Демократия и ее формы кратко. понятие демократии

Черты и формы демократии

Демократия предполагает обеспечение народовластия, т.е. власти народа. Однако в реальных условиях сложно реализовать форму непосредственного участия всех граждан в принятии государственных решений.

Каждое государство по-своему решает данную проблему и формирует свой собственный подход к построению формы политического режима.

К основным чертам демократии как политического режима принято относить реализацию следующих моментов:

– провозглашены и реально гарантированы права и свободы человека;

– решения принимаются большинством при учете позиции меньшинства;

– реализуются принципы гражданского общества и правового государства;

– выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;

– силовые структуры (армия, полиция, органы безопасности и т.д.) действуют вне зависимости от политических сил и служат на благо общества;

– преобладают методы убеждения и стремление достигнуть компромисса;

– реализуется политический плюрализм и принцип многопартийности;

– обеспечивается реальное соревнование политических партий,

– существует легальная и самостоятельная политическая оппозиция;

– обеспечивается гласность и свобода СМИ от цензуры;

– реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Демократия как политический режим осуществляется при помощи двух форм: прямая демократия и представительная демократия.

Прямая (непосредственная) демократия предполагает реализацию властных функций народом без участия политических посредников. Она обеспечивается посредством задействования следующих институтов прямого народовластия:

– выборы на основе всеобщего избирательного права;

– сходы и собрания граждан;

– митинги и мирные демонстрации;

Преимущества прямой демократии состоят в том, что она:

– во-первых, расширяет возможности граждан для выражения своих интересов и участия в политической жизни;

– во-вторых, в большей степени обеспечивает легитимизацию власти;

– в-третьих, способствует эффективному контролю за работой политических деятелей и сил и т.п.

К недостаткам прямой демократии следует отнести:

– во-первых, отсутствие огромного реального интереса у большинства заниматься государственной управленческой деятельностью;

– во-вторых, значительные расходы и сложность в проведении демократических мероприятий;

– в-третьих, малая эффективность принимаемых решений по причине непрофессионализма большей части «управителей» и т.д.

Представительная демократия предполагает реализацию власти представителями народа. При представительной демократии ими могут выступать: депутаты, политические партии, общественные организации и другие представители выборных органов исполнительной и законодательной власти, которые должны выражать интересы соответствующих социальных групп и слоев населения.

Преимуществом представительной демократии выступает то, что она создает более благоприятные условия для принятия эффективных решений, так как расширяется сфера участия в них компетентных профессионалов. Также положительным результатом представительной формы демократии является более эффективная организация работы политической системы страны и т.д.

Недостатками представительной формы демократии принято называть:

– потенциально возможное развитие бюрократии и коррупционных схем;

– последующее отстранение представителей власти от интересов своих избирателей вплоть до следующих выборов;

– принятие решений в интересах крупных предпринимателей, лоббистов, а не большинства населения и т.д.

Таким образом, вышеуказанные черты демократии отличают её от авторитарного и тоталитарного режимов. При этом формы демократии также имеют разновидности, которыми выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.

Либерально-демократические режимы отличаются приоритетом прав и свобод личности, а роль государства заключается в их защите.

Консервативно-демократические режимы основываются не столько на положениях Конституции и законодательства, сколько на политических традициях данного государства и общества.

Вопрос 23: Понятие и правовые формы демократии

Исторически первой формой демократии было рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение ( как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политическорй и неполитической.

1. Признание народа высшим источником власти

2. Выборность основных органов государства

3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия – власть (kratos) народа (demos) , является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

1. демократия охватывает область отношений область отношений личности, общества, государства.

2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.

Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

1. конституционное закрепление народа как источника власти,

2. политические права и свободы граждан очерчены законом

3. действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

4. граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

5. принцип разделения властей

[2]

6. на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

7. демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делам осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.

Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.

Лекции:

Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).

Читайте так же:  Обратный талон к путевке. отрывной талон не бланк строгой отчености. санаторно-курортные услуги доку

Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Д. Законами не вводится. Для того, чтобы Д функционировала в обществе необходим целый пласт, сформированный в обществе демократический, культурный.

Д характеризуется внутренним механизмом принятия решений, опирается на количественные характеристики, т.е. меньшинство должно подчиняться большинству. В рамках современной демократии не стоит абсолютизировать роль общества. Меньшинство обязано подчиняться большинству, только если полностью защищены его законные интересы. В современный период Д характеризуется качественной характеристикой. В 1-ю очередь, это отсутствие узурпации власти, т.е. в рамках Д действует только легальная власть.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.

Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

4. нарастание авторитарных тенденций вследствие оттеснения законодателей исполнительной властью

5. слабая легитимация из-за отстранения народа

6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9834 —

| 7411 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Демократия: понятие, виды и формы

Демократия(от гр. demos — народ и kratos — власть)– власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его полити­ческий режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека, которая реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства.

Важнейшими признаками демократии кактипа политического режима являются:

1) юридическое признание верховной власти народа. Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демо­кратии;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому граж­данину принимать участие в формировании представительных ин­ститутов власти;

5) равенство прав граждан на участие в управлении государст­вом (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);

6) легитимность государственной власти (означает признание населением данной власти. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Основная часть общества согласна подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны.

7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы без­опасности и т.п.) находятся под демократическим контролем обще­ства, используются только по прямому предназначению, их деятель­ность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями — парламентами и др.).

При непосредственной демократии формы: непосредственная черта – ответственность населения за принятие и исполнение принимаемых решений

* законодательная инициатива – право группы избирателей предложить проект закона, с обязательностью органа его рассмотреть.

Читайте так же:  Приемная семья. какие денежные выплаты положены приемным семьям льготы приемным родителям

Если говорить о демократии как о политическом режиме, то можно дать следующее определение:

Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государственной власти имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, где права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Суть любого демократического режима заключается в народовластии.

Для демократического режима характерно:

1. свобода экономической деятельности;

2. гарантированность личных прав и свобод;

3. возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;

4. защищенность личности от произвола и беззакония;

5. максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

6. демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;

7. правовой характер деятельности всех государственных органов.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Античная демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим. Близким ему является олигархический политический режим, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим. В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

Непосредственная демократия сохранилась лишь в горных катонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. Недостаток: сложность применения на больших территориях.

Представительная: «+»передача определенных функций законотворчества и контроля со стороны граждан – представительным органам. Это позволяет более быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

«-»подтвержденность коррупции, борьба за власть. Контроль за финансовыми потоками и др. Элементы прямой демократии развиты в Италии, Швейцарии, штате Калифорния, Лихтенштейне.

Россия –обе формы отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно. А также через представительные органы. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума. Выборов и др, через выборные ОМС.

Демократия и ее формы

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально‑экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное призна‑ние и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально‑юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

[1]

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально‑политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий. Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Читайте так же:  Срок подачи и рассмотрения апелляции на решение суда. сроки подачи апелляционной жалобы по гражданск

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Демократия как форма государственного правления

Среди всех существующих видов устройства верховной власти государства демократия является единственной формой правления, в которой полномочия закрепляются за большинством, причем независимо от его происхождения и заслуг.

На сегодняшний день это самый распространенный и прогрессивный вид политического режима в мире, отличающийся непрерывным развитием и видовым разнообразием.

Этой форме государственного устройства посвящено немало трудов философов и ученых всех времен.

Определение демократии и сопутствующее ей понятие

Демократия – система управления государством, при которой власть признается за народом и осуществляется на базе законодательно выраженных равных прав и свобод граждан.

Демократия неотделима от понятия государства, так как возникла вместе с ним.

* Государство – политическая форма организации общества, реализующаяся на определенной территории.

История возникновения демократии

Демократия зародилась в 507 году д. н. э. в Древней Греции как одна из форм народного самоуправления античными городами-государствами. Поэтому дословно с древнегреческого демократия переводится как «власть народа»: от demos — народ и kratos – власть.

Интересно, что demos греки называли не весь народ, а только свободных граждан, наделенных правами, но не относящихся к аристократам.

Общие признаки демократии

Неотъемлемыми признаками демократической системы являются:

  • Народ – источник власти.
  • Избирательный принцип в основе формирования органов государственного самоуправления.
  • Равенство гражданских прав, при приоритете избирательного.
  • Руководство мнением большинства в спорных вопросах.

Признаки современных демократических государств

В процессе исторического развития демократия выработала новые признаки, среди которых:

  • главенство Конституции;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • приоритет прав человека над правами государства;
  • признание прав меньшинства на свободное выражение собственного мнения;
  • конституционное закрепление приоритета прав большинства перед меньшинством и др.

Принципы демократии

Системообразующие положения демократии, безусловно, отражаются в ее признаках. Помимо политических свобод и гражданского равноправия, выборности госорганов и разделения властей, следует отметить и такие принципы:

  • Воля большинства не должна ущемлять в правах меньшинство.
  • Плюрализм – социально-политическое многообразие, лежащее в основе свободы выбора и выражения мнения. Он предполагает множественность политических партий и общественных объединений.

Виды демократии

О том, какими способами народ может проявлять свою власть, говорят существующие разновидности демократии:

  1. Прямая — Граждане сами, без посредников, обсуждают какой-то вопрос и выносят его решение на голосование
  1. Плебисцитная (считается разновидностью прямой) — Граждане могут только проголосовать за или против решения, к подготовке которого они не причастны.
  1. Представительная — Решения за граждан принимают их представители во власти, получившие народные голоса на выборах.

Демократия в современном мире

В наше время демократические государства являются государствами представительной демократии. В них народная воля, в отличие от античного общества, выражается через избираемых представителей (депутатов) в парламенте или органах местного самоуправления.

Представительная демократия делает возможным народное управление крупным государством с большой территорией и населением.

Однако во всех формах современной демократии встречаются элементы прямой демократии, в качестве референдумов, прямых президентских выборов, плебисцитов.

Демократия и ее формы

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально‑экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное призна‑ние и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально‑юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально‑политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий. Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти.

Читайте так же:  Федеральный закон 135 об оценочной деятельности. федеральный закон об оценочной деятельности с после

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения.

Демократия — характеристика политического режима, плюсы и минусы

Демократия – это власть большинства, сосредоточенная в руках общества.

За этим, на первый взгляд, кратким и понятным определением, скрывается сложная политологическая концепция, уходящая корнями в глубокую древность.

[3]

Демократия – что это такое и каковы ее признаки

Дословное значение слова «демократия» — власть народа. Этот политический строй основан на коллективном принятии решений, где участвующие в процессе имеют равное воздействие на его исход.

От других политических режимов демократию отличают следующие признаки:

  • только народ может рассматриваться как источник власти;
  • граждане избирают представителей на свободных выборах;
  • средства массовой информации независимы;
  • наличие оппозиции, которая может свободно критиковать и указывать на недостатки действующей власти;
  • мораль – одно из главнейших средств социального регулирования;
  • гарантированные права и свободы для личности.

Современные политологи отошли от привычного понятия данного термина. По их мнению, власть действует лишь в интересах народа, который может участвовать только в выборе некоторых должностных лиц правительства.

Кто такие демократы

Если говорить кратко и понятно, то демократы — это люди, являющиеся сторонниками демократии, уверенные в том, что принципы, на которых она строится, приносят благо для большинства.

Оппозиционные силы, находящиеся в меньшинстве, не лишаются прав и свобод, присущим всем остальным. Их не угнетают и не преследуют за мнение, отличное от большинства.

Демократы стремятся построить общество, где закон будет равен для всех, независимо от статуса, личных убеждений и материального положения.

Понятие демократизации и демократического государства

С ростом обеспеченности граждан страны развивается и укрепляется средний класс, повышается уровень образованности в стране. Это ведет к тому, что люди начинают интересоваться политической жизнью, получают знания и средства для борьбы за свои права.

Так начинается процесс демократизации государства – принципы, присущие данному политическому режиму, постепенно внедряются в политику и сознание людей.

Демократическое государство в своей деятельности выполняет волю народа, а также защищает гражданские права и свободы. Определение «демократическое государство» нередко отождествляют с конституционным и правовым государством.

Эти понятия тесно связаны, поскольку без соблюдения законов конституции, защищающих права граждан, демократическое государство не существует.

Демократический политический режим

Политическим режимом определяются взаимоотношения власти и общества, политические свободы, методы управления и устройство государственного аппарата. Во многом установлению того или иного политического режима способствуют традиции, культура, исторические события страны.

Демократичность государства характеризует уровень личностной свободы и защиты прав, а также доступность участия в принятии государственных решений.

История демократии

Родиной данного политического строя является Древняя Греция, чьи мыслители сформулировали его определение и основные принципы.

С давних пор законотворческая деятельность велась людьми на общем собрании. Однако народовластие древних греков носило весьма условный характер — права и законы соблюдались лишь в отношении граждан, но не рабов.

Средневековье в Европе отличалось процветающим монархизмом и феодализмом. Тем не менее некоторые дальновидные политики старались заручиться поддержкой разных сословий населения при принятии политических решений. Законодательные собрания образовались как логическое продолжение съездов сословных представителей.

В наступившей позже Эпохе просвещения стал расти интеллектуальный уровень общества, позже произошли революции против старого монархического порядка. В этот период развивались важнейшие ценности народовластия, а также правительственные органы, чья задача – выражать мнение граждан.

Тем не менее даже в развитых странах демократия была не для всех, поскольку присутствовали ограничения прав, связанные с полом, материальным положением, расовыми признаками.


Сейчас ее принципы получили широкое распространение. С целью защиты прав человека и для борьбы с острыми социальными проблемами, созданы Международные организации. Несмотря на это, идеальное общество — все еще предмет оживленных дискуссий.

Базовые принципы демократии

Принципы тесно переплетены с идеями либерализма, где индивидуальные ценности каждой личности ставятся превыше всего. Государство, общественные учреждения, группы и партии – инструмент для защиты прав и интересов индивида.

Народовластие характеризуется следующими признаками:

  1. Народ обладает учредительной и конституционной властью. Он осуществляет выбор доверенного представителя, но в то же время имеет право отозвать его.
  2. Равные права и свободы гарантируются для граждан и защищаются государством.
  3. Управленческие решения принимаются на основе мнения большинства, но при этом меньшинство может создать оппозицию. Присутствуют независимые партии, объединения и группы – политический плюрализм.
  4. Имеются независимые ветви власти, призванные уравновешивать друг друга. Наличие развитых органов местного самоуправления, чья задача – решать проблемы локального характера.
  5. Основные органы власти избираются через всеобщие выборы.
  6. Государственные органы и должностные лица действуют открыто, основываясь на принципе гласности.

При развитом демократизме гражданин имеет право на свободное самоопределение и личную жизнь.

Прямая демократия

Наиболее древняя форма правления демократии предполагает, что граждане прямо участвуют в политической жизни.

Они самостоятельно инициируют, принимают и исполняют решения на благо общества.

С укрупнением государств прямая демократия стала составным элементом организации системы управления.

Читайте так же:  Категории по пожарной безопасности относятся. расчет категории в1-в4. методы классификации помещений

Референдум – наиболее распространенный способ проявления народной воли. Однако зачастую круг вопросов, решающихся голосованием, ограничен. Отдельная группа граждан может внести на рассмотрение проект нормативного акта путем общественной инициативы.

Существует также понятие императивного мандата, наделяющего народ правом на отзыв судей или депутатов, чья деятельность не идет на благо общества.

Представительная демократия

Метод прямой демократии трудно применить на большой территории или использовать при решении сложных вопросов, поскольку голосующие не всегда имеют необходимый опыт или квалификацию. Этим объясняется широкая распространенность представительной демократии.

Подобный тип политического режима признает народ источником власти, но курс развития страны определяется представительными органами. Политическая жизнь граждан ограничивается выбором избранных представителей.

Чем отличается республика от демократии

Демократия, где властью наделено большинство, нередко отождествляется с республикой, где правительство формируется представительными органами.

Существует четыре вида республик, и основное их различие – субъект, наделенный преобладающим числом полномочий:

  • парламентская – парламент является высшим представительным и законодательным органом;
  • президентская – президент осуществляет исполнительную власть;
  • смешанная – правительство контролируется одновременно парламентом и президентом;
  • теократическая – представители религии.

Основная разница между демократией и республикой кроется в вовлеченности народа в управление государством, а также в отличиях самих понятий. Народовластие по своей сущности — это метод, отвечающий за осуществление политических отношений в обществе.

Республика – система устройства и организации органов власти в государстве. Это означает, что признаки демократии могут прослеживаться вне зависимости от формы правления.

Источник власти в демократической стране

Власть — простыми словами — это способность заставлять, принуждать и воздействовать, независимо от желаний других. В теории демократии народное большинство обладает этими признаками, и именно оно – источник власти.

В зависимости от применяемой модели, участвовать в политике может любой отдельно взятый гражданин (прямая демократия), общественные группы (плюралистическая), избранные представители (представительная).

Примеры стран с демократическим режимом

Согласно исследованиям, в десятку самых демократичных стран входят европейские страны (Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Норвегия), а также Новая Зеландия, Канада и Австралия.

Вершину списка занимает Норвегия, где действует конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, контролирующему деятельность правительства.

Члены парламенты избираются народом. Политический плюрализм обеспечивают 9 партий, действующих в этом органе. Партия, которая победила на выборах, назначает своего лидера на должность главы правительства.

Для многих США – синоним демократии, однако Штаты в рейтинге ниже большинства развитых европейских стран. Конституция обеспечивает принцип разделения властей.

Интересы народа защищает Конгресс, состоящий из двух палат – сената и палаты представителей. Президент, являясь главой исполнительной власти, избирается коллегией выборщиков.

Каждый штат через голосование выдвигает от своего имени определенное число выборщиков. Плюрализм выражен слабее – влияние поделено между двумя крупными партиями – республиканцами и демократами.

Плюсы и минусы демократии

Демократия основывается на идеях гуманизма, чем и обусловлены ее положительные качества для человека:

  • гарантированные права и свободы;
  • свобода на самоопределение;
  • стремление к политическому равенству.

Государство, построенное на этих принципах, стремится к мирному урегулированию конфликтов, защите собственных граждан. Решения, принятые коллективно с учетом замечаний сильной оппозиции, эффективнее, чем принятые единолично. В связи с этим, развитие демократии ведет к экономическому росту и благосостоянию общества.

Недостатки этого политического режима – продолжение его плюсов. Народным мнением можно манипулировать, вводя голосующее большинство в заблуждение. Под воздействием эмоций или обмана, общество может принять неверное решение – проголосовать за кандидата, предоставившего ложную информацию о себе, принять под воздействием пропаганды антигуманные законы.

Помимо этого, сказывается недостаток квалификации в проведении социально-экономической политики, что затрудняет участие народа в обсуждении. Система представителей, решая эту проблему, порождает другую – разрыв между политической элитой и гражданами ведет к сложностям и ограничениям в возможности повлиять на волю государства.

Теория делиберативной демократии, основанная на публичном обсуждении и принятии решений на основе консенсуса, устраняет эту проблему, но не решает остальные.

Плюрализм в определенных ситуациях способен порождать излишние конфликты. Партии и объединения, в стремлении любой ценой отстоять свое мнение, могут дестабилизировать общество.

Заключение

Стремление построить идеальное общество на данный момент не увенчалось успехом – социальные или экономические проблемы присутствуют в любом государстве.

Бесспорным остается факт, что демократическое общество, провозглашающее права и свободы личности высшей ценностью, является важным его элементом. Доступность и открытость информации позволит обществу оценить действия своих представителей, которые обязаны защищать его интересы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Именно в возможности воздействовать на проводимую государством политику, назначая и отзывая членов политической элиты, кроется сущность демократии. К сожалению, концепция не лишена серьезных минусов, не позволяющих использовать демократию в чистом виде.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Акции. Судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 930 c.
  5. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
Демократия и ее формы кратко. понятие демократии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here