Добросовестность и деловая репутация участника закупки. информация о добросовестности участника торг

Содержание

  • Энциклопедия решений. Предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника конкурса или аукциона, при принятии антидемпинговых мер по Закону N 44-ФЗ

    Предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника конкурса или аукциона, при принятии антидемпинговых мер по Закону N 44-ФЗ

    Согласно ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в случае, если в ходе конкурса и аукциона (далее также торги) установленная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) составляет 15 миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК, контракт может быть заключен после предоставления таким участником информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Информация предоставляется вместо предоставления обеспечения исполнения контракта в установленном ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ повышенном размере.

    К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки в силу ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником:

    — в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в торгах 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо

    — в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо

    — в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

    При этом во всех этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.

    Как указано в письме Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3260, участник закупки на свое усмотрение предоставляет информацию об исполненных контрактах по любому из трех вариантов, предусмотренных ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.

    Проверка информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, проводится с помощью информации, содержащейся в реестре контрактов, который ведется в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2014 года*(1).

    В случае проведения конкурса информация, предусмотренная ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в 1,5 раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    В случае проведения аукциона информация, предусмотренная ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта (ч. 5 ст. 37, ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ) (см. также письмо Минэкономразвития России от 19.12.2014 N Д28и-2712). При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта (см. также ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    Отметим, что сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике аукциона должны быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ производится взыскание по предоставленной им в качестве обеспечения заявки на участие в торгах банковской гарантии, либо, если заявка обеспечивалась путем предоставления денежных средств, такие денежные средства не возвращаются участнику.

    *(1) В соответствии с ч. 3 ст. 37, ч. 22 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2016 для подтверждения добросовестности участников закупок могли использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, то есть в реестр, Положение о ведении которого было утверждено постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191.

    Добросовестность и деловая репутация участника закупки. Информация о добросовестности участника торгов является Подтверждение добросовестности по 44 фз threaded post

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В части 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) указано, что контракты, подтверждающие добросовестность поставщика, должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Поставщик декларирует контракты в подтверждение своей добросовестности, которые были исполнены не в полном объеме (расторгнуты по обоюдному согласию) без применения штрафов (пеней).
    Могут ли такие контракты подтверждать добросовестность поставщика в соответствии с требованиями части 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Информация, подтверждающая исполнение участником закупки контрактов, расторгнутых по соглашению сторон без применения к участнику закупки мер ответственности, является информацией, подтверждающей добросовестность такого участника. Однако не исключено, что свою правоту участнику закупки придётся отстаивать в суде.

    Читайте так же:  Как подать электронные документы в арбитражный суд руководство к действию. электронные документы в с

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Чашина Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Барсегян Артем

    15 марта 2017 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Как поставщику подтвердить добросовестность в 2019 году

    Что такое добросовестность по 44-ФЗ

    Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

    Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

    С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

    С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

    А также они распространяются на новые электронные закупки:

    • открытый конкурс в электронной форме;
    • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
    • двухэтапный конкурс в электронной форме .

    При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

    Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ

    Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».

    Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):

    1. Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
    2. Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
    3. Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.

    Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.

    Для участия в конкурсе документы, свидетельствующие о честности победителя, прикладывают к конкурсной заявке. В случае их отсутствия заказчик может заключить сделку только после того, как получит увеличенное в 1,5 раза обеспечение, по сравнению с указанным в документации. Причем эта сумма должна быть не меньше размера аванса, если он предусмотрен документацией.

    При демпинге цены на электронном аукционе поставщик обязан предоставить сведения, подтверждающие добросовестность, одновременно с подписанным контрактом по текущей закупке.

    Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов. Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе) либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.

    Образец подтверждения добросовестности по 44-ФЗ

    Закон не устанавливает четких требований к форме предоставления рассматриваемой информации. Поэтому такие документы могут быть составлены в произвольной форме. Но для того чтобы участнику легче было безошибочно собрать все необходимые бумаги, а заказчику быстрее их проверить, удобно воспользоваться таблицей, которая содержит всю информацию, которую требуется предоставить по закону. Образец письма, подтверждающего честность поставщика, вы можете скачать ниже.

    Добросовестность и деловая репутация участника закупки. Информация о добросовестности участника торгов является Подтверждение добросовестности по 44 фз threaded post

    Скачать образец письма о подтверждении добросовестности поставщика

    Образец письма о подтверждении добросовестности поставщика
    НА БЛАНКЕ

    Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее Общество), в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, подтверждает добросовестность Общества в соответствии с требованиями ч.1, 2, 3 ст. 37 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и предоставляет информацию по исполненным контрактам:

    Читайте так же:  Совместное банкротство мужа и жены. совместное имущество супругов в деле о банкротстве. раздел имуще

    Добросовестность и деловая репутация участника закупки. Информация о добросовестности участника торгов является Подтверждение добросовестности по 44 фз threaded post

    kir_dfg » 09 авг 2017, 14:48

    Re: Подтверждение добросовестности.

    inagro » 09 авг 2017, 17:44

    Re: Подтверждение добросовестности.

    kir_dfg » 09 авг 2017, 17:58

    Re: Вопросы: антидемпинговые меры

    usax » 14 авг 2017, 19:00

    Разъясню тему вкратце. Представитель ФАС тоже на заседании представлял решение кажись Смоленского арбитража и письма МЭР от 03.07.2015 № Д28и-1902 и от 29.05.2015 № Д28и-1570. Но АС их во внимание не принял, ибо

    . Буквальное содержание части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и
    использованный союз «или» свидетельствуют, что данной нормой не
    предусмотрено обязанности по предоставлению победителем аукциона
    одновременно и обеспечения исполнения контракта в размере,
    предусмотренном частью 1 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, и информации,
    подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи
    заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ. Для
    надлежащего исполнения требований статьи 37 Закона № 44-ФЗ
    победителю электронного аукциона достаточно выполнить одно из
    вышеуказанных требований закона.
    Соответственно, при предоставлении победителем электронного
    аукциона информации, подтверждающей его добросовестность на дату
    подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ,
    обязанность по предоставлению обеспечения, отсутствует. Аналогичная правовая позиция закреплена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.05.2016 № 307-КГ16-3568. Доводы Управления о необходимости применения части 13 статьи 70 Закона № 44-ФЗ в совокупности с положениями статьи 96 (части 4, 5, 6)
    названного Закона основаны на неправильном толковании данных норм.

    А с ВС РФ как-то не особо хотят спорить в АС по месту. Да и полагаю в аппеляции тоже..

    Re: Вопросы: антидемпинговые меры

    usax » 30 авг 2017, 15:23

    Добросовестность. Прошу консультации

    tdnasos » 06 сен 2017, 14:31

    Уважаемые участники форума. Проконсультируйте пожалуйста,
    3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

    абсолютно все контракты за год должны быть без пеней, или только те, которые вы указываете в файле добросовестность? а также В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи — контракты за один год тоже должны содержать не менее 25% текущего, либо это характерно только для 2 и 3 случаев?

    Добросовестность и деловая репутация участника закупки. Информация о добросовестности участника торгов является Подтверждение добросовестности по 44 фз threaded post

    Кузьмич » 07 сен 2017, 20:16

    Re: Участник не прикрепил подтверждение добросовестности

    Alienora » 07 сен 2017, 21:12

    Re: Участник не прикрепил подтверждение добросовестности

    Leksele » 07 сен 2017, 21:17

    Re: Участник не прикрепил подтверждение добросовестности

    ДиМкА » 07 сен 2017, 21:32

    Как правильно было замечено ранее, ждем корректировок законодательства.

    Еще одно письмо попалось))
    Вопрос: О подтверждении участником закупки своей добросовестности.

    Директор Департамента
    развития контрактной системы
    М.В.ЧЕМЕРИСОВ
    06.07.2015

    и да, я контракт не подпиши, да- пойдем в суд) правда для начала сходим в уфас, и там рассмотрим вопрос по внесению вас в рнп. в рнп вас внесут. а дальше вы будете через суд из рнп вылезать))))))))

    Re: Участник не прикрепил подтверждение добросовестности

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Leksele » 07 сен 2017, 22:48

    Re: Участник не прикрепил подтверждение добросовестности

    Кузьмич » 08 сен 2017, 12:06

    Re: Заказчик не видит деньги на обеспечение контракта

    Urek » 14 сен 2017, 14:11

    Re: Заказчик не видит деньги на обеспечение контракта

    sviv » 14 сен 2017, 14:20

    Re: Заказчик не видит деньги на обеспечение контракта

    Urek » 14 сен 2017, 14:24

    А как проверить, будет штамп на п/п казначейства с отметкой ПРОВЕДЕНО или не будет?

    [2]

    Re: Заказчик не видит деньги на обеспечение контракта

    sviv » 14 сен 2017, 14:26

    А как проверить, будет штамп на п/п казначейства с отметкой ПРОВЕДЕНО или не будет?

    Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

    В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

    Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

    Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

    Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

    Читайте так же:  Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. пресса о страховании, страховых компани

    Единые требования к участникам закупки следующие:

    Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

    Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

    Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

    • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
    • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
    • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

    Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

    Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

    Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

    Условия по 223-ФЗ

    Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

    Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

    Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

    Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

    [1]

    Избыточные требования к участникам закупки

    Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

    Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

    В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

    В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

    При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

    Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

    Что делать, если участник не соответствует требованиям

    Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

    Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

    То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

    Читайте так же:  Как совершается реализация имущества при банкротстве. процедура реализации имущества при банкротстве

    Как 44-ФЗ стимулирует добросовестность исполнителей

    Добросовестность поставщиков, определяемых в ходе конкурсных процедур, — по-прежнему один из самых болезненных вопросов контрактной системы.

    Далеко не всегда стремление «отдать» контракт знакомым обязательно обусловлено коррупцией — часто здесь присутствует элемент личного доверия. Доверяю поставщику — с ним и заключаю договор: «этот не подведет». К поставщикам, появляющимся из конкурса, такого доверия нет: сорвет сделку, поставит некачественный товар, нарушит сроки… В ситуации, когда большинство контрактов заключается «в последний момент», срыв контракта нанесет удар не только по репутации, но и по финансированию бюджетополучателя в будущем.

    В законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» усилению мер, стимулирующих добросовестность обеих сторон, было уделено особое внимание.

    Остановимся на нескольких из них подробнее.

    1. Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

    Включение в реестр недобросовестных поставщиков не только (и не столько) имиджевая потеря, сколько вполне реальная юридическая ответственность (в форме ограничения правомочности), суть которой «заградительная». Лицо, включенное в такой реестр, в течение двух лет может быть не допущено к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Это одна из самых ощутимых для поставщиков санкций.

    Несмотря на отсутствие отличий в названиях, реестров недобросовестных поставщиков на данный момент три. Реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 94-ФЗ (который по данным на 31 января 2014 года включает 4455 субъектов), реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 44-ФЗ, и реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 223-ФЗ.

    Об этом мы писали в новости от 24 декабря 2013 года. Эта информация актуальна и сейчас. Однако Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ внесено существенное изменение. Если прошлая редакция 44-ФЗ предусматривала, что заказчик обязан проверить, что поставщик отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков, сформированному по закону № 44-ФЗ, то в редакции закона от 28.12.2013 он вправе это сделать (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ).

    В течение двух лет со дня вступления в силу нового закона (то есть вплоть до окончания 2015 года) заказчик вправе будет устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки и в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по закону № 94-ФЗ. В начале 2016 года данный реестр будет заархивирован и удален из публичного доступа как неактуальный. Как уже упоминалось выше, по истечении двух лет лицо, включенное в реестр, должно быть исключено из него.

    Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

    Условия, при которых поставщик может быть включен в РНП, в 94-ФЗ (ч. 2 ст. 19) и в 44-ФЗ (ч. 2 ст. 104) практически идентичны. Напомним, это:

    • уклонение от заключения контракта (в том числе непредоставление в срок обеспечения исполнения контракта);
    • расторжение контракта по решению суда (в 94-ФЗ была оговорка: «при существенном нарушении условий контракта»);
    • принятие заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта в связи с существенным нарушением его условий второй стороной.

    Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ).

    Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

    2. Обеспечение исполнения контракта и антидемпинговые меры

    Обращаем внимание, что отныне заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта почти во всех случаях осуществления закупок (небольшие исключения указаны в ч. 2 и ч. 8 ст. 96 44-ФЗ).

    «Вилка» размеров обеспечения исполнения контракта установлена в ч. 6 ст. 96 44-ФЗ:

    • от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
    • от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса.

    Обеспечение исполнения контракта может увеличиться по итогам проведения конкурсных процедур. Это правило установлено в ст. 37 № 44-ФЗ, именуемой «антидемпинговые меры». Строго говоря, описанные в ней меры не антидемпинговые, а именно гарантирующие.

    Антидемпинговые меры — это защита «справедливой цены». В 44-ФЗ цену (какой бы низкой, то есть «демпинговой», она ни была) никто не оспорит, если поставщик подтвердит свою добросовестность. Сделать это можно в данном случае тремя путями.

    Первый — предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере.

    [3]

    Он применяется, когда в ходе проведения конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижается на 25 % и более:

    • если сумма сделки составляет более 15 млн. руб., поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере (но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса) (ч. 1 ст. 37 44-ФЗ);
    • если сумма сделки 15 млн. руб. и менее, то поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере или подтверждает свою добросовестность на дату подачи заявки (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).

    Второй — подтверждение добросовестности поставщика документально во время подачи заявки.

    Как видно из предыдущего абзаца — применяется он при условии, что сумма сделки составляет 15 млн. руб. и менее, в случаях, когда в ходе проведения конкурса или аукциона максимальная цена контракта снижается на 25 % и более.

    Читайте так же:  Как оформить разрешение на работу гражданину китая. рабочая виза и разрешение на работу и проживание

    Добросовестность поставщика может подтвердить информация, которая содержится в реестре контрактов. Эта информация должна свидетельствовать об одном из следующих фактов:

    • Участник закупки исполнил 3 и более контрактов в течение 1 года до подачи заявки без неустоек;
    • Участник исполнил 4 и более контрактов в течение 2 лет до подачи заявки, из них без штрафов и пеней исполнено не менее чем 75% контрактов;
    • Участник в течение 3 лет до подачи заявки исполнил 3 и более контрактов без штрафов и пеней.

    При этом в каждом из описанных случаев цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).

    Информация, подтверждающая добросовестность поставщика, который уменьшил сумму контракта по итогам конкурса на 25 % и более, предоставляется поставщиком заблаговременно. Если участник не сообщает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие в конкурсе, то контракт с ним заключается после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта по описанной в первом варианте модели (ч. 4 ст. 37 44-ФЗ).

    При проведении электронного аукциона информация о добросовестности поставщика передается при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Если поставщик не выполняет это требование или же предоставленные сведения признаются недостоверными, контракт с ним не заключается, а участник признается уклонившимся от контракта (ч. 5 ст. 37 44-ФЗ).

    Третий — обоснование предлагаемой цены.

    Этот способ подтверждения добросовестности применяется, когда предметом контракта является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства оказания медицинской помощи, лекарства, топливо и пр.).

    Если участник такого конкурса или аукциона предложил цену контракта на 25 % ниже максимальной, он обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены. Это может быть гарантийное письмо от производителя или иные документы и расчеты (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

    Единственной действительно антидемпинговой мерой в статье 37 закона № 44-ФЗ является право заказчика установить разные величины значимости критериев оценки заявок, которые предлагают цену менее чем на 25 % ниже максимальной и на 25 % и более ниже максимальной.

    Как известно, цена контракта является значимым критерием оценки заявок на открытом конкурсе и порою решающим. Теперь у заказчика есть право существенно уменьшать значимость этого критерия. В случае демпинга значимость цены контракта устанавливается равной 10 % от суммы величин значимости всех критериев оценки заявок. Только это правило применимо исключительно для участников конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

    3. Исключение конфликта интересов и профилактика коррупции

    Борьба с «заинтересованными лицами» в российском законодательстве пока робкая. Но тут главное — начать. По сравнению с законом № 94-ФЗ прогресс есть.

    Первый шаг — появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов».

    Под конфликтом интересов в контрактной системе понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, занимающих посты директоров, президентов либо иных органов управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами — участниками закупки либо являются близкими родственниками указанных физических лиц (пп. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).

    Второй шаг направлен против мздоимства: «Контракт может быть признан судом недействительным, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц» (ч. 22 ст. 44 44-ФЗ).


    Третий шаг — раскрытие информации обо всех соисполнителях и субподрядчиках.

    В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки превышает 1 млрд. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд) либо 100 млн. рублей (при осуществлении закупки для региональных и муниципальных нужд) в контракте должна быть указана обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших субдоговор(ы) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта (ч. 23 ст. 44 44-ФЗ).

    Эта информация предоставляется заказчику исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком). При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с исполнителя пени за каждый день просрочки исполнения такого обязательства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Правда, вся ответственность ограничивается только финансовыми санкциями. Непредоставление указанной информации исполнителем не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Надежда Абакумова, эксперт ЦЭПМ «Консультант»

    Источники


    1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

    2. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

    3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
    4. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
    5. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
    Добросовестность и деловая репутация участника закупки. информация о добросовестности участника торг
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here