Что такое палата федерального собрания. федеральное собрание рф. члены федерального собрания россии

§ 4. Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ — это парламент России, ее предста­вительный и законодательный орган, осуществляющий государствен­ную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей. Особое место парламента России в системе государственных органов РФ состоит в том, что ему принадлежит ведущая роль в представительстве интересов и воли всего нашего многонационального народа и только ему предоставлено право принимать федеральные законы как правовые акты, имеющие на всей территории страны высшую юридическую силу. Власть Фе­дерального Собрания РФ базируется на прямом волеизъявлении на­рода путем всеобщих свободных прямых равных выборов при тайном голосовании.

По своей структуре Федеральное Собрание РФ состоит из двух равноправных палат — Государственной Думы и Совета Федерации, что отражает прежде всего федеративный характер нашей страны. Хотя официально, в том числе и в Конституции РФ, деления этих палат на нижнюю и верхнюю не проводится, тем не менее, учитывая порядок прохождения законов (сперва в Государственной Думе, а затем — в Совете Федерации), ряд других обстоятельств и сложившуюся миро­вую конституционную практику, очень часто Государственная Дума именуется у нас нижней палатой, а Совет Федерации — верхней пала­той. В РФ двухпалатная структура парламента была введена лишь в 1990 г ., когда впервые в составе Верховного Совета РСФСР были об­разованы Совет Республики и Совет Национальностей (до этого РСФСР имела однопалатный парламент, хотя СССР — двухпалат­ный). Ныне, в отличие от прошлого, палаты относительно самостоя­тельны и независимы друг от друга, не имеют общего руководящего органа (президиума), имеют существенно разные компетенции, поряд­ки формирования, статусы парламентариев, очень редко проводят со­вместные заседания палат, а их взаимодействие воплощает определен­ное разделение труда внутри единого парламента на основе взаимных уравновешивающих сдержек и противовесов.

В связи с осуществлением в нашей стране принципа разделения властей, введением президентской формы республиканского правле­ния и закреплением очень сильной власти Президента РФ функции парламента по Конституции РФ 1993 г . существенно ограничены по сравнению с прошлым. Федеральное Собрание РФ ныне не обладает распорядительными функциями, а его контрольные функции сущест­венно сужены. Но и при этом парламент РФ — один из важнейших постоянно действующих государственных институтов, органов политической системы страны, место, роль и значение которого непозволи­тельно принижать в глазах общественности, что, к сожалению, проис­ходит сегодня по вине как отдельных парламентариев, так и во многом тенденциозных оценок деятельности парламента некоторыми силами и в ряде средств массовой информации.

Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим ор­ганом, палаты которого работают не на кратковременной сессионной основе, а в течение всего года за исключением отпускного периода. Палаты заседают, как правило, раздельно, самостоятельно. В отдель­ных случаях они могут собираться совместно: для заслушивания посла­ний Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступле­ний руководителей иностранных государств. Единственным совместно образуемым палатами постоянным органом Федерального Собрания РФ является Счетная палата, создаваемая для контроля за выполнени­ем федерального бюджета. Кроме того, могут создаваться согласитель­ные комиссии в случаях возникновения разногласий при принятии законов. Что же касается регламентов палат, то они разрабатываются и принимаются каждой палатой отдельно, самостоятельно. Заседания палат являются открытыми, хотя в определенных случаях, предусмот­ренных регламентом палаты, могут проводиться и закрытые заседания (ст. 99-101 Конституции РФ).

Члены Федерального Собрания РФ обладают неприкосновеннос­тью в течение всего срока их полномочий и не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключени­ем случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обес­печения безопасности других людей. Вопросы лишения депутатской неприкосновенности решаются по представлению Генерального про­курора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ (ст. 98). Как депутаты Государственной Думы, так и члены Совета Фе­дерации пользуются правом законодательной инициативы (ст. 104).

Конституционно-правовая природа Федерального Собрания — парламента России

Федеральное Собрание представляет собой избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент Российской Федерации, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Место и роль Федерального Собрания в системе разделения властей характеризуют следующие особенности:

1) Федеральное Собрание есть общенациональный представительный орган государственной власти, институт народного представительства. Народное представительство в Федеральном Собрании гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов, обеспечивающим формирование парламента в таком составе, который способен максимально отражать интересы различных групп людей, выражать общенациональные интересы, волю всего многонационального народа (всей нации) или всей совокупности российских граждан. Природа Федерального Собрания как органа народного представительства обусловлена его структурой. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума формируется из числа депутатов, избираемых всем населением страны; Совет Федерации формируется путем представительства от каждого субъекта РФ. Такой способ формирования российского парламента обеспечивает наиболее полную реализацию им функции общенационального представительного органа власти;

2) Федеральное Собрание есть законодательный орган власти РФ. Это означает, что только данный орган обладает прерогативой принимать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета — принадлежность всей власти народу и признание народа единственным источником власти (ст. 2 Конституции РФ);

3) Федеральное Собрание — это постоянно действующий орган власти (в этом находит воплощение один из важнейших принципов парламентаризма): избирается сроком на 4 года и действует на постоянной основе;

4) Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах — заседания палат, совместные заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др. В подобных формах никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции;

Читайте так же:  Временные правила наличия фиктивного банкротства. временные правила проверки арбитражным управляющим

5) Федеральное Собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс как особый порядок разработки и принятия законов; контрольный процесс как форма осуществления парламентом своих полномочий по контролю за деятельностью иных органов государственной власти; бюджетный процесс — порядок рассмотрения, утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением.

Функции Федерального Собрания. Это главные направления и сферы деятельности федерального законодательного органа государственной власти. Федеральное Собрание осуществляет следующие основные функции — законодательную, представительскую, контрольную и финансовую.

Законодательная функция Федерального Собрания проявляется в его деятельности по принятию федеральных законов. Посредством законодательной функции Федерального Собрания формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые прямо предусмотрены Конституцией РФ или же их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферы.

Представительская функция, призванная выражать волю народа — основу государственной власти, реализуется путем проведения периодических парламентских выборов, направленных на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества государственной власти к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Это значит, что представительность свойственна только парламенту, среди всех государственных институтов он выступает единственным органом общенародного представительства. Представительность выступает и как способ формирования Федерального Собрания — органа законодательной власти, и как способ его функционирования и деятельности. Важнейшая сторона представительной функции парламента — отражение в его деятельности разнообразных специфических интересов, закрепляемых в федеральных законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных его решениях.

Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего это контроль за Правительством РФ, в связи с чем Государственная Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие государственные посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Парламент реализует контрольные полномочия посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др.

Содержанием финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельность Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализация этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, через Счетную палату Федеральное Собрание осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
К содержанию книги: Конституционное право России. Смотрите также: История политических и правовых учений История отечественного.

Двухпалатная структура парламента — относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы

Федеральное Собрание РФ — это парламент России, ее представительный и законодательный орган, осуществляющий
К содержанию книги: Конституционное право. Смотрите также: Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма.

Что такое палата федерального собрания. Федеральное Собрание РФ. Члены Федерального Собрания России. Структура Федерального Собрания

Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония

Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Федеральное Собрание РФ» в других словарях:

Федеральное собрание — Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия

Федеральное Собрание — название парламента Российской Федерации. Согласно Конституции 1993 Федеральное Собрание Российской Федерации – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Состоит из двух палат Совета Федерации Федерального Собрания… … Политология. Словарь.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы … Современная энциклопедия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы … Большой Энциклопедический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993, парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Читайте так же:  Оформляем доверенность в фсс для сдачи документов. доверенность на представление интересов в фсс (об

Федеральное собрание — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Юридическая энциклопедия

Федеральное Собрание — Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

Федеральное собрание РФ — Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

Структура федерального собрания

Вернуться назад на Федеральное собрание

Структура Федерального Собрания. Состав палат. Как уже отмечалось, Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая — второй или одна нижней, а другая — верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не отметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в общественной жизни.

Это очевидное обстоятельство привело к тому, что, в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом. Широко признано также, что Совет Федерации как орган менее политизирован. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 членов).

При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 4 года, а Совет Федерации установленного срока своей регистратуры не имеет.

Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 121-ФЗ и Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Российской Федерации».

Государственные нужды
Регрессионный анализ
Гражданское общество
Фискальная политика
Инновационные проекты

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание (Парламент) — высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят: глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, мэр г.Москвы и Председатель Московской городской думы). Совет Федерации на постоянной основе не работает.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс I голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством — двумя третями голосов депутатов.

Текущая работа Государственной Думы осуществляется в Комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов.

Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым закон должен пройти не менее двух чтений.

Помимо законодательной работы Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов (счетная палата состоит из аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета).

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.

Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной комиссии, после чего законопроект вновь голосуется в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых право, а не обязанность Совета Федерации, двухнедельное молчание палаты считается согласием, и законопроект направляется на подпись Президенту.

Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

6.3. Правительство Российской Федерации

Согласно Конституции РФ и федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года Правительство России осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, Однако, это не исключает решающей роли Президента РФ в сфере исполнительной власти, поскольку решения Правительства РФ могут быть отменены Президентом России, так как именно он формирует Правительство РФ. Тем не менее, основным органом исполнительной власти все же является Правительство России, поскольку это орган общей компетенции, осуществляющий непосредственное оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.

Читайте так же:  Получаем визу в жаркую мексику. нужна ли виза в мексику в мексику нужна виза

Правительство РФ — это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства РФ его Председатель.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента России и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, оно может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ или по собственной инициативе. Освобождение oт должности Председателя Правительства РФ влечет одновременно отставку всего Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства РФ, также либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента РФ.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 1.3 закона «О Правительстве».

Согласно им Правительство Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

4) обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику; осуществляет управление федеральной собственностью;

5) разрабатывает федеральные программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

8) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы,

Правительство РФ осуществляет и иные полномочия; конкретные полномочия Правительства РФ в различных сферах перечислены в ст. ст. 14-22 Закона «О Правительстве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8822 —

| 7175 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ

Тема 5. Законодательная власть в России. Федеральное Собрание РФ.

Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства через политические партии, имеющие всероссийский статус.

В соответствии со статьей 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.

Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Поскольку в состав России входят 83 субъекта, всего членов Совета Федерации должно быть 166.

[1]

Федеральный закон от 5 ав­густа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» изменил сложившуюся в России прак­тику, когда избранные в субъектах РФ первые должностные ли­ца (руководитель законодательного (представительного) органа субъекта РФ и руководитель исполнительного органа субъекта РФ) становились членами Совета Федерации по должности.

Согласно ст. 1 Закона, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом указанные органы самостоятельно избирают (назначают) своего представителя в Совете Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представитель­ного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого года. Пред­ставитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий со­ответствующей палаты.

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Фе­дерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпалатном – председателям палат поочередно, а также груп­пе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депу­татов законодательного (представительного) органа государствен­ной власти субъекта РФ.

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном пар­ламенте – постановлением обеих палат (ст. 5).

Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом субъектом РФ (руководителем высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ (на срок его пол­номочий (ст. 4)). Решение оформляется его указом (постановле­нием), направляется в 3-дневный срок в законодательный (пред­ставительный) орган субъекта РФ.

Решение об избрании (о назначении) не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу размещается на официальном сайте принявшего данное решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет и не позднее 5 дней после вступления в силу указан­ного решения направляется в Совет Федерации.

Избранный (назначенный) член Совета Федерации в трехдневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о его избрании (назначении), копии решения соответствующего законодательного (представительного) органа о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с его избранием (назначением) членом Совета Федерации либо копии документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление о сложении полномочий депутата, а также копии приказа (иного документа) об освобождении от иных обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копии документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Читайте так же:  Получение акциза на алкоголь в россии — цена акцизных марок, процедура, требования. акцизные марки н

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня всту­пления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении ) его преемника. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение).

Избрание (назначение) членов Совета Федерации должно осуществляться не позднее 3 месяцев с начала функционирования избирающих (назначающих) их органов.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 № 21-ФЗ с 1 января 2011 года кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть только депутат:

— Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую субъекту РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение);

— законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение);

— депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта РФ.

Государственная Дума (нижняя палата)выступает как прямое представительство политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Ее численность – 450 депутатов.

В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» до 2007 года 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам. Это означало, что в каждом таком округе избирается один депутат. Результаты голосования по одномандатным округам определяются по относительной мажоритарной системе, в соответствии с которой избранным считается депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой, отдельно взятый, кандидат.

Другая половина – также 225 депутатов – избирались по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства. При такой системе избиратель голосует за список кандидатов, представленный тем или иным избирательным объединением. В списках указываются фамилии конкретных кандидатов, а депутатские мандаты распределяются пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов.

Согласно одноименному Федеральному Закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ, который вступил в силу с 7 декабря 2006 г., все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».

Существуют три основные группы полномочийпалат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов.

[3]

Законодательный процесс

Основной функцией Федерального Собрания РФ является законодательная функция. Речь не идет об абсолютном, исключительном праве парламента на законотворчество. В России, как и в большинстве современных стран, за исполнительной властью закреплено право на принятие нормотворческих актов, оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы, гораздо более широкий, чем в большинстве зарубежных стран, где правом вносить подготовленный законопроект на рассмотрение парламента обла­дают лишь депутаты и правительство, а также комитеты парла­мента. Комитеты российского парламента не обладают правом законодательной инициативы: законопроекты, вносимые депутатами, носят авторский характер. Не исключена совместная деятельность субъектов законодательной инициативы.

Федераль­ное Собрание РФ обладает исключительным правом принимать федеральные за­коны, которые вслед за Конституцией РФ имеют высшую силу и прямое действие на всей территории РФ, им должны следо­вать все без исключения государственные органы, обществен­ные организации, должностные лица, граждане.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума иг­рает основополагающую роль в законодательном процессе. Законодательный процесс – установленный законами и рег­ламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимо­действие всех участников законотворчества (рис. 10.2).

Начальной точкой законодательного процесса является законодательная инициатива – в процессуальном праве она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровож­дающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

Конституция РФ (ст. 104) право законодательной инициативы предос­тавляет Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Феде рации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ. представительным органам субъектов РФ, а также Конституци­онному, Верховному, Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их компетенции.

Следующий этап после внесения законопроекта в Государственную Думу – рассмотрение законопроекта этой палатой. Рег­ламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т.п.

Третий этап законодательного процесса – принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450) и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Обязательному рассмотрению Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Читайте так же:  Бюджетные правоотношения и их субъекты. понятие, виды бюджетных правоотношений. отличительные черты

Заключительный этап законодательного процесса – промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего пуб­ликуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит испол­нению. Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, являет­сянеобходимым условием его вступления в силу (в действие).

Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится (ст. l07) о том, что принятый федеральный закон втечение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания иобнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он бу­дет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государст­венной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность пре­одоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписа­нию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

Следует подчеркнуть, что федеральные конституционные за­коны принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56), о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65, ч. 2), о референдуме (ст. 84, п. «в»), о ре­жиме военного положения (ст. 87, ч. 3) и др.

Другие важные направления законодательной деятельности Федерального Соб­рания – принятие бюджета и иные финансовые полномочия; контроль за деятельностью Правительства; полномочия по ратификации и денонсации международных до­говоров. РАССМОТРЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

Что такое палата федерального собрания. Федеральное Собрание РФ. Члены Федерального Собрания России. Структура Федерального Собрания

Федеральное собрание — Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия

Федеральное Собрание — название парламента Российской Федерации. Согласно Конституции 1993 Федеральное Собрание Российской Федерации – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Состоит из двух палат Совета Федерации Федерального Собрания… … Политология. Словарь.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы … Современная энциклопедия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы … Большой Энциклопедический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993, парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Федеральное собрание — ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Юридическая энциклопедия

Федеральное Собрание РФ — Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

Федеральное Собрание — Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральное собрание РФ — Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

  2. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

  3. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
  5. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
Что такое палата федерального собрания. федеральное собрание рф. члены федерального собрания россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here