Формы и методы мобилизационной подготовки. основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации

Раздел III. Обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации (ст.ст. 9 — 10)

Раздел III. Обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации

>
Обязанности организаций
Содержание
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Вопрос 7 Обязанности организаций и граждан в области обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 63-ФЗ «Об обороне»

В статье 9-ой определены права и обязанности гражданина Российской Федерации в области обороны.

Граждане Российской Федерации:

— исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;

— принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

— могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;

— предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В разделе 2 статье 9 данного закона определены обязанности организаций, независимо от их форм собственности в области обороны.

Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

Организации независимо от форм собственности обязаны:

— организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

— создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);

— разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

— проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

— выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

— при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

— оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;

обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

— предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

— создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий.

Граждане Российской Федерации (раз.2 ст.10) обязаны:

— являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

— выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

— предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 21 определены обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации

При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).

Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров районов, городов без районного деления или иных муниципальных (административно-территориальных) образований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете»

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

а) состоять на воинском учете. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных органах;

б) явиться в установленные время и место по вызову (повестке), имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе;

Читайте так же:  Материальная помощь в связи со смертью сотрудника. материальная помощь при смерти родственника

в) при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

г) сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;

д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию;

е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

Вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия:

1. Карл Клаузевиц и его роль в создании института «мобилизации» в государстве.

2. А.А. Свечин и его учение о перманентной мобилизации, предмобилизационном периоде, мобилизационном плане.

3. Что такое «мобилизационная подготовка здравоохранения»?

4. Основные задачи мобилизационной подготовки здравоохранения.

5. Что является правовой основой мобилизации и мобилизационной подготовки в Российской Федерации?

6. Что такое «федеральный конституционный закон»? Порядок его принятия.

7. Что такое «федеральный закон»? Порядок его принятия.

8. Какие нормативные правовые документы относятся к подзаконным актам?

9. Что такое «военное положение»?. Каким нормативным правовым актом определено это понятие?

10. Что считается актом агрессии против Российской Федерации?

11. Порядок введения военного положения на территории Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации.

12. Какие меры применяются на территории, на которой введено военное положение?

13. Что такое «чрезвычайное положение»? Каким нормативным правовым актом определено это понятие?

14. В какие случаях объявляется чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации?

15. Какие ограничения вводятся при объявлении чрезвычайной ситуации в Российской Федерации или на территории субъекта Российской Федерации?

16. Что такое «оборона»? Цели обороны. Каким нормативным правовым актом вводится понятие «оборона»?

17. Какие мероприятия включает в себя организация обороны?

18. Что такое «мобилизационная подготовка» и «мобилизация»? Каким нормативным правовым актом вводятся эти понятия?

19. Какие мероприятия составляют содержание мобилизационной подготовки?

20. Что такое «мобилизационное задание» и «мобилизационные органы»?

21. Порядок призыва граждан на военную службы при объявлении мобилизации.

22. Что такое «государственный материальный резерв»? каким нормативным правовым документом вводится это понятие?

23. Что такое «военная служба»? Каким нормативным правовым документом вводится это понятие?

24. В каком нормативном правовом документе прописаны обязанности граждан Российской Федерации по военной службе?

25. Что такое «обязательная подготовка граждан к военной службе»?

[3]

26. Что такое «военно-транспортная обязанность»? Каким нормативным правовым актом вводится это понятие?

27. Что такое «концепция национальной безопасности» и «национальные интересы России»? Каким нормативным правовым актом вводятся эти понятия?

28. Что такое «военная доктрина России»? Каким нормативным правовым актом вводится это понятие?

29. Перечислить основные внешние угрозы России.

30. Перечислить основные внутренние угрозы России.

31. Что такое «военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации»? Ее задачи. Каким нормативным правовым актом вводится это понятие?

32. Каким нормативным правовым актом определен порядок прохождения военной службы гражданами Российской Федерации?

33. Что такое «военные сборы»? Каким нормативным правовым актом вводится это понятие и порядок прохождения сборов?

34. Что такое «воинский учет» и каким нормативным правовым актом введено это понятие?

35. Каким нормативным правовым документом введено Положения о порядке проведения Военно-врачебной экспертизы»?

36. Какими нормативными правовыми актами определены обязанности организаций и граждан в области обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации? Что включают в себя эти обязанности?

Основные понятия

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий исполнение Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации, а также руководство подведомственными организациями.
Руководство деятельностью гуспа осуществляет президент Российской Федерации. Координацию деятельности гуспа в пределах компетенции Правительства Российской Федерации осуществляет председатель правительства Российской Федерации.

ВОЕННОЕ ВРЕМЯ – время, наступающее с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекающее с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

МОБИЛИЗАЦИЯ – комплекс мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

Читайте так же:  Новый удар по репутации спецстроя — задержан еще один крупный чиновник. откаты спецстроя сняли на ка

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ – подготовка к работе в военное время, содержащая разработку распорядительных, плановых, нормативных и иных документов по переводу органа управления на работу в условиях военного времени и руководству управляемой структурой в мобилизационный период и в военное время, создание необходимой материальной базы, обучение руководителей и специалистов аппарата органа управления, выполнение других мероприятий по обеспечению мобилизации, входящих в компетенцию органа управления.

Период мобилизации экономики страны – календарное время с начала объявления мобилизации (общей или частичной) и заканчивающееся выполнением основного объема работ, необходимых для перевода экономики страны на условия военного времени.

МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ – совокупность мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, организация их работ в условиях военного времени.

ОБЪЯВЛЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИИ – подписание Указа Президента Российской Федерации об объявлении мобилизации и его обнародование для реализации мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами.

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке органов местного самоуправления к руководству (управлению) мобилизацией на подведомственных им территориях, планомерному переводу их собственной структуры на организацию, состав и работу в условиях военного времени, а также удовлетворению нужд населения в ходе войны.

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКИ – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований к удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время

РАСЧЕТНЫЙ ГОД – период, равный календарному году, но начинающийся с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики государства (плана на расчетный год). Ввод в действие план расчетного года при объявлении мобилизации Указом Президента Российской Федерации.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Под нарастанием УГРОЗЫ АГРЕССИИ против Российской Федерации, понимается положение в стране, сделанное исходя из оценки военно-политической обстановки, а также с учётом состояния Вооружённых Сил и экономики Российской Федерации.

Комплекс выполняемых мероприятий при нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации- это выполнение мероприятий по повышению готовности государства и экономики страны (администрации района, экономики муниципального образования) к переводу на работу в условиях военного времени, а также по обеспечению мобилизационной готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Под условиями ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ понимается состояние государства, когда вводится общая или частичная мобилизация по степеням готовности «Повышенная», «Военная опасность», «Полная».
В зависимости от складывающейся обстановки указанные степени готовности могут вводиться последовательно, либо сразу может вводиться одна из высших степеней. В последнем случае должны выполняться все мероприятия, предусмотренные для предыдущих степеней готовности.
При этом выполняется комплекс мероприятий по приведению органа местного самоуправления, экономики муниципального образования в готовность к работе в условиях военного времени, а также по обеспечению мобилизационного развёртывания Вооружённых Сил.
Все мероприятия выполняются по решению Президента Российской Федерации на основе вывода о возникновении угрозы агрессии против Российской Федерации, сделанного исходя из оценки военно-политической обстановки, а также с учётом состояния Вооружённых Сил и экономики Российской Федерации.

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ – людские и материальные ресурсы, которые государство может использовать для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и устойчивого обеспечения нужд фронта и тыла в результате перевода страны с мирного на военное положение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ГОТОВНОСТЬ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА – состояние экономики страны, позволяющее в установленные сроки перейти на работу по мобилизационным планам и устойчивому функционированию по обеспечению потребностей военной организации государства, неотложных нужд экономики и населения в военное время.

Мобилизационная готовность экономики – готовность экономики к проведению в установленные сроки мобилизационного развертывания и выполнению мобилизационных заданий по обеспечению потребности Вооруженных Сил, неотложных нужд экономики и населения в условиях военного времени.

ГОТОВНОСТЬ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ К ПЕРЕВОДУ НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ – уровень подготовленности аппарата органа управления с соответствующим документальным и материальным обеспечением к выполнению мероприятий, предусмотренных планами перевода для каждой конкретной степени готовности.

Документы мобилизационные – законодательные и нормативные акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации, приказы, директивы, методические указания по планированию и организации мобилизационной подготовки и мобилизации, мобилизационные планы, а также расчеты и переписка по вопросам мобилизационной подготовке.

Учения по мобилизационной подготовке – форма подготовки руководящего состава, органов управления и производственного персонала предприятий и организаций промышленности к решению задач по мобилизационной подготовке.

Военно-транспортная обязанность составная часть мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, заключающаяся в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям в период мобилизации и в военное время, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности и гражданами владельцами транспортных средств.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

Читайте так же:  Порядок пользования жилым помещением. исковое заявление о порядке пользования жилым помещением

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ подпункт 14 пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

См. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 г.

[1]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ пункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 19.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Важнейшей функцией Российского государства является поддержание обороноспособности на уровне соответствующем характеру военных угроз. Согласно положением Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы должны быть готовы к ведению локальных войн и к участию в вооруженных конфликтах. Однако доктрина допускает, что локальные войны и вооруженные конфликты при определенных условиях могут перерасти в широкомасштабную войну.

Подготовка страны к войне представляет собой сложный, непрерывный процесс, связанный с решением политических, военно-стратегических и экономических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Основными составными частями подготовки страны к войне и организации обороны являются мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации.

Обратимся к основным понятиям мобилизации и мобилизационной подготовки. Мобилизация – латинское слово «mobile» т.е. подвижный, отсюда и происходит название «автомобиль». В общем, понятие «мобилизация» — это проведение необходимых мероприятий в короткие сроки по концентрации средств и ресурсов для достижения поставленных целей (например: спортивная команда мобилизовала свои силы и энергию и достигла определенного спортивного результата).

· мобилизационную подготовку и мобилизацию экономики;

· мобилизационную подготовку и мобилизацию органов власти всех уровней и организаций;

· мобилизационную подготовку развертывания и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил и других войск.

Под мобилизационной подготовкой экономики понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых в мирное время, по обеспечению текущих потребностей Вооруженных Сил, других войск и накоплению запасов вооружения, боеприпасов, военной техники, военного, военно-технического имущества и другой продукции на военное время, созданию и сохранению запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, развитию и сохранению мобилизационных мощностей.

Мобилизация экономики заключается в планомерном переводе всех отраслей экономики, объединений, организаций и предприятий на работу в условиях военного времени для всестороннего обеспечения потребностей обороны страны в вооружении, боеприпасах, техники и других материальных средствах, жизнеобеспечения населения страны и других нужд государства в военное время.

Читайте так же:  Фз о социальные гарантии сотрудников. фз о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел р

Мобилизация экономики страны включает в себя: развертывание военного производства, изменение экономических пропорций в интересах всемерного увеличения производства военной продукции, перестройку работы органов управления, средств связи, транспорта, сельского хозяйства всей инфраструктуры страны в целях обеспечения нужд государства в военное время. Мобилизация экономики предусматривает также перераспределение людских ресурсов для обеспечения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил, других войск и работы оборонной промышленности, других отраслей экономики. При мобилизации экономики происходит изменение деятельности научных и опытно-конструкторских учреждений в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил и достижения военно-технического превосходства над противником, перестройка финансовой системы, торговли и предприятий сферы обеспечения в соответствии с потребностями войны. При мобилизации экономики повышается роль государственной централизации управления экономикой в целях концентрации ресурсов для обеспечения нужд обороны и государства.

Целью мобилизационной подготовки экономики является создание в мирное время военно-экономического потенциала адекватного военным потребностям страны и проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу экономики на работу в условиях военного времени.

[2]

Целью мобилизации экономики является своевременный, плановый перевод на работу в условиях военного времени всех отраслей экономики, объединений, организаций, учреждений и предприятий для выпуска продукции, в соответствии с мобилизационными планами (планами на расчетный год), для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск в вооружении, технике и материальных средствах, а также населения в продовольствии, товарах, средствах защиты и других средств жизнеобеспечения в военное время.

Исходя из данных определений, мы с вами должны четко уяснить периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий (табл. 6.5.1).

Кроме того, вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации мы будем рассматривать по следующим уровням государственной иерархической системы:

1-й уровень – Государственный: представительная власть; исполнительная власть; экономические структуры федерального уровня;

2-й уровень – Субъектовый: представительная и исполнительная власть, экономика субъектов Российской Федерации;

3-й уровень – Муниципальный: органы местного самоуправления и экономика муниципального образования;

4-й уровень – Объектовый: объекты экономики: предприятия, учреждения и организации, имеющие мобилизационные задания.

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 18.12.2018)

26 февраля 1997 года N 31-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 24 января 1997 года
Одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Обороноспособность государства характеризуется достаточно многими показателями. Но основным из них является уровень развития военно-экономического потенциала, который определяется возможностями экономики страны по удовлетворению ее военных нужд.

В свою очередь способность государства максимально использовать ресурсы страны в интересах решения задач войны, определяется его мобилизационной готовностью.

Оборонная и мобилизационная готовность в тот или иной исторический период развития государства зависят от конкретно складывающихся военно-политических и военно-экономических условий, как в мире, так и в стране.

Историческое функционирование нашего государства в последние два десятилетия характеризуется коренными изменениями военно-политических и военно-экономических условий и различием подходов к оборонной и мобилизационной готовности страны, которые можно условно разделить на четыре временных периода:

I период: — до декабря 1991 г. период функционирования Советского государства, когда военно-политическая обстановка характеризовалась конфронтацией СССР с США и странами Запада во всех областях государственной деятельности: политической, идеологической, дипломатической, экономической и военной. Балансирование на грани войны выдвигало на первый план государственную задачу укрепления оборонной и мобилизационной готовности страны. Этой задаче были подчинены все органы государственной и местной власти и экономика страны.

II период: конец 1991 года – 1994 год, период становления нового Российского государства в иной военно-политической обстановке, которая характеризовалась сближением России со странами Запада и США во всех областях и переходом экономики на рыночные отношения. Исходя из этого, ослабление внимания к вопросам обороноспособности страны и даже отрицание некоторыми «государственными деятелями» самой системы мобилизационной подготовки страны.

III период: 1994 год – апрель 1999 года. В государственном руководстве страны возобладали тенденции укрепления государственности России, укрепления ее обороноспособности и мобилизационной готовности. Разрабатываются ряд основополагающих документов в области мобилизационной подготовки и мобилизации, на всех уровнях развернулась и завершилась разработка мобилизационных планов по 1995 расчетному году. Однако недостаточное финансирование (а иногда и его отсутствие) приводили к нереальности выполнения ряда мероприятий мобилизационных планов.

IV период: апрель 1999 года по настоящее время. Начало данного периода характеризовалось резким обострением военно-политической обстановки в связи с развязыванием США и их союзниками по НАТО военных действий против Югославии. Это произошло, несмотря на активные политические, дипломатические и даже военные акции России.

В государственном руководстве страны наступил так называемый период «отрезвления» и понимания того, что любое государство или группа государств имеет свои национальные интересы, которыми они поступаться в угоду другой стране и тем более России не желают.

Правительством России принимается ряд решений направленных на укрепление обороноспособности страны, финансирование обороны с 2,8% ВВП поднимаются до 3,5%, военный бюджет на 2000 год увеличится в 1,5 раза, на 2001 г. военный бюджет определен в размере 218 млрд. 924 млн. руб., принимается решение о разработке новых мобилизационных планов Вооруженных Сил и экономики Российской Федерации.

В 2000 году Вооруженные Силы, другие войска Российской Федерации отработали новые мобилизационные планы (МП-2000) и на их основе представили в Правительство Российской Федерации заявки на вооружение, технику и другие материальные средства.

Читайте так же:  Родственники курман-али байчорова добиваются объективного суда. родственники курман-али байчорова до

В апреле 2001 г. принимается Постановление Правительства Российской Федерации № 305-20 «О разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации (плана Российской Федерации на 2000 расчетный год)» и разворачивается работа по его выполнению.

Все эти мероприятия приходится решать в новой военно-политической обстановке в мире и новых военно-экономических условиях России. Современная военно-политическая обстановка складывается под влиянием изменений всей системы международных отношений, происходящих в результате взаимодействия двух противоречивых тенденций: с одной стороны – формирование многополюсного мира, с другой – стремление США закрепить за собой роль единоличного мирового лидера. В перспективе военно-политическая обстановка будет характеризоваться нарастающей нестабильностью и напряженностью. Дестабилизирующим фактором военно-политической обстановки в настоящее время являются:

· стремление США и других стран Запада к ослаблению позиций России в мире во всех областях;

· расширение НАТО на Восток (в 1999 году приняты в НАТО Польша, Чехия, Венгрия, готова вступить в НАТО Литва, Эстония, Латвия, сотрудничают с НАТО Словакия, Румыния, Молдова и Украина. Имеются устремления к НАТО и у Грузии);

· «расползание» ядерного оружия: к «ядерному клубу» США, Россия, Англия, Франция, Китай в 1999 году присоединились Индия и Пакистан. Имеются данные, что ядерным оружием обладают Израиль и ЮАР (ряд стран близки к созданию ядерного оружия: Иран, Бразилия, Египет и ряд других стран);

· территориальные притязания к России государств: Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Германия, Япония, Китай;

· наличие очагов военных столкновений и напряженности на территории России и в близи ее границ (Чечня, Карабах, Абхазия, Приднестровье, Косово);

· ослабление интеграционных процессов между странами СНГ;

Военно-экономические условия России в настоящее время характеризуются:

· ослаблением военно-экономического потенциала страны и Вооруженных Сил;

· сокращением валового внутреннего продукта;

· дезинтеграцией во всех отраслях экономики;

· ослаблением научно-технического и технологического потенциала страны (сокращением исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития);

· усилением внешней технологической зависимости в т.ч. оборонной промышленности.

В настоящее время, несмотря на отрицательные моменты в экономике, наметилась тенденция роста ВВП, но они пока незначительны для существенного подъема военно-экономического потенциала страны.

При всей важности проблемы подготовки экономики к войне нельзя оставлять в стороне вопросы разрешения чрезвычайных ситуаций мирного времени. Последствия техногенных чрезвычайных ситуаций в значительной степени сходны с результатами боевых действий (имеются в виду последствия для экономики и для населения страны). Сходны и мероприятия, проводимые в рамках подготовки к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с мероприятиями, проводимыми в экономике по подготовке к войне.

Изучение вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации должностными лицами и специалистами системы РСЧС и ГО обусловлено также следующими обстоятельствами:

· в директивных указаниях о планировании ГО на военное время ставится задача «Мероприятия ГО планировать совместно с мероприятиями мобилизационной подготовки экономики»;

· в Федеральном законе «О гражданской обороне» статья 2 «Задача в области гражданской обороны» Задача под №11 определена: «Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания в военное время»;

· в Федеральном законе «О чрезвычайном положении» в статье 13 пункт «в» указывается, что при введении чрезвычайного положения используются средства государственного мобилизационного резерва, а также может быть проведена мобилизация ресурсов предприятий, организаций и учреждений и переориентация их на производство необходимой в условиях ЧП продукции;

· в подчинении органов управления РСЧС и ГО находятся различные гражданские организации, которые на военное время отрабатывают мобилизационные планы, планы на расчетный год;

· в мобилизационных планах развертывания экономики муниципальных образований отдельным разделом разрабатываются и планируются мероприятия ГО на военное время;

· мобилизационные работники городов, районов, предприятий, организаций и учреждений по совместительству (где нет штатных специалистов РСЧС и ГО) занимаются вопросами РСЧС в мирное время и ГО в военное время.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Перечисленные выше обстоятельства показывают на тесную взаимосвязь системы мобилизационной подготовки страны и системы РСЧС и ГО и обуславливают важность изучения этих вопросов должностными лицами РСЧС и ГО.

Источники


  1. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.

  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
  5. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
Формы и методы мобилизационной подготовки. основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here