Диспозитивный характер регулирования отношений заключается. отличие императивной нормы от диспозитив

Диспозитивные и императивные нормы гражданского права. Аналогия закона и права

1. Важнейшей чертой метода гражданского права является диспозитивность нормативно-правового регулирования, выражающаяся в том, что устанавливаемые гражданским законодательством правовые нормы зачастую представляют субъектам широкую свободу в определении и осуществлении их имущественных прав и содержат большое число диспозитивных правил.

Диспозитивная норма – это норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (ст.391 ГК). Сторонам предоставлено право определять характер взаимоотношений между ними полностью или в определенной мере по собственному усмотрению, а также предоставлена достаточно широкая возможность выбора между несколькими вариантами поведения, но в пределах, установленных законом. В диспозитивной норме проявляется принцип, когда свобода каждого ограничивается аналогичной свободой других лиц.

О диспозитивном характере правовых норм свидетельствуют содержащиеся в них оговорки типа «если иное не предусмотрено договором». Примерами диспозитивных норм, т.е. норм, которые, устанавливая правило, дозволяют сторонам гражданского правоотношения по своему усмотрению в договоре изменять его, в частности, являются: ст.211, ст.212, п.1,2 ст.221, п.1 ст.224, п.1 ст.238, ст.251, п.1 ст.254, п.2 ст.257, ст.455, п.2 ст.713 и т.д.

2. Императивные нормы гражданского права точно определяют права и обязанности субъектов; в них содержатся правила, которым субъекты правоотношения обязаны неукоснительно следовать, не имея возможности изменять их в соглашении. Об императивном характере гражданско-правовых норм свидетельствует формулировка текста, она содержит выражение долженствования в категоричной форме либо категорический запрет. В частности, на императивный характер нормы указывают запреты типа «не допускается», «не могут», «недействительна» и др.

Так, императивный характер имеет норма ст.21 ГК, в соответствии с которой «никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом». В данном случае законодатель прямо указывает на императивный характер правовой нормы, особо обращая внимание на недопустимость соглашения сторон по вопросу ограничения правоспособности и дееспособности граждан. Императивными являются нормы п.3 ст.163, п.1 ст.166, ст.199, ст.550, п.2 ст.603, ст.638, ст.1040 ГК и др.

Существует значительное количество правовых норм, которые содержат определения правовых понятий, а также нормы отсылочного характера (бланкетные).

Так, в ст.19 ГК определено понятие места жительства гражданина, которым признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст.390 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Нормы-понятия содержатся в ст.3, ст.11, ст.63, ст.424, ст.476, ст.554, ст.643 и др. К нормам отсылочного характера (бланкетным) можно отнести п.1 ст.218; ч.2 п.1 ст.578; п.2 ст.578; ст.642; п.4 ст.772 и др.

[1]

3. В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда очевидно, что спорное отношение требует правового разрешения, однако, это не предусмотрено конкретной нормой права. Возникает ситуация, когда правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве. Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона. Очевидно, что до устранения обнаруженного пробела отношения не могут оставаться неурегулированными. В таких случаях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона и аналогия права ранее предусматривались гражданско-процессуальным законодательством. ГК 1998 года трансформировал это правило в норму материального права, установив универсальность его применения всеми участниками правоотношений и всеми правоприменительными органами.

Так, ст.5 ГК устанавливает, что в случаях, когда предусмотренные ст.1 ГК отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

Аналогия закона может применяться при наличии следующих условий:

1) общественное отношение, которое требует урегулирования, по своим признакам входит в предмет гражданского права, т.е. является имущественным, либо личным неимущественным; 2) общественное отношение не урегулировано нормой гражданского права или соглашением сторон; 3) имеется гражданско-правовая норма, регулирующая сходное общественное отношение, и это не противоречит существу подлежащих урегулированию отношений. Для применения аналогии закона необходимо наличие указанных условий в совокупности.

С развитием и существенным обновлением гражданского законодательства сфера применения аналогии закона сужается, поскольку препятствием для применения аналогии закона, как уже было сказано, является наличие нормы гражданского права, регулирующей общественное отношение, либо соглашения сторон.

В ряде случаев в самом законе предусматривается распространение норм, регулирующих определенные отношения, на другие отношения, упоминаемые в нем. Так, в соответствии со ст.538 ГК Республики Беларусь к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам главы 31 и существу мены.

В этом случае речь не идет об аналогии закона, речь идет о правовом регулировании отношений, предусмотренных ГК, путем прямого распространения на них некоторых норм, относящихся к сходным отношениям, урегулированным в кодексе. Такой прием использован законодателем с целью недопущения повторений в правовом регулировании при наличии в обоих отношениях совпадающих моментов, требующих единообразного правового регулирования .

Также не следует смешивать аналогию закона с расширительным толкованием. Последнее предполагает наличие нормы, охватывающей по смыслу случай, прямо не оговоренный в тексте нормы.

4. При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) (п.2 ст.5 ГК).

Применение аналогии права обоснованно при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона. Общие начала гражданского законодательства, т.е. принципы гражданского права, сформулированы в ст.2 ГК. Под «смыслом гражданского законодательства» обычно понимают его характерные черты, закрепленные в предмете гражданского права.

Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность. Использование аналогии закона и аналогии права возможно не только правоохранительными органами, в частности, судами, но и иными субъектами правоприменения, что существенно расширяет круг их гражданских прав. В любом случае применения нормы законодательства по аналогии правоприменительный орган обязан это обосновать.

Толкование гражданско-правовой нормы – важный этап правоприменения. Прежде чем применить конкретную нормы права, необходимо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить. Уяснение содержания (смысла) гражданско-правовой нормы путем устранения обнаруженных в ней неясностей и достигается в процессе толкования. Причины неясностей могут быть как объективными, так и субъективными: сложность специфической терминологии, юридических конструкций, система отсылочных норм, абстрактный характер нормы и т.п.

Читайте так же:  Какие документы необходимы для трудоустройства иностранных граждан. иностранные работники основные п


В зависимости от субъекта толкования и юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами. Так, в соответствии со ст.70 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

Официальное толкование ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение. Аутентическое толкование имеет место тогда, когда смысл правовой нормы разъясняется тем же органом, который принял правовой акт. Казуальное толкование также является официальным, однако не имеет общеобязательного значения, сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, не являющееся юридически значимым. Оно может быть профессиональным, обыденным, доктринальным. В частности, научное (доктринальное) толкование имеет место в том случае, когда смысл правовой нормы разъясняется учеными в литературных источниках, комментариях к законам и кодексам, на конференциях и т.д. Научное толкование не является общеобязательным, но его значение велико, так как доктринальное толкование оказывает влияние на уяснение смысла нормативных правовых актов теми органами (должностными лицами), толкование которых имеет обязательную силу.

2. Выделяют основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, исторический.

Грамматический (филологический, языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла гражданско-правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта с учетом правил грамматики, выявления терминологического смысла отдельных слов. Так, согласно ст.203 ГК в качестве оснований приостановления течения срока исковой давности выступает непреодолимая сила – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Законодатель в данном случае использует соединительный союз «и», то есть признание конкретного юридического факта фактом действия непреодолимой силы зависит от того, характеризуется ли он как чрезвычайное, так одновременно и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

При систематическом толковании смысл нормы устанавливается посредством ее сопоставления с другими нормами; выявления общего и особенного в отдельных нормах по одному и тому же вопросу. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм общей и особенной части гражданского права.

Например, возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение по общему правилу п.2 ст.367 ГК освобождает должника от исполнения обязательства в натуре. Однако при решении вопроса об ответственности продавца в случае неисполнения им обязательства по договору розничной купли-продажи следует руководствоваться специальной нормой ст.475 ГК, в которой содержится императив, в силу которого возмещение убытков и уплата неустойки не освобождает продавца от исполнения обязательства в натуре.

Историческое (историко-политическое) толкование преследует цель установить смысл норм права исходя из условий их возникновения. С помощью этого способа толкования выясняются исторические условия издания нормативного акта, социально-политические цели, которые преследовал законодатель. Данный способ помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально, и не отменены, но фактически уже не действуют; то есть общественные отношения, которые норма регулировала, утратили свое значение либо значительно изменились. В примере, который был проанализирован ранее и касался ответа на вопрос об обязательности нотариального удостоверения сделки купли-продажи дома, в частности, также использовано историческое толкование.

3. В зависимости от результата толкования нормы различают буквальное, ограничительное и расширительное (распространительное) толкование.

Буквальное толкование – наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы и ее действительный смысл идентичны. В отдельных случаях такое совпадение отсутствует, тогда как исключение могут применяться расширительное и ограничительное толкование.

При расширительном – смысл и содержание нормы шире, чем ее словесное выражение. Так, в соответствии со ст.154 ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Однако участником сделок может быть и государство, что следует из п.1 ст.124 ГК, в соответствии с которым: «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами». Таким образом, систематическое толкование приводит в данном случае к расширительному пониманию ст.154 ГК.

Расширительное толкование не допускается, если речь идет об исключении из общего правила, а также тогда, когда в гражданско-правовой норме дается исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых она применяется. В ряде случаев словесная формулировка правовой нормы оказывается шире ее подлинного смысла. В этом случае используется ограничительное толкование.

Например, п.3 ст.226 ГК регламентирует порядок приема на учет бесхозяйных недвижимых вещей, условия признания права коммунальной собственности на эти вещи. И хотя в соответствии с п.1 ст.130 ГК к недвижимым вещам относятся, в том числе, и земельные участки, норма п.3 ст.226 ГК неприменима к земле, так как земля не может находиться в коммунальной собственности в соответствии с земельным законодательством. Прекращение права собственности на землю в случае добровольного отказа от нее, а также в случаях ее не использования (нерационального использования) регулируется земельным законодательством.

Использование различных способов толкования норм гражданского законодательства способствует точному установлению смысла правовой нормы и более эффективному ее применению на практике.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Императивная норма и диспозитивная норма права

Юридические нормы гражданских отношений регулируются соответствующими разделами договорных соглашений. В случае невыполнения обязательств сторонами, проблемы решаются в хозяйственных спорах. В обоих случаях предусмотрены типичные варианты развития событий в соответствии со сценарием, отвечающим интересам руководящего состава субъекта предпринимательской деятельности. Следует учесть, что основной чертой гражданского права является элемент диспозитивности, выраженный в порядке регулирования взаимоотношений в процессе сотрудничества в соответствии с условиями договора. Это выражается в комплексном сочетании предоставления свободы выбора права и в законодательно ограниченном количестве правил его реализации.

Читайте так же:  Замена водительского удостоверения при смене фамилии. нужно ли менять водительское удостоверение при

Регулирование правовых отношений

Все юридические действия должны осуществляться в рамках законодательно регулируемых обстоятельств. Без применения правовых норм невозможно компетентно решить ни один аспект жизнедеятельности.

К примеру, в Уголовном кодексе предусмотрен ряд правил, необходимых для осуществления процедуры наказания за каждое правонарушение. Они объединены в разделы, в соответствии с отнесением к конкретному виду проступка. Каждый из них регламентирует нормы поведения лиц в зависимости от отнесения их к той или иной группе действий, позволяющей определить способ организации деятельности, а также вид взаимоотношений с её участниками.

Законодательному влиянию подвержены все граждане Российской Федерации, а также субъекты предпринимательской деятельности. В процессе взаимоотношений возможно применение индивидуального правового акта, определяемого арбитражем или договорными отношениями. В такой ситуации реализация права относится к одному участнику мероприятия. Она может быть представлена в виде обязательства, действия полномочия.

В большинстве случаев, требования правил касаются обоих участников мероприятия, направленного на реализацию деятельности одной из сторон соглашения с целью урегулирования отношений. Для представителей этой стороны документально и законодательно устанавливают обязательное поведение, а для другой – возможные действия.

Диспозитивная характеристика

Диспозитивная норма права — это общепризнанный порядок поведения, установленный соглашением сторон.

Он определяет широкую свободу действий, касающихся реализации имущественных прав в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Стороны самостоятельно определяют характер взаимоотношений. При этом им предоставляется возможность выбора между определёнными моделями поведения, при условии соблюдения законодательных требований.

К диспозитивным относятся правовые нормы, в которых проявляется принцип ограничения свободы действий для всех участников договорного соглашения. В процессе реализации определённого договором мероприятия, деятельность субъектов ограничивается их свободой права.

Диспозитивный характер отношений участников договора подразумевает отражение законодательных особенностей в документации, с учётом нюансов сложившейся ситуации. Она может требовать внесения некоторых изменений, являющихся важными для реализации мероприятия, в случае если его аспекты не отражены в полном объёме в нормах права.

Применение метода не только гарантирует расширение спектра возможностей для каждого участника сделки, но и предоставляет возможность альтернативного изменения условия взаимоотношений, если это будет необходимо.

Пример диспозитивной нормы чётко прослеживается в документации регулирующего характера. Элемент отношений может быть применим при оформлении сделок, договорных отношений и Уставных документов юридических лиц. Его признаком является наличие в документации стандартной оговорки «если иное не предусмотрено договором».

Что такое императивная норма права

Императивные нормы устанавливают, идентифицируют и регулируют обязанности и права субъектов, которые должны их беспрекословно выполнять.

Внести изменения в соглашение, оформленное в императивном стиле невозможно. Специфический характер гражданско-правовых отношений можно идентифицировать по категоричной текстовой части документа, выражающей элементы запрета. Для неё характерны фразы: «недействительность», «не могут», «недопустимо».

[3]

Применение императивности в отношениях устанавливает юридические обязанности сторон, а также формирует возможности реализации их прав. Она способствует выявлению и исследованию специфики законодательных норм и их закономерностей в общей системе взаимоотношений.

Придание нотки императивности отношениям между субъектами может проводиться с учётом различных признаков:

  • специфических, касающихся индивидуальных характеристик;
  • общих, являющихся стандартными, которые можно применить к любой ситуации;
  • постоянных и временных;
  • определяющих характер внешних отношений или с применением конкретизированных толкований обстоятельств мероприятия;
  • определяющих метод регулирования, который может быть изложен в виде запретов, предписаний или обязательств;
  • по методу воздействия, предполагающему регулировку отношений и обеспечение их сохранности от влияния негативных факторов;
  • факта присутствия материально обязывающего порядка поведения;
  • определяющих общее или направленное на определённую группу лиц действие.

Коллизионные нормы

Коллизионные нормы применяются для определения приоритета использования законодательных параметров конкретного государства из общего перечня международных субъектов, участвующих в мероприятии. Их использование актуально только в ситуациях, когда можно применить такие материально-правовые нормы, которые решат возникшую проблему.

Коллизионное право применимо к договорным соглашениям между субъектами в условиях международного сообщения при условии, если на регулирование отношений может претендовать законодательный порядок нескольких государств. Правовые коллизионные нормы решают эту проблему за счёт подчинения всех участвующих в мероприятии государств законодательным правоотношениям конкретной страны.

В коллизионные нормы включены два элемента, способствующие решению возникшей проблемы международного значения:

  • конкретизирующие отношения, к которым её можно применить;
  • указывающие на право, элементы которого подлежат применению, с учетом требований законодательства международного значения или конкретного государства.

Императивные нормы это — требования, документально отражённые в договорном соглашении, в категоричной форме, содержание которой не подлежит изменению по инициативе участников мероприятия. Под императивной коллизионной нормой понимается норма, от которой отказаться невозможно в процессе реализации субъектами договорных обязательств.

Нотки диспозитивности придают автономность решениям участникам международных сделок. Относительно императивный характер отношений определяет порядок, от правил выполнения которого можно отказаться, при наличии оговорённых в договоре условий.

Односторонние нормы определяют границы использования собственного права. Двухсторонние отношения учитывают порядок применения законодательных правил, имеющих национальное и международное значение. За основу формирования правил взаимоотношений коллизионного характера между участниками соглашения могут быть взяты не государственные законодательные нормы, а положения международного договора, унифицирующего решение конкретного вопроса.

Нюансы и особенности применения

В реальности договорные отношения часто требуют соответствующего правового разрешения. Однако законодательство не предусматривает порядок и правила применения императивных и диспозитивных норм, что обеспечивает правовые нестыковки. Для их урегулирования применяются специальные приёмы по аналогии закона и права. До 1998 года эти элементы были предусмотрены в законодательстве, однако, после этого периода оно было пересмотрено и правовые нормы стали ориентироваться на материальное право. На сегодняшний день используется правило, отвечающее за регулирование идентичных отношений.

Как применяется аналогия закона

Императивные и диспозитивные явления определяются по аналогии закона.

Это достигается за счёт выбора аналогичной характеристики элемента правоотношений между участниками договорных соглашений, что актуально в ситуациях, определённых условиями отношений:

  • в виде элементов имущественных или неимущественных характеристик права;
  • в случае отсутствия урегулирования законодательными нормами или условиями договорного соглашения;
  • если в законодательстве существуют нормы, регулирующие схожие взаимоотношения, при условии, если они им не противоречат.

Применение закона по аналогии допустимо в ситуациях, когда невозможно урегулирование возникших проблем стандартными нормами права. При совокупном соблюдении всех аналогий, преодолеваются препятствия, регулирующие отношения в случае отсутствия необходимых законодательных норм. Нормативы по аналогии могут применяться ко всем сферам деятельности, отражённым в договоре между сторонами. Их применение исключает повторения в случае наличия совпадений, требующих одноразовой коррекции по регулированию. В некоторых случаях для решения проблем, вызванных пробелами в законодательстве, применяют элементы расширительного толкования, которые рассматривают нормы, касающиеся неоговорённых по факту ситуаций.

Читайте так же:  Для поступления в детский сад необходимо. какие документы нужны для оформления ребенка в детский сад

Когда аналогии невозможно применить

Стратегия аналогии актуальна в ситуациях, когда взаимоотношения между сторонами договорного соглашения невозможно урегулировать действующим законодательством.

Сложности решения проблемных вопросов могут также возникнуть в ситуациях отсутствия норм для внешне идентичных отношений. Практика метода применима с учётом параметров здравого смысла. Невозможно её использовать в ситуациях, когда практическое применение нормативов способствует ограничению прав граждан, в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. Актуально применение аналогии в отношении всех субъектов, отношения между которыми формируются за счёт возникновения определённых обязательств, а также прав на их реализацию и потребление.

Законодательное толкование

Прежде чем учесть конкретную норму в отношениях с контрагентом, следует понять и установить сущность сотрудничества с партнёрами, и степень необходимости внесения разъяснений в договорном соглашении. При анализе сложившейся ситуации нормы можно толковать с субъективной или объективной точки зрения. Направление трактовки зависит от таких параметров, как:

  • индивидуальные проблемы участников юридической процедуры в восприятии правовых терминов, их значений и правил построения юрисдикционной конструкции;
  • абстракционный характер предмета договора.

Нормы могут быть истолкованы в официальной или неофициальной версиях, выбор которых осуществляется в соответствии с возможными юридическими последствиями отношений. Официальное толкование реализуется представителями уполномоченных органов. Оно предназначается для ориентирования участников на получение образовательной информации, направленной на понимание правовых норм и компетентное их применение. Неофициальное толкование характерно для мероприятий, не имеющих серьёзной юридической значимости.

Императивная норма и диспозитивная норма являются различными понятиями по базовым характеристикам и с точки зрения возможностей внесения изменений в договорные соглашения. Знания их основ и умение компетентного применения гарантирует отсутствие проблем с правилами и порядком трактовки и использования законодательных положений.

6.Роль судебной практики в регулировании гражданских правоотношений.

Под судебной практикой принято понимать единообразные решения и определения судов общей компетенции и хозяйственных судов, вынесенные при разрешении по существу конкретных дел, также постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного суда. В Беларуси судебный прецедент не является источником гражданского права, однако значение судебной практики нельзя недооценивать.

Значение судебной практики состоит в следующем:

-Является базой для совершенствования гражданского законодательства;

-Выявляет пробелы в законодательстве и способствует их устранению.

Вышеуказанные судебные органы изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и дают судам в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения гражданского законодательства РБ, что способствует выработке единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

7. Действие норм права во времени, в пространстве и по лицам.

Время действия начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы. Основные положения о действии гражд.зак-ва во времени закреплены в Законе «О НПА».

Акты гражд.зак-ва не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное может быть предусмотрено Конституцией и зак. актами. Придание обратной силы норм. акту согласно ст. 67 Конституции возможно, если он смягчает или отменяет отв-сть гражданина либо иным образом улучшает положение лиц, либо, когда в самом норм. акте прямо предусмотрен, что его действие распр.на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Действие гражд.зак-ва в пространстве подчинено о том, что акты гражд.зак-ва действуют на территории, подведомственной принявшему их органу. В зав-ти от того, каким органом издан акт, он применяется либо на всей тер.РБ, либо на определенной ее части.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По общему правилу гражданско-правовые акты распространяют свое действие на всех субъектов ГП РБ: граждан, юрлиц, государство, а также на всех иностранных физ.и юрлиц и лиц без гражданства, находящихся на территории РБ. В тех случаях, когда действие акта ограничивается определенной территорией, то акт действует только в отношении лиц, которые находятся на данной территории. В не которых случаях в акте определяется круг лиц (О защите прав потребителей).

8.Императивные и диспозитивные нормы права.

Императивная норма содержит предписание, обязательное для исполнения независимо от воли участников гражданских правоотношений, которое не может быть изменено по совместному договору сторон. Например, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Диспозитивная норма — это норма, которая подлежит применению, если участники правоотношений не проявили свою волю и не урегулировали отношения по-иному. О диспозитивном характере правовой нормы свидетельствует, в частности, содержащаяся в ней оговорка: «если иное не предусмотрено договором». Право залогодержателя (право залога) на вещь, являющуюся предметом залога, распространяется на ее принадлежности, если иное не предусмотрено договором. В условиях рыночной экономики число диспозитивных норм в гражданском праве значительно возросло.

Императивные диспозитивные

Читайте также:

  1. Диспозитивные нормы права договора поставки
  2. Императивные нормы МП
  3. Императивные нормы права договора поставки
  4. С альтернативными привязками (альтернативные), диспозитивные и императивные

В отличие от корпоративных, нормы, содержащиеся в уставах политических партий, не имеют правового характера. Поэтому вынесение решения о нарушении устава политической партией обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Различия между корпоративными нормами и нормами права

Корпоративные нормы (нормы всех организаций, включая предпринимательские) следует рассматривать как нормы, восполняющие пробелы в нормативной системе права и имеющие субсидиарный (вспомогательный) характер. Корпоративными нормами должны регулироваться только те отношения, которые затрагивают основы жизни коллектива (использование финансов, установление условий труда, поощрение работников, порядок применения мер ответственности и т.п.), т.е. трудовые и организационно-управленческие.

Корпоративные нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, имеют правовой характер и находятся в тесной связи с нормами права, изданными государством

, так как:

1)в изданных государством нормах права предусматривается возможность коллектива корпорации регулировать свое поведение самостоятельно;

2)в нормах права определяются направления корпоративного регулирования посредством указания целей и задач общественного и государственного развития, того или иного нормативно-правового акта либо назначения того или иного вида общественной деятельности;

3)в нормах права указываются пределы корпоративного регулирования (напр., согласно Кодексу законов о труде Украины, дополнительные льготы для работников могут устанавливаться предприятиями только за счет собственных средств);

4)от корпоративных норм, как и норм права, изданных государством, требуется соответствие природе права как мере справедливости и свободы, принципам права (общим, отраслевым, межотраслевым);

5)нормы права в определенных случаях определяют и процедуру принятия корпоративных норм;

Читайте так же:  Лица участвующие в гражданском деле. лица, участвующие в деле. понятие, состав, признаки, процессуал

6)корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным;

7)корпоративные нормы, хотя и опосредованным путём, обеспечиваются государственным принуждением.

Юридическое значение корпоративных норм заключается, прежде всего, в том, что они определяют правосубъектность корпорации. В случае их нарушения имеется возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например, о порядке распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке.

§ 5. Понятие и признаки нормы права

Норма права —это общеобязательное, формально-определённое правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством в качестве регулятора общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения.

Признаки нормы права те же, что и права в целом, но норма не имеет такого признака, как системность, поскольку она регулирует группу определенных общественных отношений, и только в совокупности с другими, согласованными с ней, нормами составляет систему права.

Поскольку признаки права уже приводились, перечислим специфические признаки нормы права:

1. Правило поведения регулятивного характера — норма права вводит новое правило, фиксирует наиболее типичные социальные процессы и связи; воздействует на общественные отношения, поведение людей; представляет собой модель (образец, эталон, масштаб) регулируемых общественных отношений. Регулятивность нормы права подчеркивает ее действие, «работу», которая должна завершиться определенным результатом.

2. Общеобязательное правило поведения — норма права исходит от государства, должна восприниматься как руководство к действию, которое не подлежит обсуждению с точки зрения целесообразности.

3. Правило поведения общего характера — норма права имеет общий (без указания конкретного адресата — неперсонифицированный) характер, т.е. распространяется на всех, кто становится участником отношений, регулируемых нормой. Как регулятор общественных отношений, норма имеет многоразовость применения (например, запрещение хулиганства).

4. Формально-определенное правило поведения предоставительно — обязывающего характера — норма права закрепляет права и обязанности участников общественных отношений, а также юридическую ответственность (санкции), которая применяется в случаях ее нарушения. Предоставляя права одним, норма права возлагает обязанности на других (например, молодые люди имеют право на обучение, обязанность других — обеспечить это право). Формальную определенность норма права приобретает после изложения ее в законах, иных писаных источниках права.

5. правило поведения, принятое в строго установленном порядке, —норма права издается уполномоченными на то субъектами в границах их компетенции и в соответствии с определенной процедурой: разработка, обсуждение, принятие, вступление в действие, изменение или отмена действия.

6. Правило поведения, обеспеченное всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения, — государство создает реальные условия для добровольного осуществления субъектами образцов поведения, сформулированных в норме права; применяет способы убеждения и принуждения к желаемому поведению, в частности, эффективные санкции в случае невыполнения требований нормы права.

Черты нормы права как классического предписания:

1) норма оттеняет, подчеркивает количественную и качественную стороны поведения (вид и меру поведения);

2) норма вбирает в себя все основные свойства права (нормативность, формальную определенность, стабильность, властность);

3) норма имеет четко выраженную структуру, состоит из элементов (диспозиция, гипотеза, санкция).

Наряду с этим норма права имеет внутреннее содержание:

— является мерой свободы и справедливости;

— является результатом властной деятельности государства, состоящей в обобщении и систематизации типичных конкретных правоотношений, возникающих в гражданском обществе;

— имеет всегда общий характер, т.е. это такое предписание, которое адресовано к неограниченному числу индивидуально неопределенных субъектов и рассчитано на многократность применения при определенных жизненных обстоятельствах.

§ 6. Виды норм права

В любом государстве существует и появляется огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать (разделить) на виды в соответствии с определенным критерием (признаком).

Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права

): нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, экологического права и др.

Нормы права по методу правового регулирования
(или по форме закрепления желаемого
поведения субъектов права)

Императивные — нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначенные действия, не допускающие никаких отклонений от исчерпывающего перечисления прав и обязанностей субъектов. Иначе:императивные нормы прямо предписывают правила поведения.

Диспозитивные — нормы, предписывающие государством вариант поведения, но дающие возможность сторонам регулируемого отношения самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Их называют «восполнительными», поскольку они восполняют отсутствующее соглашение и действуют только тогда, когда стороны регулируемого отношения не установили для себя другого правила, не договорились по данному вопросу (распознаются по формулировкам: «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе:диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 410 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

По методу правового регулирования различают нормы: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные

Читайте также:

  1. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  2. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  3. V. Языки разного правового статуса.
  4. Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений
  5. Алгоритмы цифрового ПИД-регулирования
  6. Бухбаланс як елемент методу бухобліку.
  7. В зависимости от типа покупателя и товара различают четыре вида конкурентов.
  8. В зависимости от того, какие мотивы являются приоритетными, различают несколько теорий мотивации поведения покупателей.
  9. Виды трудового поведения, механизм регулирования.
  10. Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен
  11. ВОПРОС 15. Гражданство (подданство) как основа конституционно-правового статуса человека в государстве
  12. ВОПРОС 5. Конституционно-правовые нормы: их структура, виды и особенности

В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.

Материальное право — специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Читайте так же:  Трудовой договор с иностранцем образец. образец срочного трудового договора с иностранным гражданино

Процессуальное право — совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Императивные нормы — нормы права, которые не допускают законного отступления от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. Ст. 306 ТК РФ:

Об изменении существенных условий, предусмотренных трудовым договором, работодатель — физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее, чем за 14 календарных дней.

Пример № 2. Ст. 50 ЗК РФ:

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Пример № 3. Ст. 20 ВозК РФ:

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Диспозитивные нормы — нормы права, которые допускают законное, договорное отступление от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. ст. 33 СК РФ:

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Пример № 2. п. 2 ст. 134 ГК РФ:

Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Пример № 3. ч. 4 ст. 301 ТК РФ:

Дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада), если иное не установлено трудовым договором или коллективным договором.

Поощрительные нормы — нормы права, закрепляющие поощрение участникам правоотношения, выполнившим определенные предписания.

Пример № l. П.п. 1 Дисципли­нарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации:

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники начальники от командира полка, командира корабля 1 ранга, им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со ст. И дисциплинарной властью командира батальона (корабля 3 ранга), имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами.

Пример № 2. п.п. 8 Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. № 715):

Членам экипажей, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются преимущества в области социально-культурного и жилищно-бытового обеспечения.

Пример № 3. п.п. 10 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621) (с изменениями от 25 декабря 1993 г., 23 апреля 1996 г., 8 февраля 1999 г., 14 июля 2001 г.):

За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации.

Рекомендательные нормы — нормы права, содержание правила поведения, соблюдение которых выгодно для государства и общества, но не обязательно.

[2]

Пример № 1. п.п. 3 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»:

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Пример № 2. п.п. 4 Методических рекомендаций по организации деятельности территориальных органов Минюста России по осуществлению полномочий, представленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления:

В случае получения материалов, не относящихся к компетенции Минюста России, рекомендуется направлять их в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение данных материалов.

Пример № 3. п. 6 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. № 86 «Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации»:

В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.

| следующая лекция ==>
|

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 27278 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  2. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.

  3. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
  5. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Диспозитивный характер регулирования отношений заключается. отличие императивной нормы от диспозитив
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here