ограничения, что дает возможность участникам, которые планируют поставлять товары иностранного происхождения, участвовать в любом тендере наравне с отечественными производителями.

    Читайте так же:  Проверить наличие штрафа гибдд по номеру авто. узнать штраф гибдд по номеру постановления. кто запла

    Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

    Тенденции развития экономики нашей страны направлены на предоставление преимущества российским производителям. Для того чтобы отечественные товары получали преференции перед иностранными разработан национальный режим осуществления государственных закупок. Его особенности прописаны в статье 14 44-ФЗ.

    Что такое национальный режим закупок и когда он применяется

    Согласно пункту 1 14 статьи 44-ФЗ национальный режим применяется к товарам, произведенным на территории иностранных государств. Все мероприятия, проводимые в рамках такого режима можно разделить на три большие группы:

    1. Запрет на допуск товаров к поставке в рамках государственных контрактов. Он применяется к продукции машиностроения, легкой промышленности, мебельной продукции, а также программному обеспечению и товарам, имеющим оборонное значение. Если на участие подана заявка, предлагающая приобретение товаров иностранного производства (за исключением стран, входящих в ЕАЭС), то она должна быть отклонена.
    2. Ограничение допуска товаров иностранного производства. Разрешается рассматривать заявки, предлагающие продукцию иностранных государств, в том случае, если объект закупки не имеет аналогов российского производства. Такое послабление касается лекарственных препаратов, радиоэлектронной аппаратуры, а также медицинских изделий.
    3. Предоставление преференций. В отношении остальных групп товаров устанавливаются преференции российской продукции. В этом случая рассматриваются все поданные заявки, но та, в которой все товары отечественного производства получает ценовое преимущество.

    Для того чтобы можно было определить соответствие заявки предъявляемым требованиям, в ней должна быть указана страна происхождения товара. В противном случае заявка подлежит отклонению. Полный перечень товаров, для которых применяется национальных режим, определяется постановлениями правительства РФ. Подробнее о перечне товаров, попадающих под запреты и ограничения, а также о необходимых действиях заказчиков и поставщиков, работающих с ними можно прочитать в данной статье.

    С какой целью вводится национальный режим

    Внедрение национального режима проведения закупок преследует следующие цели:

    1. Обеспечение безопасности станы и поддержание оборонной способности.
    2. Защита конституционного строя.
    3. Стимулирование развития внутреннего рынка.
    4. Поддержание национальной экономики.
    5. Поддержка российских производителей.

    Применение национального режима может преследовать цель, предотвратить участие в закупках стран, потерявших доверие правительства. Так, с 1 января 2016 года было введено ограничение на предоставление услуг организациями, находящимися в юрисдикции Турции.

    Особенности предоставления преференций

    Согласно постановлению правительства № 925 от 16.09.2016 г. устанавливаются преференции в отношении товаров российского производства при проведении государственных закупок. Такие же преимущества предоставляются и участникам, предложившим к поставке товары белорусского и казахстанского производства.

    Рассмотрение и оценка заявок, предлагающих к поставке товары российского производства, проводится по предложенной участником цене, сниженной на 15%. Если такая заявка признается победившей, то договор заключается по цене, изначально предложенной участником. Такое правило действует для тех процедур, которые не предполагают торгов.

    На участие в закупке поданы 2 заявки. В одной товар российского производства по цене 100 рублей, в другой иностранная продукция по цене 95 рублей. Без применения национального режима победителем был бы признан второй участник. В случае применения национального режима оценка заявки первого участника проводится с преимуществом в 15%, то есть считается, что предложенная им цена равна 85 рублям. Следовательно, он и становится победителем закупки. При этом контракт заключается по предложенной им цене в 100 рублей.

    Если закупка предполагает торги, и в ней побеждает участник, предложивший товары иностранного производства, то с ним заключается контракт по цене, сниженной на 15 % от предложенной в ходе торгов.

    Если закупка признана несостоявшийся и контракт заключается с единственным поставщиком, то преференции не предоставляются.

    Что должна включать в себя документация

    В случае применения национального режима при проведении закупок, заказчик обязан соответствующим образом оформить сопроводительную документацию. В ней должна содержаться следующая информация:

    • В правилах к оформлению первой части заявок указывается требование о декларировании участником страны происхождения товара.
    • В документации прописываются условия предоставления преимущества товарам российского казахстанского и белорусского производства.
    • В требованиях ко второй части заявки прописывается предоставление документов, подтверждающих соответствие участника статье 14 44-ФЗ.
    • Указать в извещении сведения о применении национального режима.

    В обязанности заказчика входит оценка заявок участников на соответствие требованиям. Если заявка была признана соответствующей ошибочно, наступает административная ответственность.

    Как правильно составить заявку

    В случае применения национального режима осуществления закупки заказчик прописывает в документации требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям статьи 14 44-ФЗ. При этом должен быть прописан конкретный перечень необходимых документов. Если его нет, то достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия. При этом в первой части заявки обязательно должна быть прописана страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара.

    Применение национального режима осуществления закупок позволяет российским производителям получить преимущество перед российскими компаниями. Главное правильно составить заявку.

    Как не нарушить правила национального режима

    Национальный режим

    В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.

    Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов.

    Поэтому национальный режим в госзакупках — это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее — Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ. Разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Предусмотрены обстоятельства, при обосновании которых допускаются исключения из существующих правил.

    Как действовать заказчику

    Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику нужно подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.

    Читайте так же:  Идентификация товароведение. идентификационные признаки, цели и принципы идентификации продукции

    Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством.

    Заказчику необходимо учитывать, что запреты, ограничения и условия допуска установлены как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не может допускать замену товара или страны происхождения (в соответствии с ч. 7 ст. 95 № 44-ФЗ).

    Общее правило: закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

    Постановлениями Правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг.

    Легкая промышленность

    В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.

    Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

    Машиностроение

    Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

    • инвестиционный контракт;
    • акт экспертизы ТПП;
    • сертификат о происхождении ЕАЭС.

    Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009.

    Программное обеспечение

    Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.

    1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
    2. Дополнительные требования (ПП № 325 от 23.03.2017).
    3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

    Продукция для нужд обороны и безопасности

    1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности установлен до 16.01.2019.
    2. В п. 4 предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

    Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга.

    Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).

    Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

    • инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
    • акт экспертизы ТПП;
    • сертификат СТ-1.

    Учитывать: критерии подтверждения (ПП № 550 от 10.05.2017).

    Ограничения

    Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается.

    Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара в случае, если также подано не менее 2 отвечающих требованиям извещения предложений:

    • из перечня стран РФ или ЕАЭС;
    • различных производителей.

    Постановлениями Правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).

    Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)

    Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

    Учесть: правила отбора организаций (ПП № 967 от 14.08.2017), правила определения страны происхождения.

    Лекарственные препараты

    Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

    Учесть: перечень ЖНВЛП (РП № 2885-р от 28.12.2016), правила определения страны происхождения.

    Пищевые продукты

    Учесть: наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

    Радиоэлектроника

    Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Перечень недавно дополнен новыми наименованиями. Правила в отношении закупок имеют различия в срок до 01.09.2018 и после это даты. Разница в том, что сейчас продукция стран ЕАЭС приравнена к иностранной. Отдельно вынесены условия приравнивания продукции к российской.

    Учесть: требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны. Действующий национальный режим 44-ФЗ предусматривает подтверждение российского происхождения в виде одного из документов:

    • инвестиционный контракт;
    • подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (Приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
    • уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (Приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
    • сертификат СТ-1.

    Стенты для коронарных артерий, катетеры

    Правила установлены в срок до 01.07.2018. Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. Страна происхождения подтверждается:

    • сертификатом ЕАЭС;
    • подтверждением о производстве МПТ (ПП № 719 от 17.07.2015);
    • заключением о производстве МПТ (ПП № 550 от 10.05.2017).

    Условия допуска

    Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

    Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847). Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной.

    Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.

    Приказ МЭР действует в совокупности с Постановлением о приоритете товарам российского производства от 16.09.2016 № 925.

    Как готовиться к закупкам с применением национального режима? Когда устанавливать запрет на допуск иностранного программного обеспечения Постановление запрет на допуск товаров

    На какие программы действует запрет

    Внимание: определяйте страну происхождения товара по Единому реестру российских программ или по реестру евразийского ПО. Программу, которой нет в реестрах, считайте иностранной. Вывод следует из пункта 2.2 постановления № 1236.

    Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранной продукции при закупке услуг по консультационному сопровождению и обновлению автоматизированной системы

    Установите запрет, если исполнитель вместе с услугами по сопровождению и обновлению автоматизированной системы обязан предоставить права на использование программы или расширить ранее предоставленные права. Вывод следует из части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, подпункта «г» пункта 2.1 постановления Правительства № 1236.

    Ситуация: распространяется ли запрет на допуск иностранного ПО на закупки по 223-ФЗ
    Нет, не распространяется. Запрет на допуск иностранного софта действует только для закупок по Закону 44-ФЗ (абз. 1 постановления № 1236).

    Читайте так же:  Гражданский кодекс российской федерации2018 год. заключаем договор поставки

    Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при закупке исключительных и неисключительных прав
    Нужно, если закупка не попадает под исключительный случай. Кроме того, заказчик должен установить такой запрет, когда продлевает неисключительные права на ПО. Аналогичный вывод следует из решения Вологодского УФАС от 03.03.2016 по делу № 5-2/25-16.

    Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при покупке компьютеров с установленными программами
    Да. Запрет на допуск иностранного ПО устанавливают независимо от вида контракта. Это может быть как контракт на покупку ПО отдельно, так и вместе с поставкой компьютеров. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 2.1 постановления № 1236.

    Ситуация: каким документом участник закупки подтверждает страну происхождения программного обеспечения согласно постановлению № 1236
    Правительство не установило таких документов. Поэтому заказчик не вправе требовать от участников какие-либо документы в соответствии с постановлением № 1236. Отвечает заявка или нет, проверьте по реестрам российского ПО и программ из стран ЕАЭС на основании сведений, которые предоставил претендент.

    Ситуация: действует ли запрет на иностранное программное обеспечение при закупке у единственного поставщика
    Да, действует.

    Запрет на допуск иностранного программного обеспечения действует независимо от вида контракта, на основании которого покупаете ПО. Такое правило установлено в пункте 2 постановления № 1236.
    Если закупаете программное обеспечение у едпоставщика, укажите в контракте условие, что продукция должна происходить из стран ЕАЭС. Если закупка программного обеспечения подпадает под исключения из постановления № 1236, подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет в виде приложения к контракту.
    Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке услуг по сопровождению базы данных
    Не нужно, если при закупке не получаете права использования базы данных. Если нужна установка обновлений, новых версий, их настройка и передача права использовать обновления, то установите запрет или подготовьте обоснование невозможности его соблюдать (п. 2 постановления № 1236).

    Когда можно купить иностранное ПО

    Заказчик вправе приобрести иностранную программу, если:

    1. в Едином реестре российских программ и в реестре евразийского программного обеспечения нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупает заказчик;
    2. сведения о программе такого же класса в реестре есть, но по характеристикам она не отвечает требованиям заказчика.

    Подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Руководствуйтесь Порядком из постановления № 1236. Обоснование подготовьте в произвольной форме и разместите в ЕИС вместе с извещением о закупке.


    Пример: закупка иностранного ПО конкретной марки

    Запрет на покупку иностранного ПО действует не на всех заказчиков. Под исключение попадают закупки:

    • дипломатических представительств;
    • консульских учреждений;
    • торговых представительств при международных организациях, которые функционируют на территории иностранного государства.

    Также не применяйте запрет, если закупаете ПО, сведения о котором составляют гостайну.
    Ситуация: как определить класс программного продукта, чтобы установить запрет на допуск
    Класс программы определяйте по данным, которые опубликованы:

    • в приказах Минкомсвязи от 31.12.2015 № 621 и № 622;
    • в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 Правил из постановления № 1236).

    Ситуация: публиковать ли в ЕИС обоснование невозможности купить ПО из ЕАЭС, если заключили контракт на закупку иностранной программы по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
    Нет, обоснование в ЕИС не публикуйте, так как информацию о такой закупке заказчик не размещает в ЕИС. Вывод следует из части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Подготовьте обоснование и храните его вместе с контрактом и документами о закупке.

    Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке российского программного обеспечения
    Да, когда закупаете российское программное обеспечение, также устанавливайте запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

    Ситуация: можно ли закупить иностранный принтер с предустановленным иностранным программным обеспечением
    Можно, если:

    1. в Едином реестре российских программ или в реестре евразийского ПО нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупаете;
    2. сведения о ПО такого же класса в реестрах есть, но по характеристикам не отвечают требованиям заказчика.

    Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства № 1236.
    В документации о закупке установите ограничения для закупки радиоэлектронных товаров иностранного происхождения, так как принтеры включены в перечень радиоэлектронных товаров (п. 2 постановления от 26.09.2016 № 968).
    Если предустановленное ПО не подпадает под исключения пункта 2 постановления № 1236, установите запрет на допуск программного обеспечения иностранного происхождения согласно постановлению № 1236.

    Ситуация: можно ли без применения постановления № 1236 закупить услугу: права на использование ПО, его установку и настройку
    Нет, нельзя. При закупке прав использовать ПО заказчик либо устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения, либо обосновывает невозможность соблюдать запрет. Устанавливать запрет не нужно, если закупаете только установку и настройку ПО без закупки прав на использование. Такой вывод следует из пунктов 2 и 3 постановления № 1236.

    Ситуация: вправе ли заказчик при закупке ПО установить требование: страна-производитель – государство ЕАЭС
    Да, заказчик вправе установить такое требование. Однако учтите, что при закупке программ из стран ЕАЭС необходимо установить запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

    Как закупать программное обеспечение: пошаговая инструкция

    Выявляем потребность

    В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

    1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
    2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
    3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

    Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

    Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

    Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

    Читайте так же:  Зоновские законы и понятия. блатной жаргон, по фене. какой он, закон тюремный

    Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

    Планируем закупку

    При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

    Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

    С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято Постановление Правительства № 1236, которым установлен запрет на закупку иностранного ПО.

    Под запрет подпадают приобретение:

    • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
    • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
    • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

    Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

    Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

    Проверяем ПО в реестрах

    Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два реестра. И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

    Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

    • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
    • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
    • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
    • сведения о госзакупке — это гостайна.

    Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

    Обосновываем невозможность

    Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

    Документ должен содержать:

    • основание для приобретения иностранного ПО;
    • ссылку на классы, к которым относится ПО;
    • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
    • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

    Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

    Составляем техническое задание

    Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

    При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

    Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

    Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

    Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

    • стандарт лицензии;
    • объем и сроки гарантий качества;
    • спецификацию и разнарядку лицензий.

    Рассматриваем заявки

    Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

    Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

    Заключаем контракт

    Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

    Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

    [1]

    Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года:

    Определен новый порядок применения запретов и ограничений в отношении иностранных товаров, работ и услуг при закупках для нужд обороны страны

    Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению и товаров, происходящих из государств — членов ЕАЭС), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов ЕАЭС), в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории ЕАЭС отсутствуют.

    [3]

    Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к Постановлению, в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует. Предусмотренный приложением к Постановлению перечень товаров, происходящих из иностранных государств, включает 132 позиции. Запрет действует в течение 2 лет со дня вступления в силу Постановления.

    Подтверждением отсутствия производства на территории РФ товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Минпромторг России, является заключение этого Министерства об отсутствии производства на территории РФ этих товаров, выдаваемое с учетом положений постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719.

    Предусмотрены случаи, при которых установленные запреты не применяются.

    Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224, которое ранее регулировало аналогичные правоотношения, признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1576.

    Как готовиться к закупкам с применением национального режима? Когда устанавливать запрет на допуск иностранного программного обеспечения Постановление запрет на допуск товаров

    В каких случаях применяется нацрежим

    Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:

    Читайте так же:  Приказ мз рф 951 туберкулез с изменениями. основные приказы и документы по туберкулезу. i. группы ли

    1. Запрет на допуск иностранных товаров и выполнение услуг иностранными лицами. Например, с 1 января 2016 действуют два запрета:

    • Участие турецких организаций в закупках на оказание услуг (ПП РФ №1457 от 29.12.2015);
    • Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015).

    Сюда же относятся запреты на закупку товаров и услуг связанных с

    • Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
    • Легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).

    2. Применение ограничений и условий допуска иностранных товаров и услуг. Например, при закупках:

    [2]

    • Связанных с обороной страны и безопасностью государства (ПП РФ №1224 от 24.12.2013);
    • Продуктов питания, мебели, посуды и других товаров (приказ Минэкономразвития №155 от 25.03.2014);
    • Медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары (ПП РФ №102 от 05.02.2015);
    • Лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ №1289 от 30.11.2015);
    • Отдельные виды радиоэлектронной продукции. (ПП № 968 от 26.09. 2016).

    Преференции национального режима распространяются на поставщиков товаров и услуг из стран ЕвразЭС: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении.

    Как работает национальный режим

    Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения.

    Рассмотрим подробнее как применяются преференции к товарам, которые включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств».

    Формат поддержки зависит от способа отбора поставщика.

    Конкурс, запрос предложений и котировок

    Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик (ч. 4-5 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

    Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили письменные столы общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400000 рублей.

    Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

    Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который имеет право на преференцию (ч. 6 приказа Минэкономразвития №155 от 25.03.2014).

    Электронный аукцион

    В случае с электронным аукционом преференции могут отразится на цене контракта. Так если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

    Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку серверов. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил серверы российского производства. А второй – вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.

    Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки.

    В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

    • Если в рамках одного лота только часть товаров включена в перечень товаров из приказа;
    • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и заказчик размещает заказ у единственного поставщика;
    • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров российского (других участников ЕвразЭС) происхождения;
    • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в приказе;
    • В рамках одного конкурса участник в заявке предлагает товары и российского, и иностранного происхождения.

    Как подтвердить страну происхождения?

    Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

    1. Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в России
    2. Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
    3. Прописывать в закупке, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим, приложите к заявке сертификат происхождения товаров СТ-1 или декларацию в свободной форме, обязательно указав страну происхождения. Иначе заказчик обоснованно отклонит вашу заявку.

    Источники


    1. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.

    2. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

    3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
    4. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
    5. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
    Как готовиться к закупкам с применением национального режима когда устанавливать запрет на допуск ин
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here