Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам. законодательная база российской федер

2. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц

До недавнего времени в Российской Федерации не было ни всеобъемлющего правового акта, который регулировал бы процесс государственной регистрации юридических лиц, ни единой системы такой регистрации, хотя принятие соответствующего закона было предусмотрено еще в 1994 г. первой частью Гражданского кодекса РФ: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц» (п. 1 действовавшей в то время ст. 51).

Порядок государственной регистрации юридических лиц определялся ст. 34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»; рядом других специальных законов, принятых в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Кроме того, существовало множество подзаконных актов, издаваемых местными органами власти. По этой причине процедура регистрации в разных субъектах федерации имела «местные» особенности, причем весьма существенные *(5).

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон о регистрации), который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении ЕГРЮЛ *(6).

Помимо Закона о регистрации регистрационное законодательство включает в себя большое количество и иных нормативных правовых актов. Для более эффективного их учета и применения все они объединены в единую систему законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона о регистрации, «Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Наряду с этими и иными уполномочивающими нормами, Конституция закрепила и основу для ограничения на их реализацию, что выражается, например, в необходимости учета прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 19), в ограничении прав и свобод в случае, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55) и др.

Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) является вторым по юридической силе актом, регулирующим отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц. Статья 51 «Государственная регистрация юридических лиц», которая закрепляет следующие основополагающие правила:

1) юридическое лицо обязательно подлежит государственной регистрации, осуществляемой уполномоченным государственным органом в предусмотренном законом порядке. Причем согласно п. 2 ст. 51, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (т.е. с момента государственной регистрации);

2) данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления;

3) отказ в государственной регистрации допускается только в оговоренных законом случаях, причем отказ, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Помимо ст. 51, в ГК РФ содержится еще немало положений, затрагивающих институт государственной регистрации. Так, п. 2 ст. 54 ГК РФ закрепляет важное правило, в соответствии с которым государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Или, например, все правовые значения акта регистрации, исследованные в предыдущем параграфе, прежде всего закреплены в нормах ГК РФ. Там же содержатся и требования к учредительным документам юридических лиц и многие другие важные положения статусообразующего характера.

Важное место в системе законодательства о государственной регистрации юридических лиц занимают иные федеральные законы. В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации, они могут определять специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, т.е. создавать отличные от предусмотренных в Законе о регистрации правила регулирования соответствующих отношений.

Если говорить более конкретно, то на сегодняшний день в рамках реализации ст. 10 Закона о регистрации соответствующие нормы закреплены в Федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О банках и банковской деятельности», «О защите конкуренции» и некоторых других.

Как правило, положения таких специальных законов регулируют лишь основные, концептуальные и принципиальные положения (необходимые для регистрации документы, правовую экспертизу таких документов, отказ в государственной регистрации и т.п.), в то время как остальные (детальные) правила регламентируются в субсидиарном порядке Законом о регистрации.

Меньшую юридическую силу имеют указы Президента РФ — особые акты главы государства, обладающие признаком нормативности. Согласно требованию ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, они «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». При издании указа, противоречащего Конституции РФ или любому из федеральных законов, приоритет отдается соответственно Конституции РФ либо федеральному закону. Сегодня указы Президента РФ не получили распространения в регулировании отношений по государственной регистрации юридических лиц. Это объясняется прежде всего общей тенденцией по сокращению «указного» нормотворчества, для которого характерно регулирование важных общественных отношений не федеральными законами, как это было бы разумно и правильно, а указами Президента РФ, т.е. нормативными актами одного конкретного лица.

Ранее, правда, действовал Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Ему отводилось одно из центральных мест в регулировании рассматриваемого правового института. На сегодняшний же день большинство указов Президента РФ, которые можно приобщить к законодательству о государственной регистрации юридических лиц, дополняют, главным образом, правовой статус отдельных организационно-правовых форм *(7) либо определяют общий статус отдельных федеральных органов исполнительной власти *(8), т.е. имеют, главным образом, характер косвенного (обеспечительного, организационного) регулирования.

Постановления Правительства РФ — следующие по юридической силе нормативные правовые акты, регламентирующие отношения по государственной регистрации юридических лиц. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, постановления Правительства РФ к тому же не должны противоречить, во-первых, Конституции РФ, во-вторых, федеральным законам и, в-третьих, указам Президента РФ. В случае нарушения такого требования, приоритет будет отдаваться соответственно нормам либо Конституции РФ, либо федеральных законов, либо указов Президента РФ. По сравнению с указами Президента РФ, постановления Правительства РФ являются гораздо более распространенными источниками правового регулирования государственной регистрации юридических лиц *(9). Необходимость регулирования соответствующих общественных отношений постановлениями Правительства обусловлено главным образом небольшой важностью таких отношений, их сравнительно высокой динамичностью, что не позволяет закреплять их в федеральных законах.

Читайте так же:  Международные правовые стандарты и трудовой договор. кто обязан применять профессиональные стандарты

Законом о регистрации прямо предусмотрена необходимость принятия Правительством РФ своих актов по следующим вопросам:

— об определении федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (ст. 2 Закона о регистрации);

— о ведении ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 4);

— о порядке представления в регистрирующий орган соответствующих сведений из органов государственных внебюджетных фондов и банков (абз. 3, 4 п. 4 ст. 5);

— об установлении формы и порядка предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (абз. 5 п. 2, п. 3 и 7 ст. 6, абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 7);

— об иных способах представления документов в регистрирующий орган (абз. 1 п. 1 ст. 9);

— об установлении требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, количества представляемых копий данных документов и дополнительных способов их представления (абз. 2 п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 11);

— о порядке передачи сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей (п. 3.1 ст. 11);

— об определении круга государственных органов, куда регистрирующий орган должен переслать необходимые сведения о зарегистрированном юридическом лице (п. 4 ст. 11);

— об определении порядка взаимодействия регистрирующих органов, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации и подлежащих государственной регистрации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица (абз. 2 п. 1 ст. 15);

— об установлении порядка и сроков передачи федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление государственной регистрации юридических лиц, регистрационных дел о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (п. 2 ст. 26).

Помимо этих вопросов, постановления Правительства РФ приняты и по регулированию иных отношений в сфере государственной регистрации юридических лиц.

В основании иерархии федеральных нормативных правовых актов находятся ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», федеральными органами исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Каждое из них издает собственные нормативные правовые акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения *(10)), содержание которых опосредуется сферой деятельности соответствующего органа. Наибольший массив данных актов приходится на Федеральную налоговую службу, которая и является органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (т.е. является регистрирующим органом).

Нередки на практике и такие ситуации, когда нормативный правовой акт принимается совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими *(11).

Значимость таких актов достаточно высока и главным образом потому, что органы, их издавшие, непосредственно ощущают на себе все проблемы и пробелы правового регулирования. Исходя из этого, основная цель таких актов — повышение эффективности практики правоприменения, что достигается, как правило, устранением возникших неясностей в рамках законодательного смысла.

Нормы, закрепленные в ведомственных актах, по своей юридической силе уступают Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, и поэтому не могут им противоречить. В связи с этим, несмотря на высокую значимость корректировки практики применения законодательства, ведомственные органы довольно ограничены в своих полномочиях по осуществлению нормативно-правового регулирования.

Необходимо отличать нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, от иного рода актов этих же органов. Так, в последнее время большое распространение получили так называемые письма федеральных органов исполнительной власти, которые носят, главным образом, комментирующий, информационный характер. Их основная задача — не создать новую норму права (т.е. не создать какое-либо правило поведение), а разъяснить смысл уже существующей нормы (истолковать ее, прокомментировать), этим решив проблемы практики применения конкретного нормативного акта.

Условия и порядок государственной регистрации юридических лиц

О государственной регистрации ИП можно подробнее почитать по ссылке http://flagman.top/about-business/otkrytie-ip-nalogovaya/

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть:

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
  • представлены непосредственно;
  • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр);
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Читайте так же:  Градостроительный план земельного участка – где получать гпзу градостроительный план земельного учас

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

Действующим законодательством предусматривается, что государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц.

Основанием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установленного порядка создания и несоответствие устава общества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания хозяйственного общества не допускается.

Принципы государственной регистрации

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в целях соблюдения интересов государства и потребителей, усиления контроля за фактическим местом нахождения юридических лиц, обеспечения налоговых поступлений в бюджет, развития цивилизованной предпринимательской среды.

[3]

Значение государственной регистрации, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц.

Государственная регистрация производится с целью контроля государством подлинности возникновения или прекращения прав юридических и физических лиц заниматься той или иной деятельностью, а также возникающих в связи с этим имущественных и иных прав.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности основывается на следующих принципах:

• Системность. Регистрация производится по единой системе на всей территории Российской Федерации.

• Государственность. Регистрация носит государственный характер.

• Достоверность. Регистрация основывается на достоверных данных, за предоставление которых заявитель несет ответственность. За ложные сведения к заявителю применяются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.

• Документальность. Регистрация носит заявительный характер. Орган государственной регистрации обязан проверить наличие необходимых документов и выдать соответствующие свидетельства о регистрации в месячный срок, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

• Информационная доступность. Сведения о регистрации не являются секретными. Регистрирующие органы обязаны разослать необходимую информацию о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях в органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и получить от них подтверждение о постановке на учет данных сведений.

• Территориальность. Регистрация осуществляется по месту нахождения — для юридических лиц, по месту постоянного проживания -для индивидуальных предпринимателей.

Читайте так же:  Оформление приказа на декретный отпуск. приказ о декретном отпуске образец заполнения, бланк скачать

• Государственная регистрация не является предпринимательством.

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Основным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией прав, является комментируемый Закон, который был принят на основании и во исполнение ст. 131 ГК РФ. Указанная статья устанавливает требование, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество — возникновение, переход, ограничение и прекращение — подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию в Едином государственном реестре.

Во исполнение комментируемого Закона также принят ряд нормативно-правовых актов:

постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и от 12.11.2004 N 627 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов»,

приказы Министерства юстиции Российской Федерации об особенностях осуществления государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

Итак, исполнение государственной функции по государственной регистрации осуществляется в соответствии с:

— Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3);

— Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон);

— Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Правила ведения ЕГРП);

— постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 273 «Об утверждении федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 773 «Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 68 «Об утверждении Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 2001 г. N 233 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 343 «Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Правила ведения книг учета документов);

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 183 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территориях различных регистрационных округов»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 70 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах» (далее — Инструкция о порядке заполнения свидетельств);

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 185 «О создании регистрационных округов, в границах которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной службы»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 декабря 2004 г. N 192 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 107 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 июля 2004 г. N 126 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 132 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 2004 г. N 135 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 марта 2005 г. N 16 «Об утверждении Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами»;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 82 «Об утверждении Инструкции об особенностях государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в связи с долевым строительством объектов недвижимого имущества»;

Читайте так же:  Может ли рсо выполнять функции исполнителя. ресурсоснабжающая организация — исполнитель коммунальных

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 213 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества»;

— иными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере государственной регистрации прав.

Электронная библиотека

Видео (кликните для воспроизведения).

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, урегулированы ГК РФ, федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.).

Государственная регистрация – заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Государственная регистрация субъектов предпринимательства преследует следующие цели:

· осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

· получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;

· предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т.д.

Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя следующие этапы:

1) представление документов;

2) проведение правовой экспертизы документов;

3) принятие решения;

4) выдача заявителю регистрационного свидетельства.

Представление документов в регистрирующий орган, в качестве которого постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определило налоговые органы РФ.

Заявителем может быть:

· руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

· учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

[1]

· руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

· Конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

· иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Документы представляются непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявитель удостоверяет своей подписью представляемое заявление и указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии). Подпись заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.

Документы представляются в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Регистрирующий орган выдает заявителю расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения. Расписка должна быть выдана в день получения документов. В иных случаях, в том числе при поступлении документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов принимает решение о государственной регистрации или отказе от нее и в случае положительного решения вносит соответствующую запись в Реестр

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц

Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Реестр. В срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации он представляет сведения, содержащиеся в Реестре, в государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ) для регистрации юридического лица в качестве страхователя в каждом из этих фондов, а также в военные комиссариаты и в Росимущество.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Для регистрации создаваемой организации (юридического лица) в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

1) заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что:

— учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям

— сведения; содержащиеся в учредительных и иных представленных документах достоверны;

— при создании юридического лица соблюден установленный организационно-правовой порядок его учреждения, том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации;

— в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Для регистрации юридического лица путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

1) заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что:

— учредительные документы созданных юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;

— сведения, содержащиеся в учредительных документах и заявлении достоверны;

— передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;

— все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации;

— в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

2) решение о реорганизации юридического лица;

3) заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

4) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

5) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами, договор о присоединении;

Читайте так же:  Правила составления акта приема-передачи квартиры. акт приема передачи квартиры. подробный обзор с о

6) передаточный акт или разделительный баланс;

7) документ, подтверждающий предоставление в орган ПФ РФ сведений о застрахованных лицах;

8) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

1) заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что:

— изменения, вносимые в учредительные документы, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;

— сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны;

— соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

2) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

3) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

1) заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что:

— вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;

— содержащиеся в заявлении сведения достоверны;

2) документ об уплате государственной пошлины.

Для ликвидации юридического лица в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

3) заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что:

— соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица;

— расчеты с кредиторами завершены;

— вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

4) ликвидационный баланс;

5) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства;

6) документ, подтверждающий предоставление в орган ПФ РФ сведений о застрахованных лицах;

7) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий Федеральной налоговой службы РФ (ФНС России) составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица. Статья 23 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует основания и порядок отказа в государственной регистрации.

В государственной регистрации допускается отказ в следующих случаях:

1) не представлены необходимые для государственной регистрации документы;

2) представлены документы в ненадлежащий регистрирующий орган;

3) не утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;

5) не истек год со дня принятия судом решения:

— о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

— о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

С момента внесения регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация:

· изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;

· юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо;

· юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Решение об отказе в государственной регистрации:

· принимается в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов;

[2]

· содержит основания отказа с обязательной ссылкой на имеющиеся нарушения;

· направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения;

· может быть обжаловано в судебном порядке.

· возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине;

· вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Срочно?

Видео (кликните для воспроизведения).

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источники


  1. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  2. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

  3. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  4. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  5. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам. законодательная база российской федер
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here