Госты по асу. автоматизированные системы управления. основные положения. требования к асу в целом

СПКД123 / СПДК / ГОСТ 34-Разработка АСУ

«Вернуться к списку статей

Далее мы рассмотрим в отдельности каждую стадию и перечень документов согласно ГОСТ 34, который должен фиксировать результаты проведенных работ.

Жизненный цикл процесса создания АСУ согласно ГОСТ 34 (ГОСТ 34.601-90) включает следующие стадии:

Формирование требований к АС

Разработка концепции АС

Ввод в действие

Далее мы рассмотрим в отдельности каждую стадию и перечень документов согласно ГОСТ 34 (ГОСТ 34.201-89), который должен фиксировать результаты проведенных работ.

Формирование требований к АС

На начальном этапе создания АС согласно требованиям ГОСТ 34 необходимо проведение обследования объекта автоматизации. В рамках обследования происходит сбор и анализ данных об организации, производственной структуре и функционировании объекта автоматизации. Источником для получения данных сведений могут послужить устав и регламенты организации, а также общегосударственные законы, постановления и другие нормативно-правовые акты.

Обследование также должно провести анализ автоматизированных систем, уже функционирующих в рамках объекта автоматизации. На данном этапе необходимо также определить степень интеграции создаваемой АС с существующими системами. Кроме того должен быть проведен сбор и анализ сведений о зарубежных и отечественных аналогах, создаваемой АС.

На базе полученных данных необходимо выявить основные функциональные и пользовательские требования к АС.

В результате проведенных исследований должен быть составлен аналитический отчет (в качестве основы для создания документа взят ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о НИР»), который должен содержать следующую информацию:

Объект, цели исследования и методология проведения исследовательских работ

Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики

Основные требования пользователя к АС

Степень внедрения и рекомендации по внедрению АС

Область применения АС

Обоснование экономической эффективности создания АС

Прогнозы и предположения о развитии объекта исследования.

Разработка концепции АС

Исходя из результатов, проведенных исследований объекта автоматизации, согласно ГОСТ 34 разрабатывается несколько вариантов концепций АС, удовлетворяющих требованию пользователей. Концепции АС могут быть представлены заказчику в виде отчета о выполненных работах, или отдельного документа «Концепция АС», или стать частью аналитического отчета.

Техническое задание (ТЗ)

Ключевая роль при создании АС отводится именно разработке и согласованию технического задания, так как он должен определять требования и порядок разработки, развития и модернизации системы. В соответствии с данным документом должны будут проводиться работы по испытанию и приемке системы в эксплуатацию. Техническое задание может быть разработано как на систему в целом так и на ее части.

Стандартом для разработки данного документа является ГОСТ 34.602-89, регламентирующий содержание разделов и стиль изложения в ТЗ.

Итак, согласно ГОСТ 34 техническое задание должно включать следующие разделы:

Назначение и цели создания (развития) системы

Характеристика объектов автоматизации

Требования к системе

Состав и содержание работ по созданию системы

Порядок контроля и приемки системы

Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

Требования к документированию

Эскизный и технический проект

В данной статье мы объединяем два этапа жизненного цикла разработки АС по ГОСТ 34 в связи с аналогичностью проводимых работ. На данных этапах происходит разработка проектных решений АС и создание технической документации:

Пояснительная записка к техническому (эскизному) проекту

Схема организационной структуры


Схема комплекса технических средств (КТС)

Схема функциональной структуры

Перечень входных и выходных сигналов и данных

Описание автоматизированных функций

Полный перечень документации, разрабатываемый на данных этапах создания АС приводится в ГОСТ 34.201-89.

Зачастую создание полного пакета документов эскизного и технического проекта, представленного в стандартах ГОСТ 34 является нецелесообразным. Поэтому минимальный комплект документации согласовывается с заказчиком и фиксируется в техническом задании на создание АС.

Рабочая документация

Данный этап подразумевает разработку рабочей документации на АС или ее части. Данный пакет документов также согласовывается с заказчиком в индивидуальном порядке и фиксируется в ТЗ. Зачастую пакет рабочей документации ограничивается следующими документами:

Руководство пользователя (администратора)

Инструкция по эксплуатации КТС

Общее описание системы (в случае присутствия документа «Пояснительная записка к техническому (эскизному) проекту» данный документ нецелесообразен так большинство разделов дублируются)

Программа и методика испытаний

Ввод в действие

Стадия ввода в действие АС согласно ГОСТ 34 включает подготовку комплекса технических средств, проведение пусконаладочных работ и обучение персонала.

Перед вводом АС в эксплуатацию производятся предварительные испытания, по результатам которых формируется «Протокол испытаний». Протокол фиксирует все замечания к системе, порядок и сроки их устранения, и подтверждает ее готовность к вводу в опытную эксплуатацию.

Во время проведения опытной эксплуатации персоналу рекомендуется вести журнал, где должны фиксироваться все ошибки, сбои и отказы системы.

По завершению опытной эксплуатации проводятся приемочные испытания, результаты которых также должны быть зафиксированы протоколом. По результатам приемочных испытаний принимается решение о передаче АС в промышленную эксплуатацию.

После полной передачи системы обе стороны подписывают «Акт выполненных работ».

Сопровождение АС

Этап сопровождения АС подразумевает выполнение работ по гарантийному и послегарантийному обслуживанию системы.

Некоторые требования к АСУ по ГОСТу

Стандарт распространяется на автоматизированные системы управления (АСУ) всех видов (кроме общегосударственных) и устанавливает общие требования к АСУ в целом, функциям АСУ, подготовленности персонала и видам обеспечения АСУ, безопасности и эргономики, виды и порядок проведения испытаний при вводе АСУ в действие, комплектность АСУ, гарантии.

АСУ любого вида должна соответствовать требованиям настоящего стандарта, требованиям технического задания на ее создание или развитие (далее — ТЗ на АСУ), а также требованиям нормативно-технических документов, действующих в ведомстве заказчика АСУ.

Ввод в действие АСУ должен приводить к полезным технико-экономическим, социальным или другим результатам, например:

  • · снижению численности управленческого персонала;
  • · повышению качества функционирования объекта управления;
  • · повышению качества управления и др.

В АСУ должна быть обеспечена совместимость между ее частями, а также с автоматизированными системами (АС), взаимосвязанными с данной АСУ.

В случаях, когда АСУ или совокупность АСУ (АС) создана на базе вычислительной сети, для обеспечения совместимости между элементами такой сети должны быть применены системы протоколов многоуровневого взаимодействия.

Надежность АСУ в целом и каждой ее автоматизированной функции должна быть достаточна для достижения установленных целей функционирования системы при заданных условиях применения.

Читайте так же:  Условия постановки на биржу труда. правила регистрации в центре занятости населения статус безработн

Адаптивность АСУ должна быть достаточной для достижения установленных целей ее функционирования в заданном диапазоне изменений условий применения.

В АСУ должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения автоматизированных функций и диагностирование, с указанием места, вида и причины возникновения нарушений правильности функционирования АСУ.

В АСУ, имеющих измерительные каналы, должна быть предусмотрена возможность контроля метрологических характеристик измерительных каналов.

В АСУ должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных действий персонала, приводящих к аварийному состоянию объекта или системы управления, от случайных изменений и разрушения информации и программ, а также от несанкционированного вмешательства.

Любая поступающая в АСУ информация вводится в систему однократно с помощью одного входного канала, если это не приводит к невыполнению требований, установленных в ТЗ на АСУ (по надежности, достоверности и т.п.).

Выходная информация одного и того же смыслового содержания должна быть сформирована в АСУ однократно, независимо от числа адресатов.

Информация, содержащаяся в базах данных АСУ, должна быть актуализирована в соответствии с периодичностью ее использования при выполнении функций системы.

АСУ должна быть защищена от утечки информации.

Наименование АСУ должно включать наименование вида АСУ и объекта управления.

АСУ в необходимых объемах должна автоматизированно выполнять:

  • · сбор, обработку и анализ информации (сигналов, сообщений, документов и т.п.) о состоянии объекта управления;
  • · выработку управляющих воздействий (программ, планов и т.п.);
  • · передачу управляющих воздействий (сигналов, указаний, документов) на исполнение и ее контроль;
  • · реализацию и контроль выполнения управляющих воздействий;
  • · обмен информацией (документами, сообщениями и т.п.) с взаимосвязанными автоматизированными системами.

Состав автоматизированных функций (задач, комплексов задач — далее функций) АСУ должен обеспечивать возможность управления соответствующим объектом в соответствии с любой из целей, установленных в ТЗ на АСУ.

Состав автоматизированных функций АСУ и степень их автоматизации должны быть технико-экономически и (или) социально обоснованы с учетом необходимости освобождения персонала от выполнения повторяющихся действий и создания условий для использования его творческих способностей в процессе работы.

[1]

Комплекс технических средств АСУ должен быть достаточным для выполнения всех автоматизированных функций АСУ.

В комплексе технических средств АСУ должны в основном использоваться технические средства серийного производства. При необходимости допускается применение технических средств единичного производства.

Технические средства АСУ должны быть размещены с соблюдением требований, содержащихся в технической, в том числе эксплуатационной, документации на них, и так, чтобы было удобно использовать их при функционировании АСУ и выполнять техническое обслуживание.

В АСУ должны быть использованы технические средства со сроком службы не менее десяти лет. Применение технических средств с меньшим сроком службы допускается только в обоснованных случаях и по согласованию с заказчиком АСУ.

Защита технических средств АСУ от воздействия внешних электрических и магнитных полей, а также помех по цепям питания должна быть достаточной для эффективного выполнения техническими средствами АСУ своего назначения при функционировании АСУ.

Программное обеспечение АСУ должно обладать следующими свойствами:

  • · функциональная достаточность (полнота);
  • · надежность (в том числе восстанавливаемость, наличие средств выявления ошибок);
  • · адаптируемость;
  • · модифицируемость;
  • · модульность построения и удобство эксплуатации.

Информационное обеспечение АСУ должно быть достаточным для выполнения всех автоматизированных функций АСУ.

Для кодирования информации, используемой только в данной АСУ, должны быть применены классификаторы, принятые у заказчика АСУ.

Для кодирования в АСУ выходной информации, используемой на вышестоящем уровне, должны быть применены классификаторы вышестоящих систем управления, кроме специально оговоренных случаев.

Информационное обеспечение АСУ должно быть совместимо с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с ней, по содержанию, системе кодирования, методам адресования, форматам данных и форме представления информации, получаемой и выдаваемой АСУ.

Формы документов, создаваемых АСУ, должны соответствовать требованиям стандартов УСД или нормативно-технических документов ведомства заказчика АСУ.

Формы документов и видеокадров, вводимых, выводимых или корректируемых через терминалы АСУ, должны быть согласованы с соответствующими техническими характеристиками терминалов.

Совокупность информационных массивов АСУ должна быть организована в виде баз данных на машинных носителях.

Форма представления выходной информации АСУ должна быть согласована с заказчиком (пользователем) системы.

Применяемые в выходных документах АСУ термины и сокращения должны быть общепринятыми в данной предметной области и согласованы с заказчиком системы.

В АСУ должны быть предусмотрены необходимые меры по контролю и обновлению данных в информационных массивах АСУ, восстановлению массивов после отказа каких-либо технических средств АСУ, а также контролю идентичности одноименной информации в базах данных.

Организационное обеспечение АСУ должно быть достаточным для эффективного выполнения персоналом АСУ возложенных на него обязанностей при осуществлении автоматизированных и связанных с ними неавтоматизированных функций системы.

Организационная структура АСУ должна позволять выполнять все функции АСУ с учетом их распределения по уровням управления.

По каждой автоматизированной функции, которая выполняется во взаимодействии данной АСУ с другими системами, инструкции персоналу АСУ и этих систем должны быть взаимоувязаны для всех режимов выполнения данной функции и содержать указания о действиях персонала при отказах технических средств АСУ.

Лингвистическое обеспечение АСУ должно быть достаточным для общения различных категорий пользователей в удобной для них форме со средствами автоматизации АСУ и для осуществления процедур преобразования и машинного представления обрабатываемой в АСУ информации.

В лингвистическом обеспечении АСУ должны быть:

  • · предусмотрены языковые средства для описания любой используемой в АСУ информации;
  • · унифицированы используемые языковые средства;
  • · стандартизированы описания однотипных элементов информации и записи синтаксических конструкций;
  • · обеспечены удобство, однозначность и устойчивость общения пользователей со средствами автоматизации АСУ;
  • · предусмотрены средства исправления ошибок, возникающих при общении пользователей с техническими средствами АСУ.

Лингвистическое обеспечение АСУ должно быть отражено в документации (инструкциях, описаниях) организационного обеспечения АСУ в виде правил общения пользователей с техническими средствами АСУ во всех режимах функционирования системы.

Правовое обеспечение АСУ должно включать совокупность правовых норм:

  • · определяющих юридическую силу информации на носителях данных и документов, используемых при функционировании АСУ и создаваемых системой;
  • · регламентирующих правоотношения между лицами, входящими в состав персонала АСУ (права, обязанности и ответственность), а также между персоналом АСУ и персоналом систем, взаимодействующих с АСУ.

Разработчик АСУ гарантирует соответствие АСУ требованиям настоящего стандарта и ТЗ на АСУ при соблюдении пользователем условий и правил эксплуатации.

Соответствие применяемых в АСУ и поставляемых как продукция производственно-технического назначения технических, программных средств и комплексов средств автоматизации требованиям стандартов и ТУ на них гарантируют изготовители этих видов продукции при соблюдении пользователем условий и правил эксплуатации.

Читайте так же:  Госпошлина за получение и замену паспорта – сколько платить что нужно знать о замене паспорта по воз

Гарантийный срок эксплуатации на АСУ исчисляют со дня ввода АСУ в действие.

Гарантийный срок эксплуатации на АСУ должен быть установлен в ТЗ на АСУ и не может быть менее 18 мес.

ГОСТ 24.702-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЕДИНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

РАЗРАБОТАН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления

А. В. Букановский,

канд. эконом. наук (руководитель темы); А. И. Богатырев; В. В. Басманов, канд. техн. наук; И. П. Вахлаков; М. Ю. Горнштейн, канд. эконом. наук; Т. В. Долгова, канд. эконом. наук; Л. А. Зиновьева; В Г Жиганов; Л. А. Ивановский, канд. техн. наук; В. Г. Киевский, д-р эконом. наук; В. Ю. Королев; И. А. Кручинин, д-р эконом. наук; А Г Кузьминок, канд. эконом. наук; В. Г. Лисицин, канд. техн. наук; Т. Ф. Лытня; Ю. Е. Пирогов; В. М. Проняхин; В. И. Романова; В. В. Соломатин, д-р эконом. наук; Г. А. Старченко; Г. Н. Токмакова; М. Б. Утевский, канд. эконом. наук; В. А. Халдин

ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления

Член коллегии Н. И. Гореликов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 декабря 1985 г. № 4686

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .. 2

2. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ .. 2

3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АСУ .. 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Единая система стандартов автоматизированных систем управления

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Unified system of standards of computer control systems. Efficiency of computer control systems. General principles

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 декабря 1985 г. № 4686 срок введения установлен

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы управления (далее — АСУ) всех видов и назначений и их части, вводимые в эксплуатацию для всех уровней управления, кроме общегосударственного, и устанавливает основные положения по определению эффективности АСУ и принципы оценки экономической эффективности АСУ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Для каждой конкретной АСУ цель ее создания состоит в обеспечении наиболее полного использования потенциальных возможностей объекта управления для решения поставленных перед ним задач.

1.2. Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития.

Критерий эффективности АСУ определяют на множестве (системе) показателей, каждый из которых описывает одну из сторон рассматриваемой системы. В зависимости от используемого математического аппарата критерий может быть выражен в виде целевой функции или порядковой меры, устанавливающей упорядоченную последовательность сочетаний показателей.

1.3. При определении результатов от функционирования АСУ задают универсальную систему обобщенных показателей, таких, как оперативность (своевременность), устойчивость, качество управления и др. Используемые показатели должны быть развернуты применительно к характеристикам конкретной АСУ (например: оперативность — вероятностно-временные характеристики элементов процесса управления; устойчивость — показатели надежности, помехозащищенности и т. п.).

1.4. К показателям затрат ресурсов относят материальные, людские, финансовые, временные и др. затраты.

1.5. Оценку эффективности АСУ проводят при:

формировании требований, предъявляемых к АСУ;

анализе создаваемых и функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям;

выборе наилучшего варианта создания, функционирования и развития АСУ;

синтезе (формировании) наиболее целесообразного варианта построения АСУ по критерию «эффективность — затраты».

1.6. Целесообразные варианты построения АСУ выбирают путем балансирования показателей приращения эффективности Э , получаемой за счет создания или совершенствования АСУ, и затрат Q .

Математически эту задачу формируют в виде:

max Э

при Q = const

или в виде обратной задачи:

min Q

при Э = const.

В тех случаях, когда приращение эффекта представлено в денежном выражении, определяют экономическую эффективность АСУ.

2. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

2.1. Оценку (определение) экономической эффективности АСУ проводят для:

анализа и обоснования целесообразности создания функционирования и развития АСУ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

установления основных направлений применения АСУ;

выбора наиболее экономически эффективного варианта разработки и внедрения АСУ;

отражения показателей экономической эффективности АСУ в нормах, нормативах и планах предприятий, объединений, министерств;

формирования соответствующих показателей государственной статистической отчетности;

определения размеров отчислений в фонды экономического стимулирования за создание АСУ.

2.2. Выбор наиболее экономически эффективного варианта создания АСУ проводят по максимуму народнохозяйственного экономического эффекта, представляющего собой разность между результатами деятельности и затратами за установленный для данного мероприятия расчетный период, с учетом народнохозяйственных экономических нормативов и других (социальных, экологических и пр.) установленных ограничений. В качестве начала расчетного периода, в пределах которого учитывают затраты, принимают год начала разработки АСУ. Конец расчетного периода определяют в соответствии со сроком морального старения технических средств и проектных решений АСУ.

2.2.1. Интегральные народнохозяйственные затраты З на объекте создания АСУ определяют по формуле

,

где Т t — длительность расчетного периода;

И

t — текущие издержки (себестоимость), включая затраты на эксплуатацию АСУ в году t ;

К

t — все виды единовременных затрат на создание АСУ в году I;

Л

t — остаточная стоимость выбывающих в год t основных фондов (при невозможности их использования — их ликвидационная стоимость) ;

a t — коэффициент, используемый для приведения разновременных результатов и затрат к базисному году.

2.2.2. Народнохозяйственный экономический эффект Э при тождественности конечных результатов по сравниваемым вариантам определяют по формуле

где З

1 , З2 — общие интегральные народнохозяйственные затраты в производстве и потреблении по базовому и новому вариантам на весь объем производимой продукции (работы) соответственно.

2.2.3. При нетождественности сравниваемых вариантов по результатам, которые могут быть приведены к стоимостной форме, изменение этих результатов должно быть дополнительно учтено в расчетах народнохозяйственного экономического эффекта в виде дополнительных экономических результатов.

2.3. За базу сравнения при определении экономической эффективности АСУ принимают:

при расчете народнохозяйственного экономического эффекта на этапе выбора наилучшего варианта — технико-экономические показатели наиболее прогрессивных способов производства продукции (работ) в действующем производстве или по имеющимся проектам (в том числе с использованием зарубежной техники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или произведена в СССР на основе лицензий или патентов);

при расчете показателей годовой экономической эффективности — технико-экономические показатели заменяемых способов производства продукции (работ). При этом за базовый вариант принимают:

плановые показатели производственно-хозяйственной деятельности объекта внедрения (без учета результатов функционирования АСУ) на год, следующий за годом ввода АСУ в промышленную эксплуатацию, если внедрение происходит на действующем объекте. В случае отсутствия названных плановых данных, принимаемых в качестве базового варианта, показатели последнего года перед внедрением АСУ приводят на год расчета с учетом их изменения за счет текущего совершенствования деятельности объекта применения в условиях отсутствия АСУ;

Читайте так же:  Договор подряда заполненный. договор подряда (выполнения работ) - образец (типовая форма). сроки дей

проектные технико-экономические показатели, если АСУ создают на строящемся объекте, в проекте которого не было предусмотрено ее применение;

фактические показатели объекта-аналога с лучшими показателями хозяйственной деятельности и наименьшей величиной потерь и упущений, если мероприятия по внедрению АСУ разрабатывают для проектируемого объекта.

Если заменяемый вариант исчерпал свои ресурсные возможности по совершенствованию объекта управления, то за базовый вариант принимают технико-экономические показатели других (помимо АСУ) технологически равноценных направлений достижения цели.

2.4. Обязательным условием определения экономической эффективности АСУ является следующая сопоставимость всех показателей:

по ценам и тарифным ставкам заработной платы;

по элементам затрат;

по объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции или услуг;

по сокращению ручного труда за счет автоматизации;

по методам исчисления стоимостных показателей.

Оптовые цены, тарифы и ставки заработной платы определяют на основе действующих на момент расчета.

2.5. Источниками экономической эффективности являются сокращение потерь и реализация резервов улучшения деятельности объекта в результате создания, функционирования и развития АСУ.

2.6. Под факторами экономической эффективности АСУ понимают средства реализации источников эффективности. К ним относят совершенствование перспективного, годового, текущего планирования и оперативного регулирования, совершенствование управления технологическими процессами, улучшение условий труда работников предприятия (организации) и др.

2.7. В целях планирования, учета, отчетности и материального стимулирования мероприятий по созданию АСУ используют показатели годовой экономической эффективности.

2.8. Расчеты экономической эффективности АСУ выполняют на стадиях, определенных соответствующими государственными стандартами, и утверждают на предприятии (в организации) заказчика АСУ.

3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АСУ

3.1. При оценке экономической эффективности АСУ используют обобщающие и частные показатели.

3.1.1. Основные обобщающие показатели экономической эффективности АСУ следующие:

годовой экономический эффект;

расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ;

срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ.

3.1.2. К основным частным показателям, характеризующим экономическую эффективность АСУ, относят:

годовую экономию (годовой прирост прибыли);

снижение издержек производственно-хозяйственной деятельности на объекте управления в результате разработки и внедрения АСУ;

повышение производительности труда;

экономию по видам ресурсов;

повышение качества выпускаемой продукции.

3.2. Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ, определяемый как разность между расчетной годовой экономией и расчетными приведенными затратами на разработку и внедрение АСУ, представляет собой расчетный годовой экономический эффект.

3.3. Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ, определяемый как разность между годовой экономией (годовым приростом прибыли) и приведенными единовременными затратами на разработку и внедрение АСУ, утвержденный в установленном порядке и зафиксированный в акте приемки в промышленную эксплуатацию, подтвержденный заказчиком (пользователем системы) на основе фактических данных опытной эксплуатации, представляет собой фактический годовой экономический эффект.

3.4. Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ представляет собой отношение расчетной годовой экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и внедрение АСУ.

3.5. Срок окупаемости представляет собой отношение капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ к годовой экономии (к годовому приросту прибыли).

3.6. Годовая экономия (годовой прирост прибыли) от разработки и внедрения АСУ включает в себя:

годовой прирост прибыли, вызванный увеличением объема хозяйственной деятельности (производства, услуг или работ) при разработке и внедрении АСУ;

годовой прирост прибыли за счет сокращения сроков строительства, а также ускорения освоения новой продукции (услуг) в результате разработки и внедрения АСУ;

экономию, текущих затрат на производство продукции, услуг или работ в условиях функционирования АСУ;

экономию прочих затрат, не входящих в себестоимость производства или работ, обеспечиваемую функционированием АСУ как непосредственно на объекте внедрения, так и в сопряженных сферах и отраслях.

3.7. Единовременные затраты на разработку и внедрение АСУ включают в себя:

затраты на разработку АСУ (предпроизводственные затраты);

капитальные затраты на приобретение (изготовление), транспортирование, монтаж и наладку вычислительной техники, периферийных устройств, средств связи, программных средств, вспомогательного оборудования, оргтехники, производственно-хозяйственного инвентаря;

затраты на строительство (реконструкцию) зданий, сооружений, необходимых для функционирования АСУ;

изменение оборотных средств в связи с разработкой и внедрением АСУ;

затраты на подготовку (переподготовку) кадров.

Примечание. Если автоматизированные системы управления или отдельные их элементы поставляют как продукцию производственно-технического назначения, то затраты на их разработку и приобретение определяют, исходя из действующих прейскурантных и договорных цен.

1.2. Требования к функциям асу

1.2.1. АСУ в необходимых объемах должна автоматизированно выполнять:

сбор, обработку и анализ информации (сигналов, сообщений, документов и т. п.) о состоянии объекта управления;

выработку управляющих воздействий (программ, планов и т. п.);

передачу управляющих воздействий (сигналов, указаний, документов) на исполнение и ее контроль;

реализацию и контроль выполнения управляющих воздействий;

обмен информацией (документами, сообщениями и т. п.) с взаимосвязанными автоматизированными системами.

1.2.2. Состав автоматизированных функций (задач, комплексов задач — далее функций) АСУ должен обеспечивать возможность управления соответствующим объектом в соответствии с любой из целей, установленных в ТЗ на АСУ.

1.2.3. Состав автоматизированных функций АСУ и степень их автоматизации должны быть технико-экономически и (или) социально обоснованы с учетом необходимости освобождения персонала от выполнения повторяющихся действий и создания условий для использования его творческих способностей в процессе работы.

1.3. Требования к подготовленности персонала асу

1.3.1. Квалификация персонала АСУ должна обеспечивать эффективное функционирование системы во всех заданных режимах.

1.3.2. Персонал АСУ должен быть подготовлен к выполнению своих обязанностей в соответствии с инструкциями организационного обеспечения.

1.3.3. Каждое лицо, входящее в состав персонала АСУ, должно применять соответствующие информационные модели и работать с используемыми им техническими средствами и документацией, определяющей порядок его деятельности.

1.4. Требования к техническому обеспечению асу

1.4.1. Комплекс технических средств АСУ должен быть достаточным для выполнения всех автоматизированных функций АСУ.

1.4.2. В комплексе технических средств АСУ должны в основном использоваться технические средства серийного производства. При необходимости допускается применение технических средств единичного производства.

1.4.3. Тиражируемые АСУ и их части должны строиться на базе унифицированных технических средств.

1.4.4. Технические средства АСУ должны быть размещены с соблюдением требований, содержащихся в технической, в том числе эксплуатационной, документации на них, и так, чтобы было удобно использовать их при функционировании АСУ и выполнять техническое обслуживание.

1.4.5. Размещение технических средств, используемых персоналом АСУ при выполнении автоматизированных функций, должно соответствовать требованиям эргономики: для производственного оборудования по ГОСТ 12.049-80, для средств представления зрительной информации по ГОСТ 21829-76, в том числе для табло коллективного пользования из цифровых знакосинтезирующих электролюминесцентных индикаторов по ГОСТ 21837-76.

Читайте так же:  Понятие, сущность, функции конституции. сущность и функции конституции рф

1.4.6. Технические средства АСУ, используемые при взаимодействии АСУ с другими системами, должны быть совместимы по интерфейсам с соответствующими техническими средствами этих систем и используемых систем связи.

1.4.7. В АСУ должны быть использованы технические средства со сроком службы не менее десяти лет. Применение технических средств с меньшим сроком службы допускается только в обоснованных случаях и по согласованию с заказчиком АСУ.

1.4.8. Любое из технических средств АСУ должно допускать замену его средством аналогичного функционального назначения без каких-либо конструктивных изменений или регулировки в остальных технических средствах АСУ (кроме случаев, специально оговоренных в технической документации на АСУ).

1.4.9. Технические средства АСУ допускается использовать только в условиях, определенных в эксплуатационной документации на них. В случаях, когда необходимо их использование в среде, параметры которой превышают допустимые значения, установленные для этих технических средств, должны быть предусмотрены меры защиты отдельных технических средств АСУ от влияния внешних воздействующих факторов.

1.4.10. В АСУ должны быть использованы средства вычислительной техники, удовлетворяющие общим техническим требованиям по ГОСТ 22552-84.

1.4.11. В АСУ должны быть использованы технические средства, соответствующие:

по устойчивости к внешним воздействующим факторам — ГОСТ 12997-76 для промышленных приборов и средств автоматизации ГСП, ГОСТ 14254-80 для оболочек изделий электротехники, ГОСТ 17516-72 для изделий электротехники в части воздействия механических факторов внешней среды, ГОСТ 21552-84 для средств вычислительной техники;

по параметрам питания — ГОСТ 12997-76 для промышленных приборов и средств автоматизации ГСП, ГОСТ 21552-84 для средств вычислительной техники;

по категории исполнения — ГОСТ 12997-76 для промышленных приборов и средств автоматизации ГСП, ГОСТ 21552-84 для средств вычислительной техники.

1.4.12. Защита технических средств АСУ от воздействия внешних электрических и магнитных полей, а также помех по цепям питания должна быть достаточной для эффективного выполнения техническими средствами своего назначения при функционировании АСУ.

1.4.13. В АСУ в соответствии с требованиями, предусмотренными « Общесоюзными нормами допускаемых индустриальных помех » 1-72 — 9-72 и ГОСТ 23450-79, должны быть предусмотрены меры по защите внешней среды от индустриальных радиопомех, излучаемых техническими средствами АСУ при работе, а также в момент включения и выключения.

1.4.14. Общие эргономические требования к мнемосхемам — по ГОСТ 21480-76, к счетным устройствам индикаторов визуальных — по ГОСТ 22902-78, к табло коллективного пользования на цифровых знакосинтезирующих электролюминесцентных индикаторах — по ГОСТ 21837-76, к трубкам электронно-лучевым для отображения визуальной информации — по ГОСТ 23144-78.

1.4.15. Общие эргономические требования к выключателям на пультах: поворотным — по ГОСТ 22613-77, клавишным и кнопочным — по ГОСТ 22614-77, типа « Тумблер » — по ГОСТ 22615-77.

1.4.16. Общие эргономические требования к сигнализаторам звуковых первичных сообщений — по ГОСТ 21786-76.

1.4.17. Общие эргономические требования, регламентирующие организацию рабочего места, взаимное расположение средств отображения информации, органов управления и средств связи в пределах рабочего места — по ГОСТ 22269-76, в том числе пультов — по ГОСТ 23000-76.

1.4.18. Общие эргономические требования к креслам операторов по ГОСТ 21889-76.

[3]

1.4.19. Общие эргономические требования к залу, кабинам операторов и взаимному расположению мест — по ГОСТ 21958-76.

Основные положения автоматизированных систем управления

Читайте также:

  1. A. Перевод целой части числа из P-ичной системы счисления в десятичную.
  2. BIOS: Базовая система ввода-вывода.
  3. Cнижение перекрестных искажений между сигналами яркости и цветности в системе SECAM
  4. Cтруктурная и системная организация материи
  5. Def.32 Морфизм М есть обобщение понятия бинарного соответствия между множествами на составляемые алгебраические системы.
  6. DNS — система доменных имен
  7. ERP-системы
  8. I. Общие положения
  9. I. Общие положения
  10. I. Общие положения и основы применения спасательных воинских формирований МЧС России
  11. I. Основные понятия
  12. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ

Совокупность управляющих воздействий, направленных на то, чтобы действительный ход процесса соответствовал желаемому, называют управлением. Предполагается, что существует некоторый орган, систематически или по мере необходимости вырабатывающий управляющие воздействия. Такой управляющий орган принято называть системой управления. Управление обычно осуществляется через исполнительные органы, которые изменяют действительный ход процесса. Управление должно быть целенаправленным, т. е. управляющие воздействия необходимо скоординировать между собой, чтобы исключить возможность воздействий, противоположных друг другу.

Управление предполагает наличие управляемого объекта или группы объектов. Управляющий орган вырабатывает управляющие воздействия, направленные на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с имеющейся программой или целью управления. Процесс управления– это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую, ориентированное на достижение определенной цели и использующее главным образом информационный поток. Оптимальное управление заключается в выборе наилучших управляющих воздействий из множества возможных с учетом ограничений и на основе информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды.

В производственных системах человек с помощью технических средств, которыми он манипулирует, непосредственно управляет технологическим или производственным процессом. Человека, осуществляющего такое управление, называют оператором, a систему, составным элементом которой является оператор, – эргатической (от греч. эргатес– действующее лицо, деятель).

Учитывая, что технология– это правила действия с использованием каких-либо средств, то можно сказать, что если реализация технологии направлена на выработку управляющего воздействия, то это технология управления.

Уровень управления производственным процессом является важнейшим фактором, определяющим уровень эффективности производства. Особые требования к управлению предъявляются в организации автомобильных перевозок. Производственный процесс автоперевозок должен органически объединять производственные процессы клиентов, непосредственно связывая в единый цикл операции от момента возникновения потребности в информации до получения продукции, включая удовлетворение потребностей, напрямую не связанных с конкретными материальными объектами. Управление автомобильными перевозками представляет собой достаточно сложную комплексную систему, включающую в себя органы, кадры и технику управления.

В системе, где происходят материальные процессы, связанные с переработкой сырья, движением финансов, использованием механизмов и машин и так далее, они реализуются лишь через деятельность людей, входящих в данную систему, и находятся в прямой зависимости от их поведения. Поэтому автоматизация деятельности персонала напрямую влияет и на производство.

Особую актуальность проблема внедрения в производство совершенной организационной системы управления(ОСУ) приобрела в условиях рыночной экономики. Автоматизированная система управления в отличие от автоматических систем предполагает участие в управлении человека, выступающего в качестве субъекта управления и выполняющего функции интегрирующего звена.

Читайте так же:  Как грамотно доказать, что я имею право на льготу по гос пошлине на все имущество ст 333.38 нк рф ос

Оно широко используется в науке,

технике и повседневной жизни, когда говорят об упорядоченной совокупности каких-либо элементов. Система– это объективное единство закономерно связанных предметов, явлений, сведений, а также знаний о природе, обществе и т.п. Каждый объект считается системой, если обладает четырьмя основными свойствами или признаками:

целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью.

Система– это прежде всего целостная совокупность элементов.

Это означает, что, с одной стороны, система– целостное образование, а с другой– в ее составе отчетливо могут быть выделены отдельные объекты(элементы). Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из совместимых взаимодействующих частей, часто разнокачественных.

Наличие устойчивых связей между элементами или их свойствами, более прочными, чем связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему также является важным атрибутом системы.

Организация характеризуется упорядоченностью элементов системы и определяет ее структуру.

Эмерджентность предполагает наличие таких качеств, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.

Наличие интегрированных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать выводы:

– система не сводится к простой совокупности элементов;

– расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них вотдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

АСУ представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую выработку решений на основе автоматизации информационных процессов. В зависимости от сферы автоматизируемой деятельности автоматизированные системы(АС) разделяют:

• на АС управления;

• системы автоматизированного проектирования (САПР);

• АС научных исследований;

• АС обработки информации;

• АС технологической подготовки производства;

• АС контроля и испытаний;

• системы, автоматизирующие сочетания различных видов деятельности.

АС реализуют информационную технологию в виде определенной последовательности информационно связанных функций, задач или процедур, выполняемых в автоматическом режиме.

Под автоматизированной информационной технологией управления понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты управленческой информации на основе применения развитого программного обеспечения(ПО), средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых эта информация предоставляется пользователям.

В настоящее время выделяют четыре основные тенденции развития ИТ управления.

1. Изменение характеристик информационного продукта, который все больше превращается в гибрид результатов расчетно-аналитической работы и услуги, предоставляемой индивидуальному пользователю ПК.

2. Параллельное взаимодействие логических АИТУ, совмещение различных видов информации(текста, графики, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

3.Ликвидация всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю. Например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, преподавателя и обучающегося, ученых и специалистов через систему видеоконференций, электронную почту и т. п.

4.Глобализация информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.

Таким образом, АСУ– это человеко-машинная система, предназначенная для сбора, обработки и выдачи информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности. АСУ базируется на использовании экономико-математических методов, средств ВТ и связи для отыскания и реализации наиболее эффективного управления объектом.

На рис. 2 представлена классификация АСУ по наиболее распространенным признакам.

Для АТП как объекта управления характерны следующие отличительные особенности.

1. Зависимость функционирования АТП от технологических процессов клиентов, а также влияние перевозочного процесса на экономические результаты их деятельности.

2. Зависимость активности элементов организационной структуры и эффективности управления от внешних условий.

3. Динамичность и стохастичность, обусловленные одновременным воздействием множества факторов, часть из которых имеет элементы случайности.

Сущность управления автотранспортными перевозками заключается в обеспечении целенаправленного, планомерного воздействия управляющей системы на перевозочный процесс с использованием различных методов и средств по определенной технологии с целью повышения ритмичности работы транспорта, равномерной загрузки транспортной сети, своевременности доставки грузов. Поскольку процесс управления автомобильными перевозками осуществляется циклически и носит относительно замкнутый характер, в управляющей системе цикл начинается со сбора информации о состоянии управляемого объекта. Затем полученная информация используется для выработки решений и, наконец, эти решения доводятся до исполнителей. С изменением условий работы на управляемом объекте поступает новая информация, и цикл повторяется снова.

Таким образом, в основе принятия управленческих решений лежит информация о поведении объектов управления. Базой для ее получения служит поток данных, поступающий от управляемого объекта по каналам обратной связи.

[2]

Данные вводятся в информационную систему, накапливаются, хранятся и в результате преобразования и фильтрации могут представлять собой информацию для пользователя. Информация после ее анализа и использования в принятии управленческих решений также может накапливаться и преобразовываться. Однако для конкретного пользователя она уже перестает быть информацией и может трактоваться как данные, характеризующие тот или иной экономический процесс.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1257 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

  2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

  3. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
  4. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
  5. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
Госты по асу. автоматизированные системы управления. основные положения. требования к асу в целом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here