Информационные учебно-познавательные материалы. состав субъектов рф, их статус и общая характеристик

29.Статус Российской Федерации. Статус субъектов Российской Федерации: общее и особенности.

РФ – федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно — правового статуса РФ является ее территориальное единство. РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Важным элементом конституционно – правового статуса РФ является ее единое гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

В РФ общее для всей Федерации органы государственной власти. РФ имеет Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

В РФ единые Вооруженные Силы, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов конституционно – правового статуса РФ относятся:

ее право внешних отношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта;

государственный язык. В Конституции установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.

Важным компонентом конституционно – правового статуса являются государственные символы РФ – государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица – город Москва.

Субъекты Российской Федерации

РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. РФ относится к федерациям смешанного типа: одна часть ее субъектов образована по национально – территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территория целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно – правовой статус.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республика в составе РФ – это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливать свое гражданство. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику – герб, флаг, гимн, а также столицу. Отношения с РФ республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграничении полномочий.

Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге – губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык – русский. Край, область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику – флаг, герб, гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально – территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. В настоящее время в РФ одна автономная область – Еврейская и 9 автономных округов – Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть–Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий. Особенность этой группы субъектов РФ в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия. Автономные области и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

33. Реорганизация юридических лиц. Для оптимизации своего бизнеса, в современных рыночных условиях, некоторые предприятия вынуждены объединяться. При этом возможны разные виды реорганизации юридических лиц. Понятие реорганизация юридического лица – это комплекс специфических мер, по смене одной организационно-правовой формы на другую. При этом новое юридическое лицо, наследует все обязанности по отношениям, которые остались от ликвидируемого юридического лица. Решение, о проведении реорганизации, принимается либо собственником имущества, либо группой учредителей юридического лица, либо по решению суда. В некоторых случаях, правовая реорганизация юридических лиц, является единственным способом избежать ликвидации предприятия в связи с банкротством. Виды реорганизации юридических лиц:слияние — возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового; • присоединение — вливание одного юридического лица в другое; • разделение — возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых; • выделение — выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого; • преобразование — изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.

Читайте так же:  Признание сделки ничтожной. всё о ничтожных сделках

34. Ликвидация юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации организации запись о ней исключается из Единого Государственного реестра юридических лиц, что является окончательным законным основанием считать организацию прекратившей существование. Неудовлетворенные требования кредиторов при этом считаются погашенными. Виды ликвидации юридического лица: . с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов); . с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения); . с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

Общая характеристика субъектов Российской Федерации

Центральным элементом федерализма является наличие реальных прав субъектов Федерации, закрепленных в федеральной Конституции, в рамках которых они самостоятельны в определении своей собственной политической структуры.

Как правило, федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу Федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации.

Территориальный принцип построения Федерации означает, что субъектами Федерации являются определенные территории, независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип построения Федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности (наряду с другими), которая дает название данной автономии.

До подписания Федеративного договора 1992 г. Российская Федерация строилась по национальному принципу. Субъектами Федерации признавались республики, автономные области и автономные округа. После заключения Договора в состав Российской Федерации вошли территориальные субъекты – края, области, города федерального значения.

Субъект Федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам:

не обладают суверенитетом;

не имеют права на отделение или сецессию;

граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону;

перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Российская Федерация – это федерация, сочетающая в себе субъектов, организованных как по национальному, так и по территориальному признаку. Сейчас в России 83 субъекта. В науке конституционного права существует точка зрения, что российские республики обладают ограниченным суверенитетом.

Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникнет вопрос о переименовании субъекта Российской Федерации, то новое название субъекта включается в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, принятого им в установленном порядке (референдумом, решением законодательного или исполнительного органа).

Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы:

1) республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2) края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа и область;

3) автономные округа и автономная область: по их представлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в двойном подчинении – и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.

Несмотря на статусные различия субъектов Российской Федерации они обладают рядом важных признаков, унифицирующих их как социальные, правовые и светские государственные образования, являющиеся неотъемлемой частью Российской Федерации. К таким признакам относится:

наличие собственной конституции или устава, определяющих их в качестве субъекта федерации;

собственная система органов государственной власти;

собственная правовая система, включающая в себя как нормативные акты органов государственной власти субъекта Федерации, так и акты органов местного самоуправления;

наличие собственной компетенции;

наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

представительство в федеральном парламенте;

признание права на международные связи и внешнеэкономическую деятельность;

право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

наличие собственной символики.

Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава Российского государства. Это может происходить путем:

1) принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны»;

2) образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и вхождение в ее состав нового субъекта оформляются путем принятия федерального конституционного закона, но не в общем порядке законодательного процесса, а в специальном порядке. Субъекты права законодательной инициативы вносят предложение о конституционной поправке в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень наименований всех субъектов Российской Федерации. Для принятия данной поправки необходимо квалифицированное большинство обеих палат Федерального Собрания, но в отличие от других статей глав 3–8 Конституции не требуется одобрение законодательными органами двух третей субъектов Российской Федерации. Однако вопрос об изменении статуса субъекта не только юридический, но и политический, поэтому должен решаться чрезвычайно осмотрительно.

Читайте так же:  Жилье для участников боевых действий в чечне. получение денежной выплаты на приобретение жилья ветер

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Информационные учебно-познавательные материалы. Состав субъектов рф, их статус и общая характеристика

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Характеристика субъекта учебно-познавательной деятельности

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева [8]. В результате исследований, проведенных под руководством Б.Г. Ананьева, установлено, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности. Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения учебных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Студенчество – учащиеся высших и средних профессиональных учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным расслоением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которую не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда экономических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующимися особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста. Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения. Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студента сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективисткой деятельности студентов.

Читайте так же:  Федресурс - сообщения о банкротстве. как получить сведения из ефрсб банкротство физических лиц федер

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными слоями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя [63] выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане обще психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др.

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.

Особенностью этого периода является то, что в нем постепенно наступает физическая, нравственная и умственная зрелость, находящая синтетическое выражение в трудовой зрелости, предполагающей возможность выполнить различную физическую или умственную работу в условиях достаточно больших нагрузок. Наиболее важным качеством этого периода, которое необходимо учитывать и развивать в образовательном процессе, является способность находить и ставить проблемы, а также такой компонент, как нестандартный подход к уже известным проблемам, умение выделять частные проблемы в более общей и т.д. [80].

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач.

Характерными чертами возрастной группы (17-23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, к самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни. Вместе с тем, стремлению юношества к активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспитания, «размытости» нравственных ценностей и т.д.). Она проявляется в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии. Настораживают данные исследований Института молодежи (г.Москва), свидетельствующие о том, что лишь незначительное число студентов связывает достижение жизненного успеха с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и новаторством; большое количество молодых людей не хочет участвовать в борьбе за свои права, низок уровень нормативно-правовой культуры студентов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п. [95].

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими высшую школу, чрезвычайно важна.

Поиски друга жизни играют на III-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак многих студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.

Читайте так же:  Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. угроза убийством или причинением тяжкого вр

Изучение личности студента в практике высшей школы осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии. Для выявления всего этого широко используются, опросы, наблюдения, рецензирование самостоятельных работ студентов, результаты выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирование. На основе такого изучения осуществляется дифференцированный подход к студентам. Выявляются трудности в учебе и практической работе, предпочтение учебным дисциплинам и видам занятий, самооценка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удовлетворенности.

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

· укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

· совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;

· повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

· растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

· на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

· повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

· крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Правовой статус субъектов РФ

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Сыктывкарский
Вид работы Творческая работа
Название дисциплины Конституционное (государственное) право России
Тема Федеративное устройство Российской Федерации
Фамилия студента Забоев
Имя студента Иван
Отчество студента Алексеевич
№ контракта

Содержание

Основная часть. 3

1. Состав субъектов РФ.. 3

2. Правовой статус субъекта РФ.. 4

Основная часть

Состав субъектов РФ

Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации в алфавитном порядке представлен в статье 65 Конституции РФ.

На сегодняшний день в России насчитывается 83 субъекта:

— 2 города федерального значения,

— одна автономная область-Еврейская автономная область,


— 4 автономного округа.[1]

В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Однако список, представленный в Конституции РФ может быть дополнен, если в состав России войдет новая территория, либо в случае образовании нового субъекта в пределах РФ. Данные изменения будут регулироваться Федеральным Конституционным Законом «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001г, №6-ФКЗ

Россия является многонациональной страной. На сегодняшний день в государстве насчитывается 180 народов. Однако это оценка является лишь приблизительной. На самом деле к этому числу можно прибавить количество малочисленных народов, которые проживают в различных субъектах Российской Федерации. Основные правовые гарантии данной категории населения закрепляет Федеральный Закон « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999г, дополнительные льготы в отношении них устанавливает Лесной кодекс, Закон « О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г., ряды актов Президента, Правительства РФ и др. В 1998 г. 18 июля федеральным законом была ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.[2]

Таким образом, в целях защиты традиционного образа жизни, исконной территории, прав и законных интересов эти народов приняты нормативно-правовые акты, которые являются серьезным гарантом прав и свобод данного слоя населения.

Правовой статус субъектов РФ

Правовой статус субъекта Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации.

Статус субъекта РФ представляет собой совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов.

На территории РФ можно выделить три вида субъектов:

1. Республики, которые имеют статус государства в составе РФ;

2. Политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения;

3. Национально-территориальные образования: автономные округа и автономная область.[3]

Законодательные органы субъектов РФ наделены полномочиями издания нормативно-правовых актов: Конституция или Устав субъекта, законы и подзаконные акты, указы и распоряжения высших должностных лиц субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов и др.

Наряду с этим в отношении субъектов РФ провозглашено равноправие территориально-административных единиц.

Регионы имеют равный доступ к Совету Федерации Федерального Собрания (по 2 представителя от каждого субъекта), к Государственному совету РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов России.[4]

Однако правовой статус субъектов не совсем одинаков.

Равноправие субъектов выражается в одинаковой возможности выбрать наименование региона. Данное право вытекает из анализа ст.71 и 72 Конституции РФ, а также находит свое подтверждение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №15-П от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч.2. ст.137 Конституции, а также закрепляется в некоторых законах субъектов. Наименование субъекта не должно подрывать основы федерализма РФ, затрагивать права и свободы личности и гражданина, светский характер государства, подразумевать и инициировать территориальные претензии, ущемлять свободу совести и др.

Так как субъекты РФ наделены полномочиями самостоятельного принятия нормативно-правовых актов, можно говорить о правовой системе и системе законодательства на территории региона.

Всем субъектам присуща их собственная территория, которая входит в состав территории Российской Федерации.[5]

Субъекту РФ присуща собственная система гос. власти, которая должна отвечать основополагающим принципам организации органов гос. власти в РФ. Объем полномочий и деятельность органов гос. власти субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и др. нормативно-правовым актам. Решающую роль в данном вопросе играет Федеральный Закон от 22 сентября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает срок полномочий данных органов, конституционно-правовой статус депутатов и высших должностных лиц, порядок избрания представительных органов и т.д.

Читайте так же:  Оформление охотничьего билета. как получить охотничий билет в первый раз подробная инструкция по пол

Субъекты РФ могут участвовать в международных и внешнеэкономических связях. Исключено заключение субъектами государственных договоров политического характер, образование внутренних федераций.[6]

На балансе субъекта РФ находится собственность, которая включает в себя все имущество, не относящееся к исключительной федеральной собственности.

Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований.

Каждый субъект РФ имеет свою символику- герб, флаг и гимн, в которых отражаются образ жизни коренных народов, их культурные традиции и обычаи. Субъекты РФ имеют свои центры или столицы.

Конституционно-правовой статус субъектов содержит большой комплекс прав, обязанностей. Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенности конституционно-правового статуса.[7]

Приложения

А Ошибка! Ошибка связи.
Б Ошибка! Ошибка связи.

[1] Кутепова К.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшая школа, 2010. – 501 с.

[2] Аксенова Е.А. Анализ внешнеэкономических связей регионов России на современном этапе. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 258 с.

[3] Очакова А.И. Федерализм в России. — М.: Радио и связь, 2010. – 311 с.

[4] Зайцев Г.Г. Конституционное право Российской Федерации. – СПб.: Северо-Запад, 2011. – 401 с.

[5] Громов М.Н. Конституционное право России. – М.: Логос, 2009. – 496 с.

[6] Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Д.В. Ширипов. – М.: Юристъ, 2010. – 382 с.

[7] Дашенко С.Ю. Общее состояние и перспективы федерализма // Конституционный строй России: 15 лет пути, 2011г, № 12 – с. 23-29.

| следующая лекция ==>
Глава V. Контрреклама и ответственность | Массив тестовых заданий 2011 г

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 5561 | Нарушение авторских прав

Информационные учебно-познавательные материалы. Субъекты российской федерации

· Наиболее частые примеры противоречащих общефедеральной Конституции и законодательству норм, содержащихся в Конституциях субъектов, прежде всего республик, сводились к следующему:

[1]

o провозглашение полного государственного суверенитета;

o объявление своего государства субъектом международного права.

· Следующим важнейшим принципом конституционного статуса субъектов Российской Федерации является принцип равноправия всех субъектов, который закрепляется в нескольких направлениях.

o Во-первых, закрепляется равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

o Во-вторых, равноправие субъектов Федерации между собой, т.е. в отношениях друг с другом, когда они выступают на равноправной основе. Хотя некоторые отечественные авторы ставят под сомнение принцип равноправия субъектов РФ, исходя, прежде всего, из асимметричности самой Федерации, включающей различные виды субъектов, как с точки зрения объема их полномочий, так и с точки зрения характера их существования и функционирования.

· Основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации сводятся к следующему:

o принятие местной Конституции;

o внесение поправок в Конституцию или устав субъекта Федерации;

o принятие региональных законов, внесение в них поправок и изменений;

[2]

o решение вопросов, касающихся границ субъекта Федерации;

o решение вопроса о проведении референдума в субъекте Федерации;

o назначение очередных или внеочередных выборов президента или высшего должностного лица субъекта Федерации;

o принятие местного бюджета;

o распоряжение собственностью субъекта и другие полномочия.

· В исключительное ведение субъекта Российской Федерации входят такие вопросы, как:

o принятие и изменение Конституции, устава, законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

o определение административно-территориального устройства данного субъекта;

o установление системы органов государственной власти, определение порядка их формирования, внутренней организации и функционирования;

o законодательство об организации местного самоуправления;

o управление государственной собственностью субъекта;

o принятие и реализация программ в области государственного, социально-экономического, культурного и экономического развития субъекта;

o финансовое, валютное и кредитное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению субъекта;

[3]

o региональный бюджет, налоги и сборы;

o международные и внешнеэкономические связи;

o законодательство о государственной и муниципальной службе и иные вопросы, входящие в ведение субъекта Российской Федерации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· Кроме перечисленных выше вопросов, к предметам ведения субъекта относятся:

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  3. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  4. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
  5. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
Информационные учебно-познавательные материалы. состав субъектов рф, их статус и общая характеристик
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here