Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов. правила проведения экспертиз

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 марта 2013 г.

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

См. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

См. Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 682

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 3 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

[1]

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 4 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 5 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

См. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ пункт 6 статьи 13 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

Об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности см. ст. 217.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

Читайте так же:  Где можно выучиться на судью. преимущества профессии судьи. что нужно для получения статуса мирового

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений

Вопрос:

О периодичности проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений на опасном производственном объекте. Регулируется ли нормативно-технической документацией или федеральными нормами и правилами периодичность проведений экспертизы промышленной безопасности зданий, и какой максимальный срок эксплуатации до следующей экспертизы, может назначить эксперт при проведении экспертизы промышленной безопасности здания или сооружения.

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Закон №116-ФЗ) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

  • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Иные основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах, периодичность проведения таких экспертиз, нормативными правовыми документами не определены.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона № 116-ФЗ предусмотрено, что экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании признаков независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Вопрос:

Федеральными нормами и правилами для зданий и сооружений не определен объем экспертизы промышленной безопасности и сферы требований (требования пожарной безопасности требования технических регламентов и т.д.) на соответствие которым проверяются здания и сооружения

  • определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
  • обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

Пунктом 13 Правил установлено, что экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Объем проводимых мероприятий в ходе обследования зданий и сооружений в рамках экспертизы промышленной безопасности регламентирован п.21.4 Правил и включает следующие мероприятия:

Вопрос от 23.03.2018:

До 01.01.2014 нормативный срок эксплуатации зданий и сооружений определялся по требованиям ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».
1. Распространяются ли требования ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 на здания и сооружения, введенные в эксплуатацию до 01.01.2014 года, по требованиям указания в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений при условии, что они были спроектированы в соответствии требованиям ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований» и нормативный срок эксплуатации зданий и сооружений не истек?
2. Требуется ли проведение экспертизы промышленной безопасности здания и сооружения на опасном производственном объекте, в случае если в проектную документацию эксплуатируемого здания внести изменение и указать срок его эксплуатации?

Ответ: 1. Действия ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 распространяются на здания и сооружения, введенные в эксплуатацию до 01.01.2014, согласно пункта 7 ФНП, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения. В случае если в проектной документации при определении срока служба дана ссылка на ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований», то срок службы рассчитывается в соответствии с вышеуказанным ГОСТом.

2. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено внесение изменений в проектную документацию эксплуатируемого здания, из этого следует, что в случае отсутствия проектной документации срока службы здания и сооружения, необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности.
В случае, если организации необходимо указать срок службы в проектной документации на введённые в эксплуатацию здания и сооружения, для этого рекомендуется проведение реконструкции ОПО, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, при которой будет разработана проектная документация с указанием срока службы зданий и сооружений.

[2]

Вопрос от 25.06.2018:

В каких случаях и с какой периодичностью проводится экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением?

Ответ: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), вступившие в силу с 22.12.2014, устанавливают обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением.

Читайте так же:  Расчет за задержку заработной платы. калькулятор компенсации за задержку зарплаты

В соответствии с пунктом 410 ФНП ОРПД здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности:

  • а) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • б) в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • в) после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • г) по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • д) при возникновении сверхнормативных деформаций здания, или сооружения.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

«Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Первое официальное опубликование: «Российская газета», N 296, 31.12.2013
Шифр: ФНП ЭПБ
Действует с 01.01.2014
Редакция действует с 01.01.2017

Скачать файл: ntd-20180528-202346.pdf (0.61МБ)
Дата внесения: 15.11.2014
Дата изменения: 25.04.2019

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее — эксперты).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы.

Ростехнадзор изменил правила проведения экспертизы промбезопасности

—>Приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 года № 316 внесены изменения в правила, которые регламентируют проведение экспертизы промышленной безопасности. Соответствующий документ опубликован на портале правовой информации.

Согласно приказу, срок проведения ЭПБ определяется сложностью объекта, но не должен превышать 3-х месяцев с момента получения экспертным центром от заказчика экспертизы необходимых документов. Однако срок, в который проводится экспертиза промышленной безопасности, может быть продлен по соглашению сторон.

При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта и исключения аварий и инцидентов при осуществлении таких работ.

В документе также прописано, что включает в себя техническое диагностирование технических устройств и какие действия выполняются при проведении экспертизы.

Изменения в правила проведения ЭПБ вступают в силу с 1 января 2017 года.

ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПО

Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений и грузоподъемных механизмов

Цель проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений – оценка соответствия подъемного сооружения, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому подъемному сооружению. Необходимость и порядок проведения ЭПБ устанавливаются требованиями Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538.

Подъёмное сооружение – это единая система, сочетающая в себе строительные конструкции и сооружения, с отведенными границами, обусловленными технологическими процессами производства и характеристиками, в состав которых включена грузоподъёмная машина.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основные контрольные мероприятия, проводимые в период эксплуатации подъемного сооружения, определяются требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», введенных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. N 533 (ФНП ПС). К ним относятся:

  • техническое освидетельствование (ТО);
  • экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ).
Читайте так же:  Открыть патент на работу. патент для ип плюсы и минусы патентной системы

Имя файла: Образец — Техническое задание на экспертизу подъемных сооружений

Кем проводится экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных механизмов, кранов и механических конструкций для подъема груза?

Экспертизу проводят специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению ЭПБ, за счет средств заказчика на основании договора.

Случаи, когда необходимо проведение экспертизы подъемных сооружений:

а до начала применения на опасном производственном объекте;

б по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки подъемного сооружения, установленных производителем;

в при отсутствии в технической документации данных о сроке службы подъемного сооружения, если фактический срок его службы превышает 20 лет;

[3]

г после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов подъемного сооружения, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых подъемное средство было повреждено.

Для каких подъемных механизмов и сооружений обязательно проведение ЭПБ?

ЭПБ проводится только для подъемных сооружений, которые подлежат учету в органах Ростехнадзора. Подъемным сооружениям, перечисленным в п. 148 ФНП ПС и не подлежащим учету в органах Ростехнадзора, экспертиза промышленной безопасности не проводится. По истечении срока службы, назначенного изготовителем подъемного сооружения, механизма или крана и отсутствии указаний по дальнейшей эксплуатации ПС, необходимо провести техническое диагностирование с целью определения дальнейшего срока службы.

После проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов подъемного сооружения (крана), либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое подъемное сооружение, при проведении экспертизы промышленной безопасности должны быть выполнены следующие работы:

  • полное техническое освидетельствование;
  • оценка качества завершенного монтажа, ремонта, реконструкции ПС;
  • оценка комплектности и работоспособности системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов;
  • проверка комплектности и качества болтовых соединений;
  • подтверждение качества ремонта, реконструкции подъемного сооружения, либо приостановка эксплуатации ПС и отправка его на исправление отмеченных несоответствий, либо допуск к дальнейшей эксплуатации подъемного сооружения со снижением показателей назначения ПС (грузоподъемности, скоростей механизмов).

Объем, состав и характер работ по экспертизе промышленной безопасности грузоподъемных механизмов зависят от типа подъемного сооружения, его фактического состояния и технологии, в которой подъемное сооружение применяется на опасном производственном объекте.

Здания и сооружения на ОПО, где установлены подъемные сооружения подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

При отсутствии требований в проектной и эксплуатационной документации на здания и сооружения ОПО, где установлены подъемные сооружения, применяются нормы браковки зданий и сооружений, в соответствии с Приложением № 14 к ФНП ПС.

1 Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2 Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

3 Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

4 Приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2016 г. N 490 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах».

Срок проведения — от 7 рабочих дней
Соимость от 30.000 руб.
(Точная стоимость экспертизы расчитывается индивидуально по запросу)

Назрело разделение экспертизы промышленной безопасности и установления (продления) срока службы технических устройств

В последние время возбужденными новым порядком аттестации экспертов, в котором задействованы не коммерческие структуры, а государственный орган власти (Ростехнадзор), активистами, представляющими в основном те самые коммерческие структуры, все чаще транслируется и муссируется тезис «о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования в области экспертизы промышленной безопасности». Они (активисты) возбудили февральские Парламентские слушания на эту тему http://vmeste-rf.tv/news/146200.do, хотя митинговали на этих слушаниях только о практике аттестации экспертов; они же бьют в набат, предупреждая Президента РФ не меньше как об угрозе национальной промышленности, безопасности и суверенитету» http://voprosy-prez > Попытаемся вместе разобраться, что нужно «совершенствовать в экспертизе промышленной безопасности», и там ли это нужно делать, может …не надо начинать с консерватории?

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон97) по истечении срока службы или при превышении установленных производителем количества циклов нагрузки технического устройства, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности.
Из этого положения явно не вытекает, что в именно в заключении экспертизы устанавливается новый срок службы. Хотя существующая практика именно такова.
Цель экспертизы промышленной безопасности совсем другая. Экспертиза промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 1 Закона97 «проводится для оценки соответствия объекта экспертизы предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности».
Продление (установления нового) срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, искусственно связано с экспертизой промышленной безопасности и должно осуществляться по самостоятельной процедуре.

Поясню почему, поскольку с зачатия заблуждения прошло более 20 лет, и не все помнят, либо помнят, но почему-то замалчивают.
С 1993 года в соответствии с Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.1993 №20 (далее – Положение93) задолго до выхода Закона97, Госгортехнадзор России выдавал лицензии на экспертизу безопасности промышленных производств (объектов), оборудования и работ. Причем эти лицензии согласно Положению93 разделялись на следующие виды работ:

  1. Проведение экспертизы (выдача заключений) по организационной и технической готовности предприятия к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
  2. Проведение экспертизы (выдача заключений) по программам, методикам контроля и испытаний, оборудования производств повышенной опасности.
  3. Проведение экспертизы (выдача заключений) по техническим решениям, связанным с обеспечением безопасности промышленных производств (работ), предусматриваемым проектно — конструкторской документацией.
  4. Проведение технического диагностирования (освидетельствования) оборудования.
  5. Проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля.
Читайте так же:  Документы для подтверждения проживания. ежегодное подтверждение проживания по виду на жительство

Т.е. тогда (до выхода Закона97) была совсем другая экспертиза – «старая экспертиза», она не была процедурой оценки соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, каковой сейчас является «новая экспертиза» — экспертиза промышленной безопасности!

В основном этой «старой экспертизой» занимались так называемые «специализированные организации» осуществляющие техническую диагностику и неразрушающий контроль — так в п (4) и (5) вообще нет слов экспертиза!
После выхода Закона97 Госгортехнадзор России начал создавать Систему экспертизы, базируясь на положении о том, что экспертиза промышленной безопасности – это процедура оценки соответствия. Недаром Система экспертизы уже во времена Ростехнадзора переродилась в агонизирующую (после самоустранения от нее Ростехнадзора) Единую систему оценки соответствия.

Вопросы продления ресурса (срока безопасной эксплуатации), диагностики и неразрушающего контроля не могли быть решены в рамках Системы экспертизы, это другое направление и другие самостоятельные процедуры. Именно поэтому в 2001 году Госгортехнадзор России инициировал выход постановления Правительства РФ от 28.03.2001 №241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (далее — ПП241), которое содержало всего два пункта.

В первом пункте принималось предложение госнадзора, согласованное всеми заинтересованными ведомствами, об «организации работы по развитию и внедрению системы контроля, позволяющей осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах на территории Российской Федерации».
Этим постановлением Правительство РФ фактически разделило:

  1. экспертизу промышленной безопасности,
  2. техническое диагностирование (неразрушающий контроль),
  3. принятие решения о продлении срока безопасной эксплуатации.

Это разные процедуры. И это вроде бы ясно. Но, к сожалению в Федеральных нормах и правилах (далее — ФНП) в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г №538, есть некоторое смешение этих разных процедур. Отчасти это продолжается в аттестации экспертов.

Первая процедура — ЭПБ — базируется на: (1) органах, которые проводят экспертизу – это экспертные организации, получающие лицензию Ростехнадзора; (2) экспертах в области промышленной безопасности, аттестующихся в Ростехнадзоре; (3) требованиях промышленной безопасности – их вполне достаточно, (напомню, что Ростехнадзор регулярно утверждает сводный документ – Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017) – последний по состоянию на 6.07.2017г. введен приказом Ростехнадзора от 10.07.2017 №254. Если для каких-то объектов экспертизы требований промышленной безопасности не хватает — нужно совершенствовать отраслевые ФНП в области промышленной безопасности, добавляя требования к этим объектам экспертизы по необходимости, без фанатизма.

Вторая процедура – НК — базируется на: (1) органах, которые проводят НК – это лаборатории НК, получающие полномочия в добровольной Единой системе оценки соответствия (ЕСОС) без участия Ростехнадзора; (2) персонале, аттестуемом в независимых центрах, получающих полномочия в ЕСОС без участия Ростехнадзора; (3) методиках НК для различных объектов, которые входят с состав документов Ростехнадзора, если их недостаточно, значит нужно разрабатывать руководства по безопасности и методики в самостоятельной области — в области технического диагностирования без разрушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, зданий и сооружений с учетом их функциональной специфики.

Третья процедура – продление срока безопасной эксплуатации — сейчас реализована через проведение ЭПБ и косвенно регламентирована Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности. Напомню, что ранее действовал документ Госгортехнадзора России — Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД-03-484-02), которое было отменено приказом Минприроды России от 30.06.2009г. №195, который утвердил новый Порядок с тем же названием, действующий до 2014г. Настало время Ростехнадзору воспользоваться правом (он им владеет с 2011 года), которое ему предоставляет 2-й пункт ПП241 и утвердить порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса).

Пути решения:

  1. Ростехнадзору пополнить ФНП требованиями к конкретным объектам экспертизы с учетом отраслевой специфики.
  2. Ростехнадзору разработать недостающие нормативные документы, регламентирующие порядок технического диагностирования и обследования с учетом отраслевой специфики, а также требования к персоналу и организация, проводящим НК.
  3. Ростехнадзору нужно разработать нормативный документ, регламентирующий порядок продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса). В этих документах как минимум должно быть установлено:
    • кто принимает решение «о продлении» (варианты – Ростехнадзор, либо организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, либо сторонняя специализирующаяся га этом организация),
    • на основании чего это решение принимается (например, на основании совокупных данных экспертизы промышленной безопасности; технического диагностирования без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), а также специальных расчетов.

Гипотетический пример.

В каких-то ФНП в области промышленной безопасности установлено: какой-то сосуд (техническое устройство), изготовленный из определенного материала, может эксплуатироваться в заданном диапазоне давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки и пр., при условии сплошности стенок с заданной минимальной толщиной.
Для того, чтобы установить срок безопасной эксплуатации эксплуатирующая организация:

  1. самостоятельно с помощью своей диагностической лаборатории или с привлечением независимой лаборатории НК проводит техническое диагностирование, для определения сплошности и толщины стенок сосуда;
  2. привлекает экспертную организацию для оценки соответствия фактических значений диапазона давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки, материала стенки (определенных после анализа технологической документации и документации на техническое устройство); сплошности и толщины (определенных по данным технической диагностики) тем параметрам, которые установлены ФНП;
  3. самостоятельно определяет срок по нормативу Ростехнадзора с учетом динамики уменьшения стенки (например от коррозии) или увеличения циклов нагрузки.
Читайте так же:  Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема. недостаточная освещенность рабочей зоны

4.7. Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза— это оценка соответствия рассматриваемого объекта предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.

— любая проектная документация, относящаяся к ОПО;

— технические устройства, применяемые на ОПО;

— здания и сооружения на ОПО;

— декларация промышленной безопасности и иные доку­менты, связанные с эксплуатацией ОПО.

Экспертизу проводят организации (экспертная организация), имеющие лицензии за счет средств организации, эксплуатирующей ОПО. Экспер­тиза проводится в соответствии с правилами, утвержденны­ми Госгортехнадзором России от 6.11.1998 № 64 (БТП,4/99. с.9).

Результатом экспертизы является заключение — документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несо­ответствии объекта экспертизы требованиям безопасности.

Процесс экспертизы состоит из следующих этапов:

— предварительный (переговоры заказчика с экспертной организацией);

— заявка, план-график, договор, определяющий условия проведения экспертизы;

Заключение может быть положительным или отрицатель­ным. В последнем случае заказчик вправе представить мате­риалы на повторную экспертизу после устранения замеча­ний.

4.8. Декларация промышленной безопасности

Декларация— это документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа доста­точности принятых мер по предупреждению аварий и по обес­печению готовности организации к эксплуатации ОПО в со­ответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации послед­ствий аварий.

Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности установлена для опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перераба­тываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничто­жаются вещества в количествах, указанных в таблице 7.1.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном

производственном объекте является основанием для обязательной разработки

декларации промышленной безопасности

опасного вещества, т

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, а которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28% массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90% массы).

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28% массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием).

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расши­рение, реконструкцию, техническое перевооружение, консер­вацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, измене­ния сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промыш­ленной безопасности.

Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный про­изводственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации про­мышленной безопасности, в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

Положение о декларации безопасности промышленного объекта РФ утверждено постановлением правительства Рос­сии от 1.06.1995 г. №675.

Экспертиза декларации регламентируется Правилами экс­пертизы декларации ПБ 03-314-99, утвержденными Госгор­технадзором. Объектом экспертизы является декларация вместе с приложениями (расчетно-пояснительная записка, информационный лист).

Экспертизу проводит организация, имеющая соответствую­щую лицензию. Процесс экспертизы декларации определяет­ся Правилами проведения экспертизы промышленной безо­пасности (06.11.98 № 64, утв. Госгортехнадзором).

Заключение экспертизы должно быть конкретным, объек­тивным, аргументированным и доказательным. Формулиров­ки должны иметь однозначное толкование.

Заключение экспертизы вместе с декларацией и приложе­ниями к ней представляется заказчиком экспертизы для ре­гистрации, рассмотрения и утверждения в Госгортехнадзор или в его соответствующий территориальный орган.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного само­управления, общественным объединениям и гражданам в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от II.05.99 № 526 .

Источники


  1. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  2. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов. правила проведения экспертиз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here