Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. об утвержден

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2004 г. N 322

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. N 322

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

I. Общие положения

Размещен: 15 Июля 2004 г.

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Вид документа — Постановление Правительства РФ
Номер — № 322
Дата принятия — 30.06.2004

Файлы для загрузки

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2019

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

О Федеральной службе

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 .

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 внесены изменения, в том числе, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами , , другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образовано 84 территориальных управлений и 84 центра гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.

Специалисты Федеральной службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 речных, 39 — на пограничных железнодорожных станциях.

Помимо Территориальных управлений и Центров гигиены и эпидемиологии, в подведомственности Федеральной службе находится 29 научно-исследовательских институтов, 12 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля.

Всего в органах и организациях Федеральной службы работает около 110 тысяч специалистов.

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2019

Почтовый адрес:
Вадковский переулок дом 18, строение 5 и 7
г. Москва, 127994

Организация и правовые основы деятельности федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека..

Введение.

Профилактическая направленность, как один из основополагающих принципов отечественного здравоохранения, реализуется в деятельности лечебно – профилактических учреждений и является ведущим в работе учреждений государственного санитарно – эпидемиологического надзора. Эта направленность определяет особую роль государственной санитарно – эпидемиологической службы в организации и проведении широкого комплекса профилактических мероприятий.

Современную основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составляют:

I. Социально – экономические мероприятия, куда входят:

— повышение материального благосостояния народа;

— обеспечение населения благоустроенным жильём;

— обеспечение населения доступной квалифицированной медицинской помощью;

— развитие санитарной и общей культуры населения и т.д.

II. Специальные медико — санитарные мероприятия:

— систематический санитарный контроль за водоснабжением населения;

— санитарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности о объектов общественного питания, торговли и детских учреждений;

— проведение плановых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;

— плановую специфическую профилактику среди населения;

— осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны из – за рубежа инфекционных болезней и т.д.

Достижение санитарно – эпидемиологического благополучия – основной цели деятельности системы государственного санитарно – эпидемиологического надзора в существенной степенью обеспечивается деятельностью органов и учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основным типом учреждений которой являются центры государственного санитарно – эпидемиологического надзора.

Читайте так же:  Акт о выполнении работ по договору. как составить акт приема-передачи при выполнении ремонтных работ

Учреждения федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.. играют важную роль в обеспечении здоровья населения путем непосредственного участия в создании благоприятных условий среды обитания.

В числе задач принятых ВОЗ по реализации программы « Здоровье для всех к 2000 году », к компетенции федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

— сокращение распространенности инфекционных заболеваний;

— политика в области охраны окружающей среды и охраны здоровья;

— обеспечение качества воды, воздуха;

— обеспечение качества и безопасности продуктов питания;

— удаление отходов и борьба с загрязнением почвы;

— экология человека и населенных пунктов;

— здоровье работающих и др.

Вышесказанное свидетельствует, что федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.. является одной из ведущих в системе охраны здоровья населения, деятельность её звеньев и учреждений во многом определяют качество и уровень профилактической работы.

Организация и правовые основы деятельности федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека..

Совокупность теоретических, методических и организационных основ профилактики инфекционных заболеваний составляет основу системы противоэпидемического обслуживания населения.

В настоящий момент под противоэпидемическим обслуживанием населения ( ПЭО ) понимают сложившуюся в РФ систему, включающую комплекс сил и средств с установленным порядком подчиненности для организации и проведения профилакти­ческих и противоэпидемических мероприятий и достижения санитарно — эпидемического благополучия населения.

Под санитарно – эпидемиологическим благополучием населения – понимается такое состояние здоровья граждан и среды их обитания, при котором отсутствуют вредные воздействия факторов внешней среды и обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности людей ( ФЗ – 52 от 1999 г. с изменениями 2001 и 2002,2003, 2004,2005 г.г. ст. 1 ).

Основными задачами деятельности системы ПЭО населения является:

— предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения;

— снижение заболеваемости инфекционными болезнями совокупного населения;

— ликвидация отдельных инфекций – конкретно для отдельных групп и отдельных нозологических форм инфекционных болезней.

Санитарно – эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством:

— профилактики заболеваний в соответствии с санитарно – эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения;

— разработкой и реализацией федеральных целевых программ обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно – технических программ в данной области (Постановление Правительства РФ от № 322 от 30.06.2004 г. « Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

— выполнением санитарно – профилактических ( противоэпидемических ) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

— создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;

— осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического нормирования;

— осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического надзора;

— сертификации работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

[2]

— лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

— государственной регистрацией потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции ( Приказ Минздрава № 344, 2002 « Порядок проведения государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, лечебно – профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей. »;

— проведение социально – гигиенического мониторинга;

— научных исследований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;

— мер по своевременному информированию населения о возникновении массовых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний ( отравлений ), состояния среды обитания, и проводимых санитарно – противоэпидемических ( профилактических ) мероприятий ( СП 3.1. /3.2.1379 – 03 « Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний » и СанПин 3.2.1333 — 03. « О профилактике паразитарных болезней на территории РФ » );

— мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

— мер по привлечению к ответственности за нарушение Законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Широкий спектр и многообразие социально – экономических и специальных медико – санитарных мероприятий в области противоэпидемического обслуживания населения свидетельствует о том, что они проводятся как медицинскими ., так не медицинскими силами и средствами. Соответственно организационная структура системы противоэпидемического обслуживания населения представлена медицинскими силами и средствами:

— амбулаторно – поликлинические учреждения;

— лечебные стационарные учреждения;

— органы и учреждения Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

— научные и учебные учреждения.

И немедицинскими силами и средствами:

— регионарные и местные органы власти;

— хозяйственные органы и учреждения; предприятия различных форм собственности;

Одной из ведущих составных частей организационной структуры системы противоэпидемического обслуживания населения является государственная санитарно – эпидемиологическая служба, деятельность которой во многом определяет уровень и качество профилактической работы.

Государственная санитарно – эпидемиологическая служба – это единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющий санитарно – эпидемиологический надзор ( Постановление правительства РФ № 554 от 2000 « О государственной санитарно – эпидемиологической службе РФ. » ).

В процессе своей повседневной деятельности органы и учреждения госсанэпидслужбы выполняют ряд отельных мероприятий, для реализации которых требуется компетенция специалистов – исполнителей и материальное оснащение имеющееся только в этих учреждениях ( например отдельные виды дезинфекции, отдельные виды иммунопрофилактики, противоэпидемическая работа в очагах инфекционных заболеваний ) – исполнительская функция.

Читайте так же:  Понятие юридической техники. средства юридической техники. юридическая техника нормативных правовых

Управленческая деятельность учреждений Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

— диагностическую функцию включающую в себя эпидемиологическое обосновании необходимости и целесообразности проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в конкретной обстановке и определение их очередности и объема;

— организационную функцию, состоящую в рациональном распределе­нии обязанностей различных исполнителей, привлекаемых для проведе­ния мероприятий в области противоэпидемического обслуживания населения;

методическую функцию предусматривающую руководство учреждениями Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и специальное обучение исполнителей определенным методи­кам выполнения профилактических и противоэпидемических мероприя­тий немедицинских сил и средств;

контрольная функция заключается в том, что специалисты Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осущест­вляют непосредственное активное наблюдение и действенный контроль за работой исполнителей профилактических и про­тивоэпидемических мероприятий, зачастую не обладающих медицинс­кими знаниями и не подчиняющихся медицинской службе.

Организация мероприятий по ПЭО населения в масштабе страны возлагается на Министра Зи СР РФ; в масштабе области на соответствующего министра З и СР региона, которые руководят соответствующими звеньями Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Осуществляют и непосредственно руководят мероприятиями по обеспечению санитарно – эпидемиологического обеспечения населения руководители ТУ и ФГУз – главные санитарные врачи соответствующих региональных образований.

Правовые аспекты противоэпидемической деятельности закреплены в законодательных документах: Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и другими нормативными актами.

Так, в соответствии с Конституцией РФ ( ст. 42 ) каждый гражданин России имеет право на благоприятную среду обитания и достоверную информацию о её состоянии.

Гражданский кодекс РФ ( гл. 59 ), основы законодательства России об охране здоровья населения, закон РФ № 52 с соответствующими дополнениями 2001 и 2002 г.г.« О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения России », Постановление правительства РФ № 554 « О государственной санитарно – эпидемиологической службе » и « Положение о государственном санитарно – эпидемиологическом нормировании », Программу развития государственного санитарно – эпидемиологического нормирования в 2002 – 2005 году; приказ Минздрава № 85 от 2002 г. « О работах и услугах, оказываемых учреждениями госсанэпидслужбы России по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами ».

Пакет нормативно – технических и методических документов МЗСР РФ, представленных в виде санитарно – эпидемиологических правил ( СП ); санитарно – эпидемиологических правил и нормативов ( СанПин ), постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, методических указаний ( МУ ); гигиенических нормативов ( ГН ) и других ведомственных гражданско – правовых актов.

В этих документах впервые в отечественной истории на законодательном уровне было введено всеобщее регулирование общественных отношений и создана юридическая база в сфере обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Регламентированы права и обязанности граждан и медицинских работников в решении задач санитарно – эпидемиологического благополучия и сохранения здоровья населения.

Таким образом, законодательно утверждено непосредственное приоритетное участие Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в разработке и реализации мер по обеспечению охраны здоровья населения.

1. Оpганизация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России, ее полномочия и права.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, в том числе санитарным законодательством, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами, актами Министерства здравоохранения и социального развития, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.)

Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и отражает правила организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность в соответствии с годовыми и квартальными планами управлений. Формирование годового плана и контроль его исполнения осуществляет Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека включает:

1. Исполнение поручений Правительства Российской Федерации, если поручение адресовано непосредственно в Федеральную службу.

2. Подготовку проектов актов, вносимых в Правительство Российской Федерации по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Управление санитарного надзора, которое включает:

— организацию и осуществление государственного санитарно — эпидемиологического надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

Читайте так же:  Баста прокомментировал конфликт с децлом, подавшим на него в суд. дубль в суде децл вновь выиграл у

— оперативное руководство деятельностью территориальных органов и организаций Федеральной службы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления санитарного надзора;

— разработку мероприятий в области здорового питания населения и контроль за их выполнением;

— определение единых требований к организации и проведению контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, а также надзора в сфере защиты прав потребителей;

— участие в организации и ведении социально-гигиенического мониторинга, установлении причин и выявлении условий возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

— определение приоритетных мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда и профилактики профессиональных заболеваний;

[1]

— определение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;

4.Управление эпидемиологического надзора, которое включает:

— организацию и осуществление государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения эпидемиологического благополучия человека;

— оперативное руководство деятельностью подведомственных организаций и контроль за реализацией государственной политики в сфере обеспечения эпидемиологического благополучия населения, совершенствование системы мероприятий по организации эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями;

— рассмотрение и подготовку к утверждению инструкций по применению медицинских иммунобиологических препаратов;

— разработку и контроль за реализацией национального календаря профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

— организацию и осуществление надзора противоэпидемических мероприятий при осложнении эпидемической ситуации;

— осуществление постоянной связи с ВОЗ и другими международными организациями по вопросам эпиднадзора и профилактики инфекционных болезней;

— участие в разработке и реализации международных программ по профилактике инфекционных болезней.

5. Управление надзора на транспорте и санитарной охраны территории, которое включает:

— определение основных направлений в обеспечении санитарно — эпидемиологического благополучия на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и мероприятия по санитарной охране территории и организации надзора за особо опасными инфекционными заболеваниями;

— организацию санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний людей, а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;

— реализацию мер в области противодействия биологическому и химическому терроризму в пределах компетенции Управления санохраны;

— организацию и осуществление надзора за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим обеспечением при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

6. Управление организации надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое включает:

— формирование структуры, определение функций, финансирование, кадровое и материально-техническое обеспечение подведомственных организаций;

— создание и ведение государственной системы наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (социально-гигиенический мониторинг);

7.Управление государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека, которое включает:

— организацию и осуществление государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ, изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации,

— организацию и осуществление лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения,

8. Управление юридического обеспечения деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое включает:

— правовое обеспечение деятельности Федеральной службы;

— осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

1. Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

2. Выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

3. Регистрирует впервые внедряемые в производство химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

4. Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

5. Информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению сан-эпид. благополучия населения.

6. Готовит предложения о введении и об отмене на территории РФ, субъектов Федерации ограничительных мероприятий (карантина).

7. Организует проведение социально-гигиенического мониторинга.

8. Организует деятельность системы государственной санитарно — эпидемиологической службы РФ.

9. Осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

10. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный срок.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора.

2. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

3. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.

Читайте так же:  Образец заявления градостроительного плана земельного участка. градостроительный план земельного уча

4. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований.

5. Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций.

Чем занимается и что проверяет Роспотребнадзор РФ?

Во многих современных государствах существует особый отдел, следящий за соблюдением прав покупателей и клиентов, обычных людей, заинтересованных в наличии качественной и легкодоступной продукции.

В нашем государстве эта роль поручена Роспотребнадзору. Что это такое? Расшифровка аббревиатуры звучит так: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (то есть Российский потребительский надзор).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

—>

О нормативах холодной и горячей воды в квартире по СНиПу вы можете узнать из нашей статьи.

История возникновения

Днем рождения самого первого санитарно-эпидемиологического надзора на территории современной РФ можно назвать 15.09.1922.

В то время, согласно Декрету СНК РСФСР «О санитарных органах Республики», стартовало основание первых таких станций по всей территории будущего СССР.

Позже это претерпевало многочисленные модификации и реформы. Роспотребнадзор, существующий сейчас, появился лишь в 2004 г. Тогда, 6 апреля, Правительство РФ выпустило постановление №154: «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Позже, 30.06.2004, вышло новое постановление Правительства РФ №322: «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Еще позднее, к 2012 году, данные нормативные акты претерпели некоторые изменения, основным из которых стало переподчинение Роспотребнадзора: теперь это ведомство подчинялось не Минздраву, а напрямую Правительству РФ.

Все это можно наблюдать в постановлении Правительства РФ от 19.06.2012.

Главной частью данного отдела, его управляющим звеном, является центральный аппарат: все остальные части потребнадзора находятся у него в подчинении.

Во главе этого «мозгового центра», как и всей организации, стоит руководитель (главный санитарный врач России), кто именно и несет полную ответственность за деятельность всей системы.

Назначается Правительством РФ. Его заместители также назначаются Правительством, но по совету самого руководителя.

Управления этого учреждения находятся в каждом субъекте нашей страны. На сайте Роспотребнадзора вы с легкостью можете узнать почтовый адрес нужного вам филиала.

Научно-исследовательские институты обычно находятся в крупных городах (Санкт-Петербург, Омск…). Их основной целью является поиск источников возникновения новых заболеваний и поиск путей их лечения.

Исходя из названия, можно понять, что противочумные заведения организовывают и проводят мероприятия по поиску и устранению вспышек чумы и части других инфекционных заболеваний в различных районах государства.

На санэпидемслужбы министерств и ведомств возложено обеспечение санитарного контроля в форме предупредительного и текущего надзора за исполнением вышеуказанными государственными учреждениями (МВД, Мин. обороны…) соответствующих инструкций.

Кроме того, в каждом субъекте РФ существуют так называемые центры гигиены и эпидемиологии, но о них мы поговорим отдельно.

Как провести экспертизу товара ненадлежащего качества? Ответ узнайте прямо сейчас.

В данный раздел можно отнести очень многое.

Мы рассмотрим лишь главнейшие задачи и обязанности, которые решает вышеуказанный Российский потребнадзор:

Полномочия

В соответствии с «Положением о федеральной службе по надзору…», у вышеуказанного отдела имеется привилегия на совершение различных проверок и инспектирования в сфере рынка потребительства (иногда даже вместе с прочими органами гос. управления, например, полицией).

Чтобы уточнить какие-то вопросы или оставить заявление, вы можете связаться с оператором Роспотребнадзора по информационно-справочной телефонной линии (8-800-100-0004).

Специалист, с которым вы связались, вправе предоставить вам какую-либо справочную информацию или переадресовать звонок в соответствующее отделение центрального аппарата.

В каждом субъекте РФ существует свое подразделение потребнадзора. Телефон требующегося вам отдела вы можете узнать на соответствующем сайте (так, 77.rospotrebnadzor.ru — управление по городу Москва, 47.rospotrebnadzor.ru — по Ленинградской области соответственно…).

В целом полномочия потребнадзора в России сводятся к наблюдению за соблюдением следующих законов:

  • ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30 марта 1999 года;
  • Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.

О том, можно ли пожаловаться в Роспотребнадзор на банк, читайте здесь.

Имеет ли право Роспотребнадзор проверять без предупреждения?

У проверяющих их региональных органов Роспотребнадзора есть такие привилегии:

  1. Возможность проверять документацию об образовании работников проверяемой фирмы.
  2. Составление санитарно-эпидемиологические выводы, заключения Государственного пожарного надзора.
  3. Право удостовериться в существовании и правильности порядка заполнения протокола по учету мер контроля, предусмотренными законодательством России (134-ФЗ, ст. 9).
  4. Могут самолично подвергать осмотру трудовые договоры и медицинские книжки сотрудников.
  5. Возможность дать юридическую оценку лицензиям, сертификатам, акцизным маркам на продукции.
  6. Могут проверять соблюдение работниками правил применения контрольно-кассовых машин и другого оборудования, осуществлять так называемую контрольную закупку продуктов.
  7. Вручение директивы о ликвидации ранее найденных нарушений.
  8. Оформление актов и облагание штрафом руководителей фирмы при обнаружении нарушений, находящихся в компетенции проверяющих.

Стоит еще отметить особое право отдела проводить внеплановые проверки без предупреждения руководства проверяемой фирмы/организации. Данный указ действует уже с 2015 года.

[3]

Если плановые проверки проводятся лишь раз в несколько лет, а о визите проверяющих заранее известно, то внеплановые (организовываемые из-за жалоб потребителей) будут проводиться неожиданно для проверяемой организации (ранее потребнадзор был обязан предупреждать о подобных мероприятиях за сутки до их начала).

Кроме того, не стоит забывать и о своих правах.

Читайте так же:  Акт выполненных работ скачать. акт монтажа оборудования образец акт окончании монтажных работ

Для этого нужно знать, чего не вправе делать служащие потребнадзора России при инспектировании вашей фирмы:

  1. Следить за выполнением неукоснительных требований, не относящихся к компетенции проверяющих служащих.
  2. Организовывать заранее запланированные проверки при отсутствии на месте указанной проверке служащих фирмы, юридич. лиц, ИП или их представителей.
  3. Требовать документации, информации или образцов товаров, не являющихся объектом текущей проверки и никак к ней не относящихся, а также конфисковать оригиналы бумаг, никоим образом не относящихся к вышеуказанной инспекции.
  4. Распространяться об информации, содержащей гос. тайну и полученную в результате окончания претворения в жизнь процедур по контролю, исключая те случаи, которые предусмотрены законодательством России.
  5. Увеличивать ранее заданные временные рамки исполнения процедур по надзору.

к содержанию ↑

Ответственность за нарушение правил

После окончания инспектирования составляется специальный акт, в котором указывается наличие нарушений, данные граждан, несущих ответственность и сотрудников, проводивших саму проверку.

Одна копия бумаги остается у руководителя проверяемой фирмы (или его представителя), вторая — у сотрудников Роспотребнадзора.

В случае несоблюдения соответствующих правил, на проверяемое учреждение может накладываться административное наказание. Его могут применять сотрудники органа, основываясь на результат проведения мер по надзору. Ознакомиться с ними можно на сайте Роспотребнадзора (rospotrebnadzor.ru).

Стоит отметить, что некоторые статьи, на которых основывается проверка, могут повлечь за собой и уголовное наказание (например, ст.236. УК РФ: «Нарушение санитарных норм, повлекшее отравление или заболевание» говорит, что если отравление или заболевание в связи с нарушением сан. норм повлекло за собой смерть человека, нарушитель может быть лишен свободы на срок до 5 лет).

В то же время статья 14.7: «Обман потребителей» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ) влечет наложение административного взыскания в размере от 100 до 500 тыс. рублей.

Что проверяет?

Сотрудники данного отдела осуществляют проверку:

  • достоверности трудовых и санитарных книжек, договоров работников;
  • наличия свидетельств, подтверждающей квалификацию и специальность служащих организации;
  • присутствия верных сертификатов на продукты и акцизов на них;
  • контрольно-кассовых машин;
  • помещений фирмы (зрительный осмотр, в некоторых случаях проводится еще и измерение площади которая должна совпадать с определенными стандартами);
  • проб и образцов выпускаемых продуктов;
  • наличия и исправности вентиляционных труб.

к содержанию ↑

Требования к ценникам

В соответствии с Постановлением Правительства от 23.12.2015 №1406, в первоначальный Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» вносятся такие требования к сведениям на ценниках на продукты в розничной торговле и их оформлению: отныне руководство магазина обязано обеспечивать присутствие достоверных и правильно составленных этикеток на продаваемые им товары.

Она может представлять собой как бумажный, так и любой другой носитель информации, на котором в обязательном порядке указывается наименование продукта производства, его сорт (при наличии такового) и цена за конкретный вес или единицу продукта.

Центр гигиены и эпидемиологии

Такие учреждения располагаются по всей территории РФ. За что отвечают?

Во главе каждого из них находится местный санитарный врач, а руководит всей системой главный врач, которого назначает глава Роспотребнадзора.

Их главнейшими заданиями являются: слежка за знанием и соблюдением инд. предпр., юридич. лицами и простыми людьми закона России в области санитарного контроля; указ о старте требующихся санитарно-эпидемиологических осмотров, разбирательств и экспериментов, а также поиск вероятных первопричин появления и распространения опасных инфекций, и исследование риска воздействия различных вредоносных обстоятельств на здоровье человека.

Еще данные центры обязаны оказывать консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей: вы в любой момент вправе обратиться туда с подходящей просьбой, либо заявлением.

Так, Роспотребнадзор является бюджетным государственным учреждением, контролирующим соблюдение прав потребителей, то есть обычных людей. Стоит ли бояться грядущей проверки сотрудников данного органа? Не думаю.

Предпринимателям лишь стоит соблюдать все санитарные нормы и вовремя ликвидировать найденные в ходе проверки нарушения, дабы не провоцировать государство на применение дальнейших мер и сохранить свой бизнес.

О том, чем занимается Роспотребнадзор, вы можете узнать из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).


Это быстро и бесплатно !

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  4. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
  5. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. об утвержден
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here