Федеративное устройство. понятие и формы государственного устройства. федеративное государство. приз

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-3. Форма государственного устройства.

1. Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства — это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

— Унитарная форма государственного устройства.

— Федеративная форма государственного устройства.

3. Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

4. Признаки федеративной формы государственного устройства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

— Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

— В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. —

— Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

— Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

— В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

— Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

— Наличие двухпалатного парламента.

5. Разновидности федеративной формы государственного устройства (Виды федераций).

Выделяются следующие виды федераций:

— Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

— Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

6. Унитарная форма государственного устройства.

— Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

7. Признаки унитарной формы государственного устройства (Признаки унитарного государства).

[3]

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

— Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

— Наличие единых для всего государства высших органов власти.

— Наличие единой системы законодательства в государстве.

— Наличие единого гражданства в государстве.

— Наличие единой денежной единицы в государстве.

— Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

8. Разновидности государств с унитарной формой государственного устройства (виды унитарных государств).

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

9. Конфедерация.

[1]

Конфедерация — это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

Унитарное и федеративное государство

Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

Единые для всей страны высшие органы власти;

Единая система законодательства;

Единая денежная единица;

Единый государственный язык;

Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью[1].

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.

Читайте так же:  Спецприемник умвд. положение. организация и обеспечение деятельности

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц[2].

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).

Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

[2]

Другой вариант имитации федерализма состоит в самопровозглашении унитарного государства федерацией практически без предоставления субъектам прав. Примером такой имитации мог служить СССР.

Современная Российская Федерация институционально хоть и является федерацией, но многие аспекты федеративности «временно остановлены», — в частности налогообложение функционирует почти как в унитарном государстве (большая часть налоговых отчислений поступает в федеральный бюджет, тогда как субъектам федерации достается лишь малая их часть).

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

централизованные (Аргентина, Индия, Россия, Япония)

децентрализованные (Швейцария, США)

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР)[4]. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада[источник не указан 983 дня] и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Суверенных Государств) также будет «мягкой федерацией».

Понятие, признаки и виды федерации

Изучим понятие федерации, а также определим их признаки и виды.

Федерация (от лат. слова foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, которая представляет собой сложное (союзное) государство, включающее государственные образования с определенной политической самостоятельностью и специфическими признаками.

Составляющие федерацию государственные образования (в виде республик, штатов, земель) выступают в качестве её субъектов (членов) и обладают своим собственным административно-территориальным устройством.

В разных странах федеративное устройство имеет неоднородную структуру и определенные признаки. Его особенности предопределяются историческими условиями формирования конкретной страны, своеобразием культуры, национальным и религиозным составом населения. В подобных случаях отмечается асимметричность федерации, т.е. присутствует определенное неравенство в правовом статусе её субъектов.

В настоящее время в мире имеется более 30 федеративных государств, в которых проживает около трети населения планеты (США, Германия, Бельгия, Индия, Бразилия, Танзания и т.д.).

Современные виды федераций в большинстве ситуаций отличаются от унитарных государств повышенным уровнем национальной и социальной напряженности, что связано с несовершенством федеративного устройства и слабым развитием политико-правовых связей внутри территориальных образований.

В теории выделяют совокупность признаков федерации (федеративного государства), которые подразделяются на две группы признаков: абсолютные (обязательные) и факультативные.

В состав обязательных признаков федерации (федеративного государства) включают:

– добровольный характер объединения государственных образований в единое государство;

– единую территорию страны, которая сложилась как результат вхождения территорий субъектов;

– симметричный конституционный статус отдельных субъектов федерации и их равноправие;

– разграничение в компетенции между центром и регионами;

– присутствие двухуровневой системы законодательства (центра и её субъектов);

Читайте так же:  Какой срок давности установлен для расследования. срок расследования несчастного случая на производс

– наличие системы самостоятельных органов исполнительной и законодательной власти субъектов;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– существование единого федерального гражданства.

Факультативными признаками федерации (т.е. необязательно присущими ей) являются:

– существование собственной конституции у регионов, которая учитывает их характерные признаки;

– наличие на региональном уровне самостоятельной судебной системы;

– возможность введения гражданства субъекта;

– асимметричный конституционный статус для членов федерации.

Государственные образования, которые формируют федерацию, не выступают в качестве государства в полном смысле слова. Они не имеют суверенитета, права на односторонний выход из союза, юридически лишены права на самостоятельное участие в международных отношениях и союзах.

В случае нарушения федеральной конституции или законодательства центр имеет право на принятие принудительных мер в отношении данного субъекта (институт федерального вмешательства или федеральной интервенции).

В зависимости от роли и значения национального (лингвистического) фактора при определении её структуры выделяют следующие виды федерации:

– федерации, которые организованы на территориальной основе, они составляют большинство (США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

– федерации, которые основаны на национальной основе (Бельгия, Пакистан, Нигерия, частично Индия);

– федерации, которые организованы на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).

В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, различают два основных вида федерации: конституционные и договорные.

Конституционные федерации учреждаются «сверху» в результате принятия конституции (Бразилия, США, Канада), а договорные федерации формируются «снизу» на базе соглашения или договора между субъектами федеративных взаимоотношений (Швейцария, ОАЭ).

Федеративное устройство. Понятие и формы государственного устройства

Федеративное устройство

является разновидностью государ­ственного устройства, являющегося необходимым институ­том конституционного права каждой страны. Государства по­ разному определяют свое внутреннее устройство в зависи­мости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные го­сударства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бра­зилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) при­нимают федеративную форму государственного устройст­ва, — одни по соображениям решения национального вопро­са, другие в силу невозможности эффективного демократи­ческого управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция лю­бого государства распределяет или, наоборот, концентри­рует властные полномочия, тем самым предопределяет пра­вовую базу решения проблем общественного развития.

Под государственным устройством понимается полити­ко-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централиза­ции и децентрализации власти (соотношение между частя­ми и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую ок­раску в более крупных государствах. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство

–это единое государство, внут­ри которого нет государственных образований, а админист­ративно-территориальные единицы не обладают политичес­кой самостоятельностью. Большинство государств мира при­няли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство –это союз государствен­ных образований, каждое из которых обладает определен­ной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государ­ства имеют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства конфедерацию,которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-право­вой, а международно-правовой характер. В прошлом конфе­дерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейца­рия,. Хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ пре­одоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного ус­тройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной на­циональности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суве­ренитетом, который предполагает и решение вопроса о на­циональной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других – создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стре­мятся не допустить дискриминации и обеспечить себе сво­бодное развитие, а объединяющее их государство — исклю­чить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф­фективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализа­ция. Цивилизованное государство заинтересовано в макси­мально возможной интеграции своего хозяйства при обеспе­чении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное эконо­мическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узко национальные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

Унитарное государство – централизованное государ­ство, в котором законодательная, исполнительная и судеб­ная власти имеют единые высшие органы, функции кото­рых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в админист­ративно-территориальных единицах местного самоуправле­ния, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым, всеми частя­ми этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Уни­тарное государство может быть многонациональным, на­пример Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку не­которые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких­ либо национальных административных образований. Груп­пы граждан отдельных национальностей, организуя свои об­щины, не претендуют на автономию или собственную госу­дарственность.

Читайте так же:  Как правильно поставить знак © на веб-страницу. где спрятался знак копирайта на клавиатуре

Федеративное государство

– это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание — ­политическое и правовое – весьма неоднородно. Сами фе­дерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея’ федера­лизма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрали­зации управления («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие наро­ды, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) оста­ются национальными по названию, их правовая система ис­ключает какие-либо привилегии граждан по национально-­титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ ре­шения национального вопроса, распались (СССР, Югосла­вия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разруши­ли федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объе­диненной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Кана­да, Индия), развивается кризис федерализма и сильны се­паратистские тенденции.

Федеративные государства юридически закрепляют доб­ровольность объединения народов, но, как правило, не пре­дусматривают права выхода того или иного субъекта феде­рации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т. е. в не правовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ог­раничивают свою компетенцию в пользу федерации и при­знают высшую юридическую силу федеральной конститу­ции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными го­сударствами, хотя внутри них могут создаваться автоном­ные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства яв­ляется разделение компетенции между федеральной влас­тью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрез­мерную самостоятельность или даже на статус государствен­ных образований с суверенитетом. В любом случае они обыч­но обладают своей конституцией, органами государствен­ной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в об­становке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и, совместную компетен­цию. Осуществление последней носит спокойный характер, не­редко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государ­ственное устройство более прочно в тех странах, где ликви­дирована дискриминация по национальному признаку, уко­ренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок Федерация не может исключить всех кризисов, раз­ногласий и различий в способах решения общегосударствен­ных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех полити­ческих, экономических и национальных сил.

Понятие федеративного государства

Определение федеративного государства

Федеративное государство (от лат. «federatio» — союз) — объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство — достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства. Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 федеративных государства, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства — США и Канада, европейские — ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа — Новая Гвинея и др.).

Признаки федеративного государства

Все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками:

От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации, составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).

Россия как федеративное государство

На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.

Читайте так же:  Военное удостоверение личности. получение военного билета офицера запаса. удостоверение личности вое

Формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации и международного объединения

Государственное устройство — это территориальная организация государственной власти, низменность ее на определенные составные части с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими (центральными) государственными органами.

Это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное) (по государственному устройству)

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай).

Признаки унитарного государства:

  • Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;
  • На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;
  • Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;
  • На международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;
  • Единые вооруженные силы.

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Сложные государства — это такие государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный союз суверенных государств. К сложным государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя.

Федерация — это постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакиа, Югославия.

  • Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
  • Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;
  • Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;
  • Субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся;
  • В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;
  • Двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;
  • После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;
  • На международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.
  • Договорные и конституционные;
  • Территориальные (США, Германия), национальные и смешанные (Россия).

В основу территориальных федераций положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления в больших по территории государствах.

Конфедерация — это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства; временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация — это, как правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. История знает мало таких государственных образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.

  • 1. Конфедерация не имеет собственных законодательных, исполнительных и судебных органов;
  • 2. Не имеет собственной армии;
  • 3. Нет единой системы налогов и государственного бюджета;
  • 4. Конфедерация сохраняет гражданство входящих в союз государств;
  • 5. Недолговечность;
  • 6. Каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
  • 7. Конфедерация создается для достижения определенных целей;
  • 8. Создание закрепляется договором;
  • 9. Субъекты обладают правом нулификации (отмены действия актов конфедерации на своей территории);
  • 10. Члены конфедерации могут выйти из нее на основе юридически обоснованного одностороннего решения.

Империя — это такое сложное и большое государство, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Империя держится на насилии, на государственном принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.

Уния — союз, объединение, как правило, монархических государств в форме личной или реальной уний. Личная уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния — форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается. Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро-Венгерский союз).

Читайте так же:  Должностная инструкция таксировщика перевозочных документов. должностная инструкция начальника центр

Унитарное государство: понятие, признаки.

УГ – единое государство, система права и органов государственное власти которого построены и функционируют на основе принципа вертикальной централизации.

1. ТЕ создаются органами центральной власти.

2. ТЕ могут быть преобразованы и упразднены решением центральной властью

3. ТЕ не обладают политической самостоятельностью.

4. В ТЕ нет органов законодательной и судебной власти действующих от имени ТЕ.

5. В сфере исполнительной власти органы ТЕ входят в единую централизованную систему унитарного государства.

6. органы ТЕ подчиняются центральным органам власти.

7. Споры между ТЕ и центра разрешаются в одностороннем порядке органами центра.

8. Центр может делегировать ТЕ осуществление части своих полномочий посредством издания одностороннего акта без согласия ТЕ.

1. Унитарные государства наличием автономных образований

2. УГ без таковых

Федеративное государство: понятие и признаки.

ФГ – союзное государство, территориальные единицы которого обладают определенной политической самостоятельностью.

1. Перечень субъектов имеет конституционное закрепление.

2. Конституция федерации закрепляет разграничение компетенции между федерацией и субъектами.

3. Федерация не может в одностороннем порядке изменить статус, компетенцию или упразднить субъект федерации.

4. Субъекты федерации имеют собственные органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

5. Субъекты федерации обладают собственной правовой системой (конституцией или уставом), формируемой собственными законодательными органами власти.

6. Субъекты федерации обладают собственным гражданством, наряду с федеральным государством.

7. Субъекты федерации не имеют права сецессии, то есть не могут выйти из состава федерации.

8. Органы субъектов федерации вертикально не подчинены органам центра.

9. Механизм разрешения конфликтов межу федерацией и субъектами – на первой стадии разрешается путем переговоров. Если спор не удается разрешить переговорами, он передается на разрешение суда, чье решение имеет обязательное значение, как для федерации, так и для субъекта федерации.

10. Делегирование осуществление полномочий основывается на принципе добровольности, что предполагает наличие волеизъявления делегирующего и согласия того, кому делегируют.

11. Представительство субъектов федерации в органах центра – как правило, проявляется в наличии в федерации двухпалатного парламента, одна из палат которого состоит только из представителей территорий, избираемых только от населения поделенного субъекта ил назначаемого органами власти субъекта.

Виды федеративных государств.

1. По способу создания

— конституционные – создаются путем провозглашения федеративной формы территориального устройства в конституции государства.

— договорные – создаются путем заключения договора между самостоятельными государствами, как правило, будущими субъектами федерации.

2. По принципу создания

— территориальные – в основу создания или выделения того или иного субъекта кладется исключительно территориальная целостность

— смешанный принцип – помимо территориального фактора учитывается, а иногда ставится во главу угла дополнительные факторы (национальность населения, экономическое развитие, язык)

3. По наличию разно статусных субъектов

— симметричные – все субъекты федерации обладают равными статусами

— асимметричные – существуют субъекты или целые группы субъектов с разным правовым статусом.

4. По степени централизации власти

— централизованные – субъекты обладают четко прописанной и незначительной компетенцией, а федерация сохраняет за собой основную массу полномочий

— децентрализованные – достаточно больная группа властных полномочий сконцентрированы в субъектах федерации. Федерация компетентна только по очень важным …

5. По делимости законодательного верховенства

— с единым законодательным верховенством – коллизия между федеральными и региональными актами всегда разрешаются в пользу действия федеральной нормы

— с разделенным законодательным верховенством – приоритет отдается той норме, в чьей сфере компетенции она была принята.

6. По количеству уровней

— двухуровневый – две стороны федеративных отношений: федерация и субъекты федерации

— трехуровневый – наряду с федерацией и субъектами федерации в систему федеративных отношений включают муниципальное образование.

7. По характеру и степен взаимоотношений

— дуалистические федерации – в системе разделения власти между федерацией и субъектами оба уровня федеративных отношений обладают самостоятельностью и независимостью.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— кооперативные федеративные – в системе разделения власти между федерацией и субъектами выделяется сфера, где оба уровня имеют совместное ведение.

Источники


  1. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  2. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.

  3. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
  4. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
Федеративное устройство. понятие и формы государственного устройства. федеративное государство. приз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here