Функции мсу. вопрос. функции и полномочия местного самоуправления в рф

Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

К ним относятся:

1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления).

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления;

2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно).

На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Он заключается в том, что:

а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;

г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;

3) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии). Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

Во-вторых, Российская Федерация – многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления.

Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления;

4) соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций. Это тем более необходимо при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 132 Конституции РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления руководствуются в своей деятельности такими общими и для государственной власти, и для власти местного самоуправления принципами, как: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность, сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.

Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

Перечень полномочий органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать как правовое выражение их деятельности) позволяет суммарно выделить следующие основные функции этих органов.

Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления*. Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

* См.: Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

[3]

Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, – непосредственно население.

Читайте так же:  Куплю долги юридических лиц. за долги юридических лиц будут отвечать физические лица, контролирующие

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К ведению местного самоуправления относятся вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Муниципальные образования – города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие – представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется, прежде всего, посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта РФ в целом.

Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

4. Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению жизненных основных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.

В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

Охрана общественного порядка

5. Охрана общественного порядка. Статья 132 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок – основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.

Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Большое значение для упрочения общественного порядка имеет урегулирован-ность вопросов местной жизни.

Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка, которые согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны формироваться самими муниципальными образованиями.

В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности, которая является составной частью милиции РФ и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.

В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, наблюдательные и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.

Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления – это важная сторона государственной деятельности.

Читайте так же:  Вопрос 37. соотношение и взаимодействие гражданского общества и правового государства. соотношение п

Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их населения.

Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

[2]

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

  1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  2. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
  3. обеспечение комплексного развития территориимуниципального образования;
  4. обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
  5. охрана общественного порядка;
  6. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.

Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

К этим условиям прежде всего относятся:

  1. наличие выборных органов местного самоуправления;
  2. использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
  3. материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Функции органов местного самоуправления

Понятия «компетенция органов местного самоуправления» и «функции органов местного самоуправления» соотносятся между собой как общее и частное. Компетенция — это содержание и объем властных полномочий, которые имеет орган местного самоуправления или его должностное лицо, функция — это конкретные правомочия органа местного самоуправления или его должностного лица, осуществляемые в рамках отдельной области их компетенции. Компетенция органа местного самоуправления или его должностного лица включает в себя два составных элемента:

  1. предметы ведения (круг рассматриваемых вопросов) — вопросы местного значения;
  2. полномочия (объем прав и обязанностей).

Образовательный портал — все для студента юриста.

VI. Функции местного самоуправления

Понятие функций местного самоуправления

Функции местного самоуправления — это основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, направленные на реализации права граждан на местное самоуправление.

Виды функций местного самоуправления

Основные функции местного самоуправления:

— обеспечение реализации права граждан на решение вопросов местного значения, путем использования механизмов непосредственной демократии (местные выборы и местный референдум), деятельности выборных и представительных органов местного самоуправления, обеспечения гарантий местного самоуправления.

— управление муниципальной собственностью, выполняемое специальными органами местного самоуправления

— охрана общественного порядка, в соответствие со статьей 132 Конституции РФ

— обеспечение комплексного развития территории муниципального образования

— удовлетворение социальных и социально-бытовых потребностей населения

Функции мсу. Вопрос:. Функции и полномочия местного самоуправления в РФ

50. Понятие, функции и принципы местного самоуправления.

1. Понятие местного самоуправления.

Местное самоуправление в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

2. Муниципальное право — право местного самоуправления.

Предмет регулирования муниципального права — отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципальное право является подотраслью конституционного права. Законодательную основу местного самоуправления составляют Конституция РФ (статья 12, глава 8), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ.

Читайте так же:  Как и в каких случаях можно отказаться от поручительства или прекратить его когда договор поручитель

3. Теоретические основы местного самоуправления.

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине 19 века французским государственным деятелем и историком Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.

4. Историческая справка.

5. Функции, предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Функции местного самоуправления можно вывести из перечня вопросов местного значения:

Обеспечение участия населения в вопросах местного значения.

Управление муниципальной собственностью.

Обеспечение развития территории.

Охрана общественного порядка.

Защита интересов и прав местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

6. Принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления — основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся:

Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Организационное обособление местного самоуправления в системе управления (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законами).

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

Соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

7. Основы деятельности местного самоуправления.

Территориальная основа местного самоуправления — городские, сельские поселения и другие территории (города, посёлки, сёла, станицы, районы, округа и т.п.), территории муниципальных образований устанавливаются с учётом исторических и иных местных традиций и могут быть изменены только с учётом мнения населения соответствующих территорий, при этом население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования, финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет.

Правовой основой местного самоуправления являются законодательство о местном самоуправлении (см. п.2) и уставы муниципальных образований, которые принимаются представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно и подлежат государственной регистрации.

8. Формы осуществления местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путём местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления (собрания (сходы) граждан, обращения граждан, народная правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, другие формы), через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделяются компетенцией по решению вопросов местного значения. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, и принимает решения коллегиально. В отдельных (малых) поселениях полномочия представительных органов местного самоуправления может осуществлять собрание (сход) граждан. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования (выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования), должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления.

9. Конституционные гарантии местного самоуправления.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Полномочия местного самоуправления

Автор: Ирина Нестерова ✔ 04.07.2018

Нестерова И.А. Полномочия местного самоуправления // Энциклопедия Нестеровых

Местное самоуправление в системе государственной власти наделено полномочиями, которые направлены на выполнение основных функций МСУ.

Понятие и виды полномочий

Сам термин «полномочия местного самоуправления» заложен в Конституции Российской Федерации, а если быть точным, то в статье 132.Данная статья гласит, что «. органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями [1]».

Полномочия – это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций, но одновременно это и обязанность выполнять данные функции [2].

C опорой на данное определение можно утверждать, что под полномочиями принято принимать права которые совмещены с обязанностями. Однако полномочия нельзя рассматривать отдельно от компетенции. Нехватка полномочий отрицательно скажется на компетенциях и наоборот. В свете соотношения полномочий и компетенций следует обратиться к термину из европейского права «субсидарсность». Субсидарность или, иначе говоря, «принцип субсидиарности» подразумевает, что все вопросы, которые могут быть решены на нижнем, максимально приближенном к населению, уровне управления, должны быть закреплены за этим уровнем [3].

На верхнем уровне управления в компетенции власти входит рассмотрения тех вопросов, решение на нижнем уровне которых либо вовсе невозможно, либо малоэффективно. Если деятельность нижнего уровня приносит вред, то вмешательство становится обязательным.

Упомянутая ранее статья 132 Конституции РФ регламентирует полномочия органов местного самоуправления. Согласно положениям статьи 132 органы МСУ в праве самостоятельно реализовывать следующий перечень полномочий:

Читайте так же:  Как узнать инн по фамилии. что нужно чтобы узнать свой номер инн найти по инн физическое лицо

  • управление муниципальной собственностью,
  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,
  • установка местных налогов и сборов,
  • реализация охраны общественного порядка,
  • решение иных вопросов местного значения.

Согласно ст. 132 Конституции, в спектр полномочий органов местного самоуправления входят некоторые государственные полномочия. Эти самые полномочиями, реализуются при полном соответствующем финансировании.

Перечень ключевых полномочий

В Федеральном законе 2003 г. № 131-ФЗ предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены с опорой на систему утвержденных положений. Прежде всего, это те вопросы местного значения, которые относят к сфере влияния МСУ. Они сформулированы на базе деления муниципальных образований на типы, а именно:

  • вопросы местного значения поселения,
  • вопросы местного значения муниципального района,
  • вопросы местного значения городского округа.

Для всех муниципальных образований имеет место общий перечень вопросов, к которым можно смело отнести следующее:

  • формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов,
  • контроль за исполнением бюджетов,
  • установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровней местных налогов и сборов,
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом [2].

Все иные местные вопросы решаются в соответствии с полномочиями поселений и муниципальных районов. Что касается городских округов, то весь перечень вопросов местного значения находится в сфере влияния.

Органы Местного самоуправления поселений решают широкий круг вопросов, которые связаны с повседневным жизнеобеспечением населения. К примеру, именно местные власти занимаются вопросом обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Также к числу полномочий органов МСУ поселков относят:

  • организацию в границах поселения тепло- и водоснабжения населения,
  • обеспечение первичных мер пожарной безопасности,
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры,
  • организация благоустройства и озеленения территории,
  • планирование застройки поселений,
  • организация освещения улиц,
  • установки уличных указателей и т. п.

Ряд аспектов перенесены в сферу «вопросы местного значения» и успешно решаются местными властями. Разграничение между полномочиями поселения и полномочиями муниципального района выглядит примерно следующим образом: что в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

В качестве примера можно привести организацию транспортного обслуживания населения. Так, в границах поселения вопросы с транспортом решает поселение, а муниципальный район решает проблемы организацияи транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В настоящее время активно используется градация поселений по уровню загруженности теми или иными полномочиями. К уровню поселения отнесены:

[1]

  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания населения,
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

К уровню муниципального района относится:

  • организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания поселений,
  • содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т. д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся:

  • организация общественного порядка,
  • предоставление начального и общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время,
  • предоставление основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других.

Однако не следует забывать, что в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Это сделано для избежания халатности на местах, снижения коррупции и воровства муниципальных властей.

Теперь рассмотрим полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Они представлены на рисунке ниже.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Рассмотрев полномочия органов местного самоуправления можно с уверенность утверждать, что вся система нуждается в реформировании. Необходимо усиливать вертикаль власти. Только сильный контроль позволит снизить уровень разгильдяйства и воровства на местном уровне.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  3. Бобылева Е.А. Принцип субсидиарности в праве Европейского Союза // Актуальные проблемы российского права №. 2008 г. Стр.437-449

Функции органов местного самоуправления

… обусловленные особенностями его юридической природы, а также выполнение поставленных перед ним задач и целей.

В науке муниципального права России обычно принято классифицировать все функции органов местного самоуправления с точки зрения их содержания на 2 вида:

1) Общие или основные функции

Они прямо вытекают из особенности политико-правовой природы самого института местного самоуправления. Вытекают также из особенностей реализации органов местного самоуправления своих полномочий. Все эти функции прямо закреплены в К РФ и 131 ФЗ

a. Представительная функция

Направлена на обеспечение максимально полного представительства и выражения интересов большинства жителей муниципального образования в выборных органах местного самоуправления. Механизмом реализации данной функции на практике служат организации и проведение муниципальных выборов в органы местного самоуправления, а также использование иных форм непосредственного прямого участия граждан в решении вопросов местного значения.

b. Функция обеспечения планового и комплексного экономического и социально-культурного развития территорий муниципального образования либо также называется хозяйственная функция

Органы местного самоуправления должны стремиться в своей деятельности наиболее эффективно распоряжаться и управлять объектами муниципального имущества, правильно формировать и исполнять местный бюджет

Согласно федеральному законодательству они обязаны оказывать помощь и поддержку развития предпринимательской деятельности на своей территории в сфере малого и среднего бизнеса в целях увеличения местной налогооблагаемой базы, привлечения дополнительных инвестиций в развитие муниципального хозяйства, а также решение проблемы занятости населения и создание дополнительных рабочих мест. Помимо всего следует отметить, что по 131 ФЗ и ГК РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать и развивать международные и внешнеэкономические связи, в том числе с участием иностранных партнеров.

Читайте так же:  Расторжение договора в одностороннем порядке по гк рф. как расторгнуть договор оказания услуг

c. Функция удовлетворения коммунально-бытовых, социально-культурных и иных жизненно-важных потребностей и интересов проживающего населения муниципального образования либо функция коммунальная

На практике функция заключается в том, что по закону на органы местного самоуправления возлагается обязанность по оказанию гражданам дополнительных услуг в сфере ЖКХ, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения помимо того перечня услуг, предоставление которых гарантируется населением муниципального образования в соответствии с действующими минимальными государственными социальными стандартами

d. Функция охраны общественного порядка, защиты прав, свобод, законных интересов граждан либо правозащитная функция

Согласно статье 131 К РФ, ФЗ № 131 на органы местного самоуправления возлагается обязанность по поддержанию и охране общественного порядка на своей территории и предполагалось в будущем создание подразделений муниципальной милиции (по старому названию), выведенной полностью из системы МВД России и переподчиненной в своей деятельности органам местного самоуправления.

В случаях и порядке, установленных актами федерального и регионального законодательства органы местного самоуправления могут наделяться дополнительными полномочиями по контролю за соблюдением действующего законодательства всеми физическими и юридическими лицами по специальному кругу вопросов – вопросы благоустройства территории и ЖКХ, архитектура и строительство, охрана окружающей природной среды, контроль за охраной и целевым использованием земель, в сфере опеки и попечительства, регистрации актов гражданского состояния и они могут также обладать специальными регистрационно-разрешительными полномочиями по лицензированию отдельных видов предпринимательской хозяйственной деятельности и дача разрешений на проведение массовых общественных мероприятий или регистрации граждан, пребывающих по месту жительства.

Согласно действующему законодательству о местном самоуправления в структуре о местной администрации могут создаваться специальные органы исполнительной власти, наделенные административной юрисдикцией по разрешению отдельных видов административных правонарушений:

· Комиссия по делам несовершеннолетних местной администрации

Функции, предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Функции местного самоуправления можно вывести из перечня вопросов местного значения:

Обеспечение участия населения в вопросах местного значения.

Управление муниципальной собственностью.

Обеспечение развития территории.

Охрана общественного порядка.

Защита интересов и прав местного самоуправления.

Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления — основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся:

Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Организационное обособление местного самоуправления в системе управления (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законами).

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

Соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Основы деятельности местного самоуправления.

Территориальная основа местного самоуправления — городские, сельские поселения и другие территории (города, посёлки, сёла, станицы, районы, округа и т.п.), территории муниципальных образований устанавливаются с учётом исторических и иных местных традиций и могут быть изменены только с учётом мнения населения соответствующих территорий, при этом население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования, финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет.

Правовой основой местного самоуправления являются законодательство о местном самоуправлении (см. п.2) и уставы муниципальных образований, которые принимаются представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно и подлежат государственной регистрации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 262 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

  2. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
Функции мсу. вопрос. функции и полномочия местного самоуправления в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here