Что относится к контролирующим органам. органы государственного контроля рф. органы финансового конт

Органы государственного финансового контроля в России

1.Функции органов государственного финансового контроля Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

1. Президент РФ. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

2. Главное контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

3.Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и регулирования бюджетных процессов;

приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случаях непредставления органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

налагать на банки или иные кредитные учреждения штрафные санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов, или перечисления средств из этих фондов на счета получателей; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Для усиления контроля за исполнением доходной части бюджета в Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы налогового контроля.

5. Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ

Представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Структура МНС РФ организована по функциональному и территориальному признакам. Основными подразделениями налоговых органов являются отделы и сектора. Функциональные управления (отделы, сектора) образованы в зависимости от вида налога (например, Управление косвенных налогов), категории плательщика (Управление налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности), формы собственности (Управление налогообложения негосударственных организаций), объема платежей и других факторов. Основные задачи МНС РФ: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Основная:

1. Богатая, И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит: учебник / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова.- Ростов н/Д: Феникс — 2009

[2]

2.Сабитова Н.Г. Государственный финансовый контроль: учебник/ Н.Г. Сабитова.- М: Рид Групп.- 2012.- 512 с.

Вопрос 3. Органы финансового контроля, их задачи и полномочия

Читайте также:

  1. I вопрос.
  2. II вопрос.
  3. III вопрос.
  4. III. Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка.
  5. IV. Исполнительные органы местного самоуправления
  6. NP-полные и NP-трудные задачи
  7. Автоматизация предприятия. Задачи автоматизации
  8. Актуальные задачи развития вооруженных сил РФ.
  9. Анализ выполнения финансового плана
  10. Анализ финансовых результатов и финансового состояния деятельности предприятия
  11. Анализ финансовых результатов и финансового состояния деятельности предприятия
  12. Анкетирование и вид вопросов.

В соответствии с БК РФ и другими законодательными и норма­тивными актами государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государ­ственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полно­мочиями и образуют целостную систему, представленную на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Система органов государственного финансового контроля в Российской Федерации

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.

Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным зако­ном от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Феде­рации», хотя исторически она ведет свое летоисчисление еще с середи­ны XVII в. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффектив­ности и результативности расходования государственных средств, ис­пользования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ соз­дают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществля­ют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе конт­роль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Контрольное управление Президента РФ (создано соответству­ющим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функ­ции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органа­ми исполнительной власти и организациями федеральных законов касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений; а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государствен­ного финансового контроля, включая порядок его организации, осу­ществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.

Читайте так же:  Подписанный президентом закон вступает в силу. когда федеральные законы вступают в силу

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в об­ласти валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законно­сти и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законода­тельства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публич­ной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными бир­жами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, фор­мирует единую информационную систему контроля и надзора в фи­нансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет конт­рольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она про­водит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхово­го законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и ана­лиз отчетности профессиональных участников страхового рынка, обоб­щать практику страхового надзора и работать над совершенствовани­ем надзорного законодательства в области страхового дела.

[3]

Важным органом государственного финансового контроля высту­пает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получате­лей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящих операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого ис­пользования бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит опе­рации и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов. Сейчас перед ними стоит задача заверше­ния перехода на обслуживание местных бюджетов.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств вы­ступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установ­лено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевремен­ного возврата бюджетных кредитов предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами прове­дения финансовых проверок подведомственных бюджетных учрежде­ний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, кото­рые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обраще­нии и кредитно-банковский надзор. Банк России осуществляет жест­кий контроль наличных денег в обращении (денежного агрегата М0) и мониторинг других элементов предложения денежной массы в экономике (денежных агрегатов М2, М3 и т.д.), а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче, продлении или отзыве лицензий банкам и аудиторским организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов (формирования банковского капитала и банковских резервов, структуры активов, уровня кредитных рисков и др.), в мони­торинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а такт же их возможности участия в системе страхования вкладов населения;, в контроле незаконной легализации (отмывания) банками денежных средств юридических и физических лиц, полученных преступным пу­тем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявлен­ных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Валютный контроль осуществляется не только Банком России, но и Минфином России. Он предполагает контроль соблюдения валютно­го законодательства, выполнения лицами обязательств перед государ­ством в иностранной валюте, обоснованности платежей в валюте, пол­ноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям и т.д.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет конт­роль и надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг в процессе выдачи, продления или отзыва лицензий, конт­роля соблюдения участниками рынка специального законодательства (о ценных бумагах, операциях с ними, деятельности участников фондо­вого рынка и т.д.), в процессе надзора за соблюдением установленных правил торговли ценными бумагами, требований, норм и нормативов к капиталу, страховым резервам, уровню страхового риска и т.д., а также в ходе мониторинга финансовой устойчивости и платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг и других контроль­но-надзорных действий. При выявлении нарушений названная федераль­ная служба вправе отозвать лицензии у участников финансового рынка.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами за­конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслежи­ванием крупных единовременных расходов населения с целью проти­водействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимо­стью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Ком­мерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, про­фессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о назван­ных операциях и сделках. Накопленная службой информация подле­жит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступ­лениям и в другие государственные силовые структуры.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведе­ния таможенного контроля. Последний включает в себя контроль ис­полнения таможенного законодательства, контроль перемещения то­варов, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможен­ную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установлен­ные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

Органы негосударственного финансового контроля различают­ся по его видам. Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского конт­роля. К ним относятся профессиональные аудиторские организации (фирмы, компании), индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица. Их деятельность и полномочия (зада­чи, права, обязанности) регламентируются Федеральным законом от 7 ав­густа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими нор­мативными актами, обязательным лицензированием, аттестацией и аккредитацией аудиторских организаций и отдельных аудиторов, а так­же стандартизацией аудиторской деятельности. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и индивидуально­го аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и в определен­ных случаях государственных унитарных предприятий и организаций (см. выше). По всем прочим организациям аудит носит инициативный характер, т.е. проводится по инициативе заказчика, которым могут быть и органы публичной власти (для проверки организаций, использую­щих бюджетные средства).

Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются: органы управления субъекта хозяйствования (дирекция, совет директо­ров и т.д.), администрация организации, специализированные контроли­рующие службы, отделы или работники (например, отделы внутреннего контроля или аудита), ревизионные комиссии (являются обязательными для акционерных обществ и некоторых не бюджетных некоммерческих организаций). Состав и структура органов внутрихозяйственного конт­роля определяются, как правило, решением собственников организации или ее руководителя, за исключением финансовых институтов, для ко­торых органы внутреннего контроля являются обязательными (напри­мер, коммерческие банки). Внутрихозяйственный контроль органи­заций может осуществляться по инициативе их руководства сторонней аудиторской фирмой (аудитором) на договорных условиях.

Читайте так же:  Отказаться от патента до начала его действия. как отказаться от патента ип. когда патент у ип есть

Органами общественного контроля могут быть Общественная палата РФ, отраслевые профессиональные союзы, попечительские советы (например, в сфере образования), Общественный совет по инвести­рованию средств пенсионных накоплений и другие общественные орга­низации. Деятельность этих органов финансового контроля направлена на защиту финансовых интересов отдельных групп населения страны.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1605 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Система органов государственного финансового контроля

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 г.

Незначительные изменения в нее были внесены в 1998 и 2004 г. Декларация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организации, и направлена на обеспечение максимальной независимости контрольных органов.

При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные ВБФ и унитарные предприятия, а также хозяйствующие субъекты всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или ВБФ.

Основаниями для создания контрольных органов государственного финансового контроля служат Конституция, БК РФ, указы Президента РФ, другие законодательные и нормативные акты.

В БК РФ определены следующие органы финансового контроля:

1. Законодательные и представительные органы местного самоуправления, которые осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

2. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В Российской Федерации, на федеральном уровне финансовый контроль осуществляют: Главное контрольное управление Президента, Федеральное собрание, Счетная палата, Правительство, Министерство финансов, Контрольно-ревизионное управление, Центральный банк, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, и т.д.

На уровне субъекта РФ функции финансового контроля возложены на счетную (контрольно-счетную) палату, финансовый орган и казначейство субъекта РФ, а также на территориальные органы федеральных министерств и ведомств, управление Федерального казначейства, КРУ, региональные таможенные управления, отраслевые органы управления — главных распорядителей и распорядителей средств бюджета субъекта РФ, территориальные ВБФ.

На муниципальном уровне финансовый контроль осуществляет счетная палата муниципального образования, финансовое управление (отдел) и казначейство администрации муниципального образования, отраслевые органы управления — распорядители средств местного бюджета, местные отделения территориальных органов, федеральных министерств и ведомств, местные отделения территориальных органов ВБФ.

Определенные виды финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, действующее на основании Указа Президента РФ № 383 от 16.03.1996 г.

Среди его функций – контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов РФ, рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

Для усиления контроля со стороны парламента за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных ВБФ, в соответствии с законом РФ от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ.

Счетная палата находится в системе законодательных органов власти, подотчетна Федеральному собранию, взаимодействует с Президентом РФ и его администрацией, двумя палатами Федерального собрания, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, с правоохранительными и иными органами исполнительной власти.

Возглавляет Счетную палату председатель, которого утверждает Государственная дума РФ.

Основные задачи Счетной палаты:

1. Определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

2. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных ВБФ;

3. Проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, финансируемые за счет средств бюджета;

4. Осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

В субъектах РФ созданы аналогичные контрольно-счетные палаты, которые контролируют деятельность всех юридических лиц — государственных органов и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих свою деятельность за счет средств регионального бюджета, включая региональные ВБФ.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов.

Правительство РФ на основании Конституции и Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации» № 2 –ФКЗ от 17.12.1997 г. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Особая роль принадлежит парламентскому контролю, который осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их комитеты и комиссии (Комитет по бюджету и налогам и др.).

Основными органами государственного контроля со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов РФ.

В системе финансовых государственных органов основное место отводится Министерству финансов (МФ) РФ, которое осуществляетфинансово-бюджетный контроль через свои департаменты, управления, отделы.

Основные задачи Министерства финансов:

1.Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

2. Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

3.Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения в установленном порядке;

4. Составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

5. Управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

ЗадачиМинистерства финансов РФ включают выработку единойгосударственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу), кредитной, денежной политики.

Министерство финансов контролирует деятельность главных распорядителей и получателей средств в целях обеспечения исполнения федерального бюджета.

Эффективность деятельности Министерства финансов может быть различной, в зависимости от разделения полномочий в сфере финансового контроля за исполнением федерального бюджета, между службами контроля и надзора отнесенными к ведению данного министерства, и разграничена между соответствующими департаментами.

Оперативный контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляетКонтрольно-ревизионное управлениеи его органы, которые в субъектах РФ выполняют следующие основные функции:

1. Проводят в пределах своей компетенции ревизии и проверки поступления и расходования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;

2. Осуществляют документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

3. Осуществляют контроль в соответствии с поручениями МФ РФ за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок (кроме аудита в банковской системе).

Центральный банк (ЦБ) РФ – один из органов государственного аппарата, на которые возложен государственный финансовый контроль за осуществлением банковского регулирования и надзор за деятельностью кредитных организаций.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Читайте так же:  Где восстановить аттестат. как восстановить аттестат о среднем образовании

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) – осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзоравыполняет функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства РФ; ведет Единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела, выдает разрешения на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций в сфере страхового дела.

Федеральная служба по финансовому мониторингу(Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Контрольные вопросы:

1. Что является объектом и предметом финансового контроля.

2. Назовите критерии классификации финансового контроля.

3. Назовите основные задачи финансового контроля.

4. С помощью, каких методов осуществляется финансовый контроль.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Опишите систему органов государственного финансового контроля.

6. Какие основные задачи решает Министерство финансов.

Основные органы государственного финансового контроля

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ РФ. Контролирующие функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств. При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

При Представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума) действуют:

— Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ.

— Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.

Контроль органов исполнительной власти осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах. На него возложены обязанности: контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения; контроль за состоянием государственных финансов в целом; контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ; контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.

К специализированным органам финансового контроля относятся:

Федеральная налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции).

Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора.

Центральный банк России и его структурное подразделение Департамент банковского надзора.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и ведомств.

Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.

Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

— Проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении.

— Обследование основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.

— Экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу.

— Ревизия — наиболее распространенный метод бюджетного контроля — это комплекс взаимосвязанных проверок финансовохозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

Читайте так же:  Законодательная власть реализуется. особенности законодательной власти

— комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;

— тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений — в следственные органы.

Негосударственный финансовый контроль включает:

— внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль(проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;

— аудиторский финансовый контроль — контроль, осуществляемый независимой профессиональной организацией — аудиторской фирмой. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все акционерные общества и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.

Органы государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля с точки зрения их организации включают полномочные органы государственного финансового контроля, органы государственного финансового контроля федеральных органов государственной власти, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельными функциями государственного финансового контроля, соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти с отдельными контрольными полномочиями.

Органы финансового контроля классифицируются по:

• принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль), органы парламентского контроля, независимые органы финансового контроля;

• вертикальному уровню власти — федеральные контрольные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации;

• характеру функций и объему компетенции — общефункциональные, специализированные общей компетенции и ограниченной компетенции, внутриведомственные;

• способу образования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования, назначаемые в административном порядке.

Правовую базу органов государственного финансового контроля составляют соответствующие части cm. 101 и 114 Конституции Российской Федерации, Бюджетныйкодекс Российской Фе- дерации,федеральныезаконы«ОПравительстве Российской Федерации» от 17декабря 1997г. №2-ФЗс последующими изменениями и дополнениями,«О Счетнойпалате Российской Федерации» от 11 января 1995г. № 4-ФЗ,«0 Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вредакции Федерального закона от26апреля 199$г. № 65-ФЗс последующими изменениями и дополнениями, «О финансовых основахместного самоуправления в Российской Федерации» от25 сентября1997г. №126-ФЗспоследующими изменениями и дополнениями.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства и его органами в субъектах Российской Федерации, Департаментом государственного финансового контроля и аудита и контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации), Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Центральным банком Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, а также эффективным использованием федеральной собственности.

Помимо органов, осуществляющих контрольно-ревизионную работу в финансовой сфере, имеются органы, выполняющие специализированные функции контроля. К ним следует отнести Главное контрольное управление при Президенте Российской Федерации, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений.

Главноеконтрольноеуправлениепри Президенте Российской

Федерации вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. В то же время оно не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

Эффективность контрольной деятельности Главного контрольного управления при Президенте Российской Федерации высока. Так, только за 1999 г. им вскрыты факты нецелевого использования средств на сумму около 5,9 млрд руб. и 468 млн долл. США, возвращено в бюджеты всех уровней 76,5 млн руб. С учетом материалов проверок Главного контрольного управления приняты два федеральных закона, шесть постановлений Правительства Российской Федерации, 32 нормативных правовых акта органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации — конституционный орган, создаваемый Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с целью осуществления независимого контроля за исполнением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации является единственным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которого определены федеральным законодательством — Конституцией Российской Федерации, Бюджет — ным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетнойпалате Российской Федерации», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют ее компетенцию. Это означает, что право осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, предоставленное только Счетной палате, одновременно является и ее обязанностью.

Отметим, что Счетная палата Российской Федерации — также единственный в стране орган государственного финансового контроля, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.

По своему правовому статусу Счетная палата является независимым органом государственного финансового контроля. Она самостоятельно формирует свой план работы и графики контроля, в обязательном порядке представляет Федеральному Собра- нию Российской Федерации заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации:

• позволяют полностью и всесторонне охватить контрольными мероприятиями бюджетный процесс;

• распространяются на все государственные органы, учреждения и организации федерального подчинения, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

• обеспечивают Федеральное Собрание Российской Федерации объективной, достоверной и квалифицированной информацией о состоянии исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Основными задачами Счетной палаты Российской Федерации являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

2) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Читайте так же:  Увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта. увольнение военнослужащего по несоблюдению усл

3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) анализ выявленных отклонений от утвержденных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;

5) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебю-

джетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Объем средств федерального бюджета, подлежавших контролю Счетной палаты Российской Федерации, в 2000 г., например, составил 855 млрд руб., или шестую часть валового внутреннего продукта России. Счетная палата вправе также проводить ревизии и проверки бюджетов субъектов Российской Федерации — получателей финансовой помощи из федерального бюджета.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, руководителям органов государственной власти и проверяемых организаций направляются обязательные для исполнения представления и предписания Счетной палаты по устранению выявленных нарушений, совершенствованию организации бюджетного финансирования, возмещению в доход федерального бюджета установленных контрольными мероприятиями средств федерального бюджета, израсходованных не по целевому назначению.

Центральное место среди органов государственного финансового контроля исполнительной власти занимает Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения, наделенные контрольными полномочиями.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе Минфина России в последние годы произошли структурные преобразования, касающиеся контрольной деятельности.

В 1998 г. Контрольно-ревизионное управление, осуществлявшее финансовый контроль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выделено в самостоятельную федеральную службу путем преобразования его в Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, в обязанности которого вошел финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской ФедерацииЮмерахпо оптимизации структурытерриториальных органовМинистерства финансов Российской Федерации» от 5 ноября 1999 г. № 1231 финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с 1 января 2000 г. выведе-

[1]

ны из системы территориальных финансовых органов Минфина России. В результате этого полномочия финансового контроля за средствами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления перешли к финансовым органам областного и местного уровней.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования. Например, в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях (cm. 138, 140, 268) Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, восстанавливается контрольная финансовая вертикаль, позволяющая сократить нарушения в финансовой сфере.

Минфин России организует контрольные мероприятия по проверке юридических лиц — получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Оно располагает широкими полномочиями в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, смет расходов главных и нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов, аккумуляции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также в осуществлении контрольно-ревизионной работы в организациях, учреждениях различных форм собственности — пользователей бюджетных средств. В круг обязанностей Минфина России вошел и контроль за соблюдением бюджетного законодательства кредитными организациями. Эта функция имеет важное значение, поскольку в последние годы бесконтрольная деятельность коммерческих банков и иных частных кредитных организаций наносила значительный ущерб не только государству, но и отдельным экономическим субъектам, а также гражданам.

В 1999 г. Департаментом государственного финансового контроля и аудита и контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации проведено 48 тыс. проверок. В результате было выявлено нецелевое использование средств только по федеральному бюджету в размере 15 млрд руб. Органами КРУ Минфина России было передано более 9 млн дел в правоохранительные органы на общую сумму более 17

млрд руб. По этим материалам возбуждено свыше 3 млн уголовных дел.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6марта 1998 г. № 273, предусмотрены его права ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прекращать финансирование организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета; взыскивать в установленном порядке с организаций средства, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа.

Широкими контрольными полномочиями наделены Главное управление федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы. Основными задачами его в сфере финансового контроля являются организация и осуществление контроля за исполнением бюджета и федеральных внебюджетных фондов. На него возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормами. В целях укрепления финансовой дисциплины федеральное казначейство Минфина России производит проверки, связанные с зачислением, перечислением и использованием бюджетных средств любого уровня, в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных кредитных учреждениях любой формы собственности.

1. В чем заключаются роль и значение государственного финансового контроля?

2. Дайте определение контроля вообще и государственного финансового контроля в частности.

3. Перечислите задачи государственного финансового контроля.

4. Что включает в себя механизм организации государственного финансового контроля?

5. Назовите субъект, объект и предмет государственного финансового контроля.

6. Какие признаки лежат в основе классификации финансового контроля?

7. Раскройте сущность видов и форм финансового контроля.

8. Перечислите основные методы государственного финансового контроля.

9. Назоэите органы государственного финансового контроля.

10. Перечислите задачи и полномочия Счетной палаты Российской Федерации.

11. Расскажите о роли Главного контрольного управления при Президенте Российской Федерации в финансовой сфере.

Видео (кликните для воспроизведения).

12. Перечислите основные полномочия Минфина России и его структурных подразделений в сфере финансового контроля.

Источники


  1. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.

  2. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  3. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
  5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
Что относится к контролирующим органам. органы государственного контроля рф. органы финансового конт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here