Федеральные нормы и правила подъемные сооружения. грузоподъемные механизмы эксплуатируем в рамках за

Ростехнадзор разъясняет: Обязанности арендатора и арендодателя подъемных сооружений

По вопросу осуществления государственного контроля (надзора) за ОПО, составляющими которых является ПС:

Управление Ростехнадзора в целях обеспечения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО) с подъемными сооружениями (далее – ПС) и предупреждения споров между организациями арендаторами ПС и арендодателями ПС разъясняет, что вступившими в действие с 7 марта 2014 г. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г. рег. № 30992 (далее — ФНП по ПС), изменены требования к организациям, эксплуатирующим ПС, влияющие на их аренду и направление для работы в другие организации.

В соответствии с подпунктом «ж», «з» пункта 23 ФНП по ПС, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС, то есть арендатор, должна:

  • ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа её аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля ПС, специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применение ПС;
  • з) устанавливать порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала в соответствии с инструкциями ОПО и контролировать его соблюдение.

В административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденном приказом Ростехнадзора от 04 сентября 2007 г. № 606, дано определение организации, эксплуатирующей ОПО – организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющим ее юридическую ответственность.

Действующим законодательством предусмотрена передача опасного производственного объекта в аренду с последующей регистрацией в государственном реестре ОПО арендатором, при этом у арендатора должны быть назначены ответственные специалисты, в соответствии с требованиями ФНП по ПС.

Грузоподъемные краны могут направляться для выполнения работ в другие организации при наличии у организации, выделивший кран для производства работ, вышеназванных специалистов и обслуживающего персонала, ответственность за безопасную эксплуатацию крана в этом случае несет организация, выделившая кран (арендодатель).

Документы:

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Передача ГПМ другим организациям: кто отвечает за ОПО?

Одна организация выделяет другой для выполнения строительно-монтажных работ грузоподъемные краны. Между участниками процесса заключается соответствующий договор. Кто в этом случае несет ответственность за нарушение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО?

Ответ:

Порядок эксплуатации ОПО с подъемными сооружениями и требования к эксплуатирующим ГПМ организациям установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).

Действия ФНП охватывают в том числе аренду грузоподъемной техники и направление ее для работы в другие организации.

В ситуации, описанной выше, важно понимать, какой именно договор заключен между участниками процесса.

1. Если ГПМ передаются по договору аренды, то компания-арендатор получает право на временное владение и пользование грузоподъемными кранами. И на срок действия означенного договора становится для ПС эксплуатирующей организацией (со всеми вытекающими правами и обязанностями).

Так, согласно Приложению №1 ФНП по ПС:

«Эксплуатирующая организация – юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, ИП, осуществляющие эксплуатацию ОПО, составляющими которых являются в том числе и ПС, подлежащие учету во ФСЭТАН, на праве собственности или аренды, или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность».

Таким образом, на арендатора кранов возлагается полная ответственность за соблюдение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО. В том числе – необходимость регистрировать на себя грузоподъемную технику в качестве ОПО в Ростехнадзоре.

Кроме того, у арендатора должны быть:

1) назначены специалисты, ответственные за использование ПС;

2) разработаны и утверждены инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов (п.п. «ж» п. 23 ФНП по ПС):

  • ответственный за осуществление производственного контроля ПС;
  • ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;

3) установлен порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала и налажен контроль за его соблюдением (п.п. «з» п. 23 ФНП по ПС).

2. Если ГПМ переданы в краткосрочное пользование для выполнения конкретных видов работ (и это четко прописано в договоре) либо выделены и направлены на объекты «согласно заявкам сторонних организаций», то ответственность за соблюдение требований промышленной безопасности несет «направляющая сторона» (т.е. собственник ГПМ).

Здесь речь не идет о передаче права владения грузоподъемной техникой, даже если ГПМ в процессе выполнения работы управляет сотрудник «принимающей стороны». Эксплуатирующей организацией с точки зрения ФНП по ПС и ФЗ №116 по-прежнему остается собственник ГПМ (см. выше).

Согласно п. 125 ФНП по ПС эксплуатирующая организация (т.е. владелец ГПМ и ОПО, в состав которых они входят) должна:

  • определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ».
Читайте так же:  Доверенность на получение земельного участка. доверенность на регистрацию права собственности на зем

Обратите внимание: специалисты «принимающей» организации, которые могут (или будут) работать с ГПМ должны быть обучены правилам эксплуатации ПС и аттестованы по промышленной безопасности.

Ростехнадзор разъясняет: Порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО

В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» на опасных производственных объектах (ОПО) эксплуатируют подъемные сооружения (ПС), перечисленные в п. 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНПпоПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, — не подлежащие учету в органах Ростехнадзора (мостовые краны до 10 т), — и с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, на которые требования ФНП по ПС не распространяются.

В соответствии с п. 264 ФНП по ПС не подлежащие учету в органах Ростехнадзора ПС экспертизе промышленной безопасности не подлежат. Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также пп. 6 и 32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» обязывают проводить экспертизу промышленной безопасности в отношении технических устройств, эксплуатируемых на ОПО, после окончания нормативного срока эксплуатации с внесением заключений данной экспертизы в реестр территориальным органом Ростехнадзора.

Прошу разъяснить порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО, в связи с отказом местного территориального органа Ростехнадзора во внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, выданных экспертной организацией.

Н.Н. Миненко, зам. руководителя отдела технического надзора ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»

На вопрос читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.

С 7 марта 2014 г. на территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992.

В соответствии с требованиями п. 264 ФНП по ПС экспертизу промышленной безопасности проводят только для подъемных сооружений (ПС), которые подлежат учету. Подъемные сооружения, перечисленные в п. 148 ФНП по ПС и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.

Пунктом 3 ФНП по ПС определены ПС, на которые распространяются указанные федеральные нормы и правила. При этом эксплуатацию ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляют в соответствии с требованиями действующего на территории Российской Федерации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС.

Кроме того, по вопросам эксплуатации ПС, не подлежащих учету, применяют требования ФНП по ПС, если такие требования по эксплуатации ПС не установлены в ТР ТС 010/2011 и в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (например, требования по монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту ПС и т.п.).

Продление срока службы ПС, не подлежащего учету, осуществляют также в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации (техническое диагностирование, техническое освидетельствование и т.п.).

Одновременно Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора информирует, что объекты, на которых эксплуатируют ПС, не подлежащие учету в Ростехнадзоре, при отсутствии каких-либо других признаков опасности не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (п. 146 ФНП по ПС) и, следовательно, не являются опасными производственными объектами.

Документы:

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Регистрация ГПМ в Ростехнадзоре

Грузоподъемные механизмы (далее – ГПМ, ПС), перечисленные в п. 3 федеральных норм и правил «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», подлежат учету в органах Ростехнадзора. Исключения составляют ГПМ, указанные в п. 148 ФНП.

Регистрация ПС в Ростехнадзоре предполагает две последовательные процедуры (очередность лучше уточнить в вашем территориальном управлении ФСЭТАН):

1. Постановка на учет в качестве технических устройств.

2. Регистрация в качестве ОПО с присвоением класса опасности.

Согласно п. 146 ФНП по ПС, регистрации подлежат только те ОПО, на которых используются ГПМ, подлежащие учету в Ростехнадзора как технические устройства.

Какие ГПМ подлежат учету в Ростехнадзоре

Нужно ли вам регистрировать ГПМ? Ответ на этот вопрос можно найти самостоятельно. Следует изучить п. 3-4 и п. 148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).

[2]

Ниже в таблице дан перечень основных типов ГПМ и указана необходимость их регистрации в Ростехнадзоре.

Как зарегистрировать ГПМ в Ростехнадзоре

Постановка ГПМ на учет в качестве технического устройства

Перед постановкой ГПМ на учет как технического устройства принимается первичное решение о пуске его в работу. Данный процесс регламентирован п. 138-144 ФНП по ПС.
После пуска в работу владелец ГПМ (эксплуатирующая организация) готовит пакет документов для постановки на учет. В Ростехнадзор подаются:

1. Заявление (единой формы нет, нужно запросить в территориальном управлении ФСЭТАН). Может включать в себя:

  • Реквизиты владельца ГПМ.
  • Сведения из паспорта ГПМ (зав. №, г/п, тип, марка, изготовитель, дата изготовления и т.д.).
  • Сведения об назначении 3-х ответственных специалистов (с реквизитами протоколов об аттестации по промышленной безопасности).
  • Сведения о наличии ППК.
  • Реквизиты полиса обязательного страхования ОПО и т.д.

2. Документ, подтверждающий право владения ГПМ (договор купли-продажи, аренды, лизинга и т.д.).

3. Оригинал паспорта ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

4. Сертификат соответствия на ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

5. Копии протоколов аттестации специалистов по промышленной безопасности (по требованию Ростехнадзора).

6. Копия полиса обязательного страхования ОПО (по требованию Ростехнадзора).

7. Юридические документы компании-заявителя (по требованию Ростехнадзора).

Специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет указанный выше пакет документов на комплектность, достоверность, правильность оформления и соответствие действующему законодательству в области промышленной безопасности.

По итогам проверки принимается решения о постановке ГПМ на учет либо о возврате документов с замечаниями. При положительном решении ГПМ получает уникальный, состоящий только из цифр, регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО). Регистрационный номер не имеет срока действия. Он сопровождает ГПМ в течение всего периода его эксплуатации одной организацией.

[1]

Если владелец ГПМ меняется, то новая эксплуатирующая организация должна регистрировать его на себя, в том числе заново ставить на учет. При этом ГПМ присваивается новый регистрационный номер.

Читайте так же:  Определение о завершении процедуры банкротства. последствия прекращения производства по делу о несос

ГПМ подлежат снятию с учета в следующих случаях (п. 147 ФНП):

  • при утилизации;
  • при передаче другому владельцу;
  • при переводе в разряд не подлежащих учету.

Обратите внимание: поставить ГПМ на учет (равно как и зарегистрировать его в качестве ОПО) может только юридическое лицо или ИП. Документы от физических лиц Ростехнадзор не принимает.

Регистрация ГПМ в качестве ОПО

Второй частью процедуры является регистрация ГПМ как опасного производственного объекта (ОПО) с присвоением IV класса опасности. О том, что для объектов с ГПМ нужна регистрация ОПО, говорят Приложения №1 и №2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ.

Организация, эксплуатирующая (именно эксплуатирующая) ГПМ, подает в Ростехнадзор пакет следующих документов:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Заявление по форме Приложения № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (можно скачать на сайт территориального управления ФСЭТАН).

2. Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), по форме Приложения № 4 Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (можно скачать на сайт территориального управления ФСЭТАН).

3. Копии документов, подтверждающих право владения ОПО (договор купли-продажи, аренды, лизинга и т.д.).

4. Копия полиса на обязательное страхование ОПО (по требованию Ростехнадзора).

5. Паспорт ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

6. Юридические документы заявителя (по требованию Ростехнадзора).

По результатам этой процедуры владелец ГПМ (эксплуатирующая организация) в течение 20 рабочих дней получит:

  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Согласованные Ростехнадзором Сведения, характеризующие ОПО.

Для дальнейшей законной эксплуатации ОПО с ГПМ потребуются как минимум:

1. Положение о производственном контроле (ППК).
2. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ).
3. Должностные инструкции и приказы о назначении:

  • ответственного за производственный контроль;
  • ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
  • ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

4. Полис обязательного страхования ОПО.
5. ППР и ТК (при необходимости).
6. Протоколы аттестации специалистов по промышленной безопасности (А.1 + Б.9).

Подъемное сооружение: определение понятия–основа концепции безопасности опасного производственного объекта

Стандартизованного определения термина «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в действующих нормативных документах в настоящее время не существует и его использование в качестве идентификационного признака опасного производственного объекта (ОПО) в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП), вносит (как впрочем, и вносило ранее) в данные нормативные правовые акты больше путаницы, чем ясности.

Вместо того, чтобы определиться с основополагающим понятием ФНП — «подъемное сооружение» и построить ему внятное определение (тем самым избавиться от критики в адрес разработчиков, направленной на то, что ФНП избыточный документ, необоснованно дублирующий требования руководств по эксплуатации грузоподъемных машин и Технического регламента ТР ТС 010/2011), по сей день делаются неадекватные попытки «удержать» словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в ФНП и в ФЗ № 116-ФЗ и придать ему (якобы это аналог понятия «подъемное сооружение») статус, объединяющий значительную часть грузоподъемных машин в категорию технических устройств, наличие которых на производственном объекте «переводит» его в опасный (ОПО). Одновременно в ФНП, как впрочем, и в их предшественнике, присутствует пункт (уточнение ФЗ № 116-ФЗ?!), гласящий о том, что не все грузоподъемные машины, имеющие данные механизмы являются подлежащими учету в органах Ростехнадзора.

Если взять за основу то, что использованное в приложении № 2 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» понятие «грузоподъемные машины» (далее – ТР ТС 010/2011) (исходя из смысла текста приложения № 2) охватывает перечисленные в приложении № 3 к ТР ТС 010/2011 объекты технического регулирования, касающиеся подъема и перемещения груза или людей (оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные, тали канатные и цепные), видится целесообразным применить данное понятие в нормативных правовых актах, определив его место в ФНП и заменив соответствующим образом имеющийся в ФЗ № 116-ФЗ признак ОПО.

В связи с тем, что само по себе наличие на производственном объекте грузоподъемных машин не представляет опасности для ценностей, на защиту которых нацелены требования ТР ТС 010/2011, при замене идентификационного признака необходимо реализовать иной подход, аналогичный большинству пунктов приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ. В них идентификационным признаком является не наличие технологического оборудования на производственном объекте, а то, что по сути своей представляет опасность, т.е. осуществление технологического процесса с использованием данного оборудования, имеющего определенные конструктивные особенности.

Оптимальным решением представляется изменение ФЗ № 116-ФЗ в части замены идентификационного признака, которое предлагается изложить в следующей редакции соответствующего пункта Приложения 1:
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
« 3) осуществляется подъем и/или перемещение грузов и/или людей:

  • грузоподъемными машинами с электрическим и гидравлическим приводом механизмов, используемыми по паспортному назначению: грузоподъемными кранами мостового типа, грузовыми тележками (передвигающимися по надземному рельсовому пути), управляемыми из кабины, расположенной на кране (прикрепленной к тележке), а также управляемыми с пола грузоподъемностью более 10 тонн; грузоподъемными кранами стрелового типа, грузоподъемностью более 1 тонны (консольными – более 10 тонн) с переменным вылетом и/или снабженными механизмом поворота, за исключением кранов, установленных на технологических самоходных машинах и применяемых для их ремонта, а также переставных – для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении; грузоподъемными кранами кабельного типа; мобильными кранами – манипуляторами грузоподъемностью более 1 тонны и с грузовым моментом 4 тонн на метр включительно; мобильными подъемниками с рабочими платформами; строительными, грузопассажирскими и фасадными подъемниками; электрическими талями грузоподъемностью более 10 тонн, используемыми в качестве самостоятельных грузоподъемных машин;
  • эскалаторами в метрополитенах, канатными дорогами, фуникулёрами;».
Читайте так же:  Схема проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). состав документации о

Одновременно, Приложение № 1 к ФНП необходимо дополнить термином «подъемное сооружение»:
Подъемное сооружениекомплекс средств, предназначенных для выполнения работы, связанной с подъемом и перемещением грузов и/или людей в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины. Подъемное сооружение включает в себя грузоподъемную машину, а также, в общем случае, приспособления, оснастку, строительные конструкции и сооружения, обеспечивающие безопасное выполнение грузоподъемной машиной заданных функций.
Примечания:

Основными документами, определяющими компоновку подъемного сооружения на ОПО, тип (марку, модель) грузоподъемной машины, перечень необходимых приспособлений, оснастки и строительных конструкций и сооружений, соответствие установки грузоподъемной машинытребованиям ФНП и возможность ее безопасной работы (в зависимости от типа грузоподъемной машины), помимо документов, подтверждающих работоспособное состояние средств,входящих в состав подъемного сооружения, являются:

  • технологический регламент (проект производства работ с использованием подъемного сооружения или технологическая карта погрузочно-разгрузочных работ), с которым ознакомлены специалисты и персонал, занятые в процессе подъема и перемещения грузов на ОПО;
  • проект установки грузоподъемного крана постоянного базирования, предназначенного для осуществления погрузочно-разгрузочных работ или работ связанных с обслуживанием основного технологического процесса в неизменяющихся производственных условиях;
  • проект рельсового кранового пути и исполнительная документация по его устройству (для грузоподъемных машин на рельсовом ходу);
  • паспорт грузоподъемной машины, имеющий запись, внесенную специалистом эксплуатирующей организации (для вновь смонтированных грузоподъемных машин с применением сварки – на основании акта о пуске в работу) о проведении освидетельствования, соответствии подъемного сооружения технологическому регламенту,включающую разрешение о пуске в работу. В случае перестановки мобильных грузоподъемных машин – вахтенный журнал с аналогичной записью.

В отличие от расплывчатого словосочетания «стационарно установленный грузоподъемный механизм», предлагаемые изменения ФНП и ФЗ № 116-ФЗ позволят установить между бизнесом-сообществом и исполнительной властью однозначно трактуемые взаимоотношения, строящиеся на основе того, что вместе с приобретением и использованием грузоподъемных машин с конкретными идентификационными признаками, их потребители возлагают на себя определенные действующим законодательством обязанности и юридическую ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение.

Новые правила Ростехнадзора по эксплуатации подъемных сооружений

Работа, с использованием подъемных сооружений сопряжена с опасностью, поэтому обязательным является соблюдение всех норм и правил.

Предприятия всех организационно-правовых форм собственности, индивидуальные предприниматели, которые используют подъемные сооружения, должны соблюдать при работе Федеральные нормами и правила в области промышленной безопасности, они прописаны в нормативном документе — «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

[3]

Стоит обратить внимание, что в данный документ были внесены изменения приказом Ростехнадзора от 12 апреля 2016 года N 146.

Требования данных норм и правил распространяется на мостовые краны штабелеры, подъемники для перемещения людей и (или) груза, краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком, грузоподъемные краны всех типов. В новой редакции документа самоходные краны, краны – манипуляторы отнесены к стационарно установленным грузоподъемным механизмам, независимо от возможности перемещения.

То есть действие закона распространяется и на автокраны. Поэтому владельцам автокранов, предприятиям, которые оказывают услуги по аренде автокранов, следует ознакомиться с нормами и неукоснительно соблюдать их.

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, являются обязательными на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС. Правила включают широкий спектр норм и требований, в том числе требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС.

Также огромное внимание уделено монтажу и наладке ПС, включая выбор оборудования, организации и планировании работ, требования к монтажу и наладке систем дистанционного оборудования, контроль качества проведения работ по монтажу и наладке и оформлению необходимой документации.

Отдельным пунктом в федеральных нормах и правилах выделена установка ПС и производство работ, техническое освидетельствование ПС, оценка их соответствия и экспертиза их промышленной безопасности.

Грузоподъемные механизмы: эксплуатируем в рамках закона

Грузоподъемные механизмы (ГПМ) – универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях – на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д. На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно Приложению 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008г. № 131) к типовым видам ОПО со стационарно установленными ГПМ относятся:

  • Площадка крана (с указанием названия ГПМ);
  • Участок механизации;
  • Участок транспортный, гараж (когда организация использует ГПМ для нужд собственного производства);
  • Площадка, цех и т.д.

Идентификация ОПО с подъемными сооружениями для целей регистрации в Ростехнадзоре проводится по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов. При этом в составе объекта учитываются все единицы ГПМ, которые принадлежат организации на праве собственности или ином законном основании и эксплуатируются на конкретной площадке. Все данные вносятся в документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Согласно п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533), во ФСЭТАН регистрируются только те ОПО, грузоподъемные механизмы на которых подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Учет грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре

Обратите внимание на то, что ГПМ подлежат перерегистрации в органах Ростехнадзора после:

  • реконструкции;
  • ремонта, если на ГПМ был составлен новый паспорт;
  • передачи ГПМ другому владельцу;
  • перестановки крана мостового типа на новое место.
Читайте так же:  Материнский капитал выплаты. ежемесячные выплаты из материнского капитала. последние новости по выпл

ГПМ подлежат снятию с учета в Ростеехандзоре:

  • при утилизации;
  • при передаче другому владельцу;
  • при переводе в разряд не подлежащих учету.

Какие документы нужны для законной эксплуатации ГПМ

Каждая организация, эксплуатирующая ОПО с ГПМ, должна обязательно разработать (получить от производителя) следующие нормативные и технические документы:

1. Техническая документация на ГПМ – паспорт, техническое описание и руководство (инструкция) по эксплуатации. Документы поставляются заводом-изготовителем вместе с грузоподъемным механизмом.

2. Документ об оценке соответствия ГПМ обязательным требованиям, который оформляется до пуска оборудования в работу – сертификат соответствия ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» или заключение экспертизы промышленной безопасности (для ГПМ, изготовленных для собственных нужд).

3. Свидетельство о регистрации ОПО – документ, подтверждающий внесение сведений об ОПО с ГПМ в государственный реестр. К нему прилагаются согласованные с Ростехнадзором Карты учета и Сведения, характеризующие ОПО. Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г.

4. Положение о производственном контроле (ППК) – нормативный документ, который устанавливает общие требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО с ГПМ. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…».

5. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО (ПРИ) – обязательный нормативный документ, цель которого – закрепить порядок выяснения причин аварий, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов (статья 9.1 ФЗ №116). Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Согласно п. 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» ПРИ утверждается эксплуатирующей организацией и согласовывается с Ростехнадзором.

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Договор страхования для ОПО с ГПМ заключается в обязательном порядке согласно Федеральному закону № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» и Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).

8.Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности, заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора. Для предприятий, эксплуатирующих ОПО с ГПМ, аттестация проводится в отношении руководителя (зам. руководителя), а также 3-х специалистов:

  • специалиста, ответственного за производственный контроль при эксплуатации ГПМ;
  • специалиста, ответственного за содержание ГПМ в работоспособном состоянии;
  • специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ГПМ.

Согласно п. 23 ФНП (п.п. «ж»), если в организациях производство работ с применением ГПМ осуществляется на одном участке, то один специалист может совмещать обязанности ответственного за содержание ГПМ в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ.

Аттестация проводится по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б9 «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям» (Б.9.31, Б9.32, Б.9.33 в зависимости от специфики объекта).

9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на ГПМ в том случае, если (п. 260 ФНП):

  • истек срок службы или превышено количество циклов нагрузки ГПМ, установленных заводом-изготовителем;
  • в технической документации отсутствуют данные о сроке службы ГПМ, а фактический срок его службы превысил 20 лет;
  • проводились работы, связанные с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ГПМ, либо восстановительный ремонт после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых был поврежден ГПМ.

Обращаем ваше внимание на то, что экспертиза промышленной безопасности проводится только для тех грузоподъемных механизмов, которые подлежат учету в Ростехнадзоре.

10. Проекты производства работ (ППР) в случае выполнения строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на ОПО с применением ГПМ (п. 101 ФНП). ППР разрабатываются эксплуатирующей или специализированной организацией согласно требованиям п. 159-167 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения». Эксплуатация ГПМ с отступлениями от требований ППР не допускается.

11. Технологические карты (ТК) в случае выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов с применением ГПМ на базах, складах, открытых площадках (п. 102 ФНП). ТК разрабатываются эксплуатирующей или специализированной организацией согласно требованиям п. 159-167 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения». Эксплуатация ГПМ с отступлениями от требований ТК не допускается.

12. Техническое освидетельствование. Наряду с правильным оформлением и бережным хранением указанных выше документов, владелец ОПО с ГПМ должен инициировать проведение периодического технического освидетельствования грузоподъемного механизма (п. 169 ФНП):

  • частичного – не реже 1 раза в год;
  • полного – не реже 1 раза в 3 года (для редко используемых ГПМ – 1 раз в 5 лет).

Кроме того, п. 170 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» обязывает проводить внеочередное полное техническое освидетельствование ГПМ после:

  • монтажа, вызванного установкой ГПМ на новом месте;
  • реконструкции ГПМ;
  • ремонта расчетных элементов металлоконструкций ГПМ с заменой элементов или с применением сварки;
  • установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
  • капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;
  • замены грузозахватного органа;
  • замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.

Техническое освидетельствование ГПМ может проводиться специалистом, ответственным за производственный контроль, а также экспертной либо специализированной организацией, которая занимается ремонтом, реконструкцией ГПМ. Результаты тех. освидетельствования заносятся в паспорт ГПМ с указанием срока следующего осмотра.

Надзор за грузоподъемными механизмами

Согласно п.п. 2 пункта 6 Приложения 2 к ФЗ №116 опасные производственные объекты со стационарно установленными грузоподъемными механизмами принадлежат к IV классу опасности. Это значит, что плановые проверки в отношении данных ОПО не проводятся (п. 5.2. статьи 16 ФЗ №116). Однако инспекторы Ростехнадзора могут прийти на объект с внеплановой проверкой, основанием для которой являются:

  • Обращения и заявления о фактах нарушения обязательных требований промышленной безопасности, об угрозе жизни, здоровью граждан, вреда животным и т.д.
  • Возникновение аварии на ОПО с ГПМ.
  • Требования прокуратуры и других органов исполнительной власти.
Читайте так же:  Детские пособия в свердловской области и екатеринбурге. детские пособия в екатеринбурге и свердловск

Кроме того, Ростехнадзор может проверить ОПО с использованием ГПМ на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Ведомство имеет на это полное право согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».

В ходе надзорных мероприятий сотрудники ФСЭТАН проверят наличие у эксплуатирующей организации указанных выше документов, иную техническую документацию на ГПМ, проведут визуальный осмотр оборудования на предмет его исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проанализировано соблюдение требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований ТР ТС 010/2011 и Правил безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533).

Страхование ОПО со стационарно установленными ГПМ

Согласно п.п. 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» опасные производственные объекты со стационарно установленными ГПМ подлежат обязательному страхованию.

Причем, как показывает практика, при регистрации ОПО с ГПМ полис обязательного страхования требуется в самом начале процедуры.

Страховая сумма при оформлении полиса на ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Страховые тарифы зависят от количества используемых ГПМ и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.

Владелец ОПО с ГПМ может самостоятельно рассчитать стоимость страхового полиса, использую формулу: СП = (СС*СТ)/100, где СП – страховая премия (стоимость полиса), СС – страховая сумма, СТ – страховой тариф.

Изложенные в статье нормативные требования и рекомендации помогут владельцам ОПО со стационарно установленными грузоподъемными механизмами правильно идентифицировать и поставить на учет их ГПМ, вовремя оформить нужные документы, избежать санкций со стороны Ростехнадзора и обеспечить безопасную работу на опасных производственных объектах.

«Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 №30992
Первое официальное опубликование: «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 8, 24.02.2014
Шифр: ФНП по ПС
Действует с 07.03.2014
Редакция действует с 05.06.2016

Скачать файл: ntd-20181001-003149.pdf (1.74МБ)
Дата внесения: 02.11.2014
Дата изменения: 01.10.2018

ФНП устанавливают необходимые требования к:

  • деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также — подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО;
  • безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • а) грузоподъемные краны всех типов;
  • б) мостовые краны-штабелеры;
  • в) краны-трубоукладчики;
  • г) краны-манипуляторы;
  • д) строительные подъемники;
  • е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • з) электрические тали;
  • и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  • м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
  • н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

Источники


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
  4. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
Федеральные нормы и правила подъемные сооружения. грузоподъемные механизмы эксплуатируем в рамках за
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here