Был принят суверенитет. государственный суверенитет рф

Был принят суверенитет. Государственный суверенитет рф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Юридический словарь

Государственный суверенитет — см. Суверенитет … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Юридическая энциклопедия

Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Выступая признаком… … Большой юридический словарь

Государственный суверенитет — (фр. souveraineté верховная власть) это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

государственный суверенитет — см. суверенитет. * * * см. Суверенитет … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а т.ж. подчинение государства властям иностранных государств в сфере… … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Энциклопедия юриста

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см.: Суверенитет … Энциклопедический словарь конституционного права

3.3 Государственный суверенитет рф

Государственный суверенитет — это исходящая от народа верховная власть, состоящая в самостоятельном осуществлении государственных функций в рамках национального и международного права. Несмотря на то, что верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти могут проявляться в различных сферах общественной жизни: в экономике, законодательстве, внутренней и внешней политике, — суверенитет един и неделим.

Согласно устоявшемуся в конституционном праве подходу народ, нация и государство выступают субъектами суверенитета. Отдельными компонентами суверенитета государства являются народ и территория.

Категория суверенитета наиболее важна для федеративного государства, поскольку предполагает конкретизацию объема прав, которыми должна обладать Федерация для обеспечения ее государственного суверенитета. Наличие неотчуждаемых прав Федерации гарантирует сохранение государством его суверенитета.

Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочий государства, тот необходимый минимум, без которого не может существовать суверенное государство. Если суверенитет как определенное свойство государственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может быть речи о его сужении или расширении), то суверенные права — более подвижная категория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства.

К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся: верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);

Территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

Право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. ч. 1 ст. 71 Конституции РФ единые вооруженные силы (п.ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

Единство экономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (п. ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75Конституции РФ);

Исключительное право на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п. ч. 1. ст. 71 Конституции РФ);

Управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. ч. 1 ст. 71 Конституции РФ). 24

Российский федерализм характерен тем, что несмотря на четкую определенность положений Конституции РФ об исключительном обладании государственным суверенитетом Российской Федерацией, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации, по-прежнему продолжают считать себя суверенными государствами, как это закреплялось в республиканских декларациях о государственном суверенитете 1990—1992 гг. и нашло отражение в Федеративном Договоре 1992 года, республиканских конституциях и других документах.

Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства — государственный флаг, герб, гимн. В Российской Федерации они устанавливаются федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят. Сейчас государственная символика России определена указами Президента РФ.

Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы Российской Федерации, поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях государства. Столицей России является город Москва, статус которой определяется федеральным законом. 26

Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом

Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

[3]

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Читайте так же:  Заказчик не платит по договору. что делать долг по госконтракту не платят по 44 фз

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы; Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации. Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

  • в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
  • в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что «власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне – зависимостью его от международного общения, изнутри от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться»1), т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти
Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни»1).

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации.

В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций.

В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Читайте так же:  Понятие административного права, виды, нормы и т. д. понятие, принципы, функции административного пра

Итак, государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела.

Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9162 —

| 7240 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§ 5. Народный суверенитет и государственный,

Характеризуя понятие «народный суверенитет» («власть народа»), коснемся его соотношения с понятиями «государственный суверенитет» («суверенитет государства») и «национальный суверенитет» («суверенитет нации»).

Суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости .

Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности. Никому более эта возможность не принадлежит.

Единство государственной власти означает обладание ею на всех уровнях осуществления одинаковыми сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной масти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность (взаимное дополнение друг друга, по мощь — порой все это называют субсидиарностью), исключающие противопоставление государственных органов друг другу.

Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (например, политических партий, движений, органов местною самоуправления), так и от иностранных государств и международных организаций. Разумеется, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается и внутри страны, и извне, но ограничение государственной власти и подмена ее функций какими-либо внутренними или зарубежными структурами невозможны.

Некоторые авторы, которые пишут о государственном суверенитете, предпочитают различать суверенитет государства и суверенитет («суверенность») государственной власти. Полагаем, что в таком подходе много надуманного. Если государство суверенно, из этого его свойства исходят и органы данного государства, т. е. суверенитет государства предполагает и суверенитет государственной власти, он проистекает из суверенитета государства. Конечно, в мире есть немало примеров, когда государство существует, что называется, «на бумаге», его суверенитет не столько реален, сколько формален (маленькие княжества, экономически зависимые страны и др.). И все же официально это независимые государства, и от их имени суверенно действуют органы государственной власти, предусмотренные в конституциях государств. Естественно, нельзя даже теоретически конструировать суверенность органов государственной власти как их независимость от самого государства. Что же касается независимости (самостоятельности) органов государства друг от друга при реализации своих функций, это проявление не суверенитета. а обычного разделения властей.

Итак, суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении — на всю территорию государства. Конституционные основы суверенитета государства отражены в ряде статей Конституции РФ. Так, согласно ст. 4 «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1). Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ч. 2). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3).

В соответствии со ст. 67 территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Национальный суверенитет выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни -как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции и т. д.), так и связанные с отношениями с другими нациями, народностями, созданием своего государства, национально-государственной (автономной) единицы или отказом от их образования, вхождением в состав какого-то государства или существованием в качестве независимого государства.

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же самостоятельны. Но в принципе народный суверенитет как

осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и государственного суверенитета, и национального суверенитета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как говорилось выше, народный суверенитет воплощается во власти народа в ее государственных и негосударственных формах. Естественно, что реализации народною суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государствоподобного образования, поскольку только в этом случае воле народа придается государствен необязательная сила. Но и в рамках государства народ все равно остается главной решающей силой, а не придатком государства.

Таким образом, суверенитет государства и национальный суверенитет всегда корреспондируют народному суверенитету, а народом в масштабах страны считается совокупность всех граждан данного государства независимо от их национальной

Читайте так же:  Обязательные документы при увольнении в году. справки для работника при увольнении по собственному ж

принадлежности. Корреспондируя суверенитету народа, суверенитет государства может корреспондировать и национальному суверенитету, т. е. наряду с интересами народа как объединения всех граждан государство одновременно воплощает интересы (суверенитет) главной (титульной) нации. Ни государственный суверенитет, ни национальный суверенитет не могут быть выше народного суверенитета, они являются формами учета и выражения интересов народа в целом применительно к государственной организации или межнациональным отношениям (к вопросу о государственном и национальном суверенитете мы еще вернемся при рассмотрении федеративного устройства России).

Понятие суверенитета и его виды. Декларация о суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Территория РФ. Государственные символы России

Читайте также:

  1. B. Понятие должностного лица
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Понятие гос. службы.
  6. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  7. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  8. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  9. I.Понятие и значение конституционного контроля
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. V Понятие звуковой культуры речи, причины неправильного произношения у детей.
  12. V понятие права

СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суверенитет – состояние независимости публичной власти в решении внешних и внутренних проблем.

Суверенитет бывает трёх видов: базовый – народный (выражается в способности народа создать собственное государство); государственный и национальный.

Суверенитет государства закрепляется следующими положениями:

— Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию;

— Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;

— РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

ДЕКЛАРАЦИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ РСФСР от 12 июня 1990 года

Декларация провозгласила РСФСР суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами.

Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы.

Для обеспечения гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

— полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

— верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

— исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

— полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

— право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

[2]

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Государственная территория – это часть земного шара, которая принадлежит определенному государству. Территория – неотъемлемый признак государства, пространственный предел его юрисдикции.

Суверенитет России распространяется на всю ее территорию в рамках Государственной границы. Государство распоряжается своей территорией самостоятельно.

Территория РФ включает в себя территории ее субъектов. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории России.

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

Сухопутной территорией России является вся суша, находящаяся в пределах государственной границы. Россия является самым большим государством в мире. Её площадь составляет 17 млн. км.

Водная территория включает внутренние воды и территориальное море РФ – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль.

Находящиеся под сухопутной и водной территорией России недра также входят в состав ее территории.

Воздушную территорию России составляет ее воздушное пространство, находящееся в пределах сухопутных и воздушных границ.

Арктическим сектором каждого государства Арктики является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией – меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства.

За пределами национальной территории государств мира находится открытое море, Арктика и Антарктика, воздушное пространство над ними, космос. Эти пространства составляют достояние народов мира, использование которых регулируется нормами международного права. Суверенитет государств не распространяется на объекты, находящиеся вне Земли.

Читайте так же:  Три ступени обжалования судебного решения. порядок обжалования решения районного суда по гражданском

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1309 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Суверенитет Российской Федерации

Государство как официальный представитель народа в состоя­нии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и ин­тересы в полном объеме только тогда, когда оно является суве­ренным. Под суверенитетом государства понимается верховенст­во и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойст­во государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. На­род является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государст­венного суверенитета, ибо любое ущемление независимости го­сударства, умаление верховенства власти означает нарушение ко­ренных интересов народа, создает источники внутренних или ме­ждународных конфликтов.

Верховенство государственной власти — это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей па­раллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная леги­тимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых выс­шими органами государственной власти.

[1]

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечи­вать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каж­дого государственного органа действовать в пределах своей кон­ституционной компетенции. Эта самостоятельность государст­венной власти обеспечивается отсутствием зависимости (полити­ческой, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства — неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъ­ектности. По этой причине первые демократические конститу­ции четко закрепляли неделимость суверенитета. Например, Конституция Франции 1791 г. устанавливала: суверенитет «един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем». Но после Второй мировой войны цивилизованный мир осознал необходимость создания мирового сообщества. Та же Франция в преамбуле Конституции 1946 г. (эта преамбула не претерпела изменений и рассматривает­ся как часть действующей Конституции) установила, что она «со­глашается на условиях взаимности с ограничениями суверените­та, необходимыми для организации и защиты мира». Аналогич­ные положения были включены в конституции ряда других стран, что, в частности, позволило создать Европейский Союз.

Эти тенденции обошли Россию, которая, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет и не вы­ступала как субъект международного права. Восстановление су­веренитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народ­ных депутатов принял Декларацию о государственном суверени­тете РСФСР. Хотя в Декларации выражалась решимость создать демократическое государство в составе обновленного СССР, оче­видный смысл провозглашенного суверенитета состоял в стрем­лении обеспечить свою независимость в первую очередь по отно­шению к СССР. Подтверждение государственного суверенитета было внесено в преамбулу действовавшей Конституции РСФСР.

Конституция 1993 г. содержит новые подходы к суверенитету государства. За лаконичностью ст. 4 чувствуется обеспокоенность в связи с возникновением центробежных тенденций и стремле­ние обеспечить территориальную целостность государства. Поло­жение о государственном суверенитете следует сразу же за стать­ей, в которой закреплен суверенитет народа, — этим подчеркива­ется их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в сле­дующих трех положениях:

суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенст­во на всей территории России;

Российская Федерация обеспечивает целостность и непри­косновенность всей территории.

Эти формулировки особенно важны для понимания нового российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть каких-либо иных суве­ренитетов, что субъекты Федерации, даже имеющие статус госу­дарства, могут рассматриваться только как обладающие само­стоятельностью в пределах своих полномочий. Это, кстати, соот­ветствует ст. 73 Конституции, которая предоставляет субъектам Федерации «всю полноту государственной власти», но только за вычетом полномочий по предметам ведения Федерации и полно­мочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъ­ектов. Последние, таким образом, не обладают суверенитетом, и любые попытки того или иного субъекта Федерации утвердить себя как суверенное государство противоречат Конституции РФ, да и здравому смыслу. Самопровозглашенный суверенитет несо­вместим с признанием верховенства федеральной Конституции.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. указано: «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо мно­гонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо сувере­нитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существова­ние двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и неза­висимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Рос­сийской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномо­чия, а также конституционно-правовой статус и полномочия респуб­лик не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлени­ем многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, консти­туировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве».

В таком же соотношении находятся Конституция РФ и феде­ральные законы, с одной стороны, и все нормативные акты субъ­ектов Федерации — с другой. Положение о «верховенстве на всей территории Российской Федерации» не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с кон­ституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Российский федерализм — это не многовластие, а ясное разделение полномо­чий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст. 5 в связи с этим закрепляется положение о го­сударственной целостности и единстве системы государственной власти.

Читайте так же:  Компенсация отпуска по срочному трудовому договору. увольнение по срочному трудовому договору порядо

Государственная целостность — одна из основ конституцион­ного строя Российской Федерации. Она закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б») Конституции РФ. Конституци­онный Суд РФ в постановлении от 31 июля 1995 г. отметил: «Го­сударственная целостность — важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод».

Закрепляя принцип целостности территории Российской Фе­дерации, Конституция дает ясно понять, что отделение каких-ли­бо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспе­чению целостности государства. Это диктуется тем, что в силу длительного развития России как единого государства, создания единого экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смеше­ния этносов любая часть территории России не может рассмат­риваться как собственность одной нации. Сепаратизм противоре­чит ценностям правового государства и интересам самих наро­дов, тормозит экономический Социальный прогресс, который в наше время возможен только в условиях максимальной интегра­ции народов. Эти положения выражают волю всего многонацио­нального народа России, принявшего данную Конституцию.

Конституционная цель сохранения целостности России как исторически сложившегося государства согласуется с общепри­знанными международными нормами о праве народа на самооп­ределение. Из принятой ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые дей­ствия, которые вели бы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суве­ренных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».

Важный аспект суверенитета — неприкосновенность террито­рии. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что на­рушение или притязание на территорию любого региона являет­ся тем самым нарушением суверенитета Российской Федерации и влечет соответствующие меры с ее стороны. Понятие террито­рии Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суве­ренитет России также распространяется на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону, однако права и юрисдикция здесь определяются законом и международным правом.

Для понимания отношения Российской Федерации к своим границам важное значение имел Указ Президента РФ от 5 октяб­ря 1996 г., утвердивший Основы пограничной политики Россий­ской Федерации. «Пограничная политика страны, — отмечается в Основах, — направлена на обеспечение суверенитета, непри­косновенности и целостности территории, защиту национальных интересов Российской Федерации в ее пограничном пространст­ве». В Основах содержатся принципы пограничной политики страны: взаимное уважение суверенитета, территориальной цело­стности государств и нерушимости границ; приоритет нацио­нальных интересов Российской Федерации в пограничном про­странстве; мирное разрешение пограничных конфликтов; уваже­ние прав и свобод человека и гражданина. Отмечается, что Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и что отвергаются любые территориальные притязания к России со стороны соседних государств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конституция прямо не устанавливает делимость государствен­ного суверенитета с мировым сообществом. Однако этот прин­цип, свойственный многим современным государствам, по суще­ству, как бы содержится в Конституции, хотя и не относится к основам конституционного строя. Так, ст. 79 гласит, что Россий­ская Федерация может участвовать в межгосударственных объе­динениях и передавать им часть своих полномочий в соответст­вии с международными договорами, если это не влечет ограниче­ния прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. В этой формулировке заложены принцип взаимности уступок полномо­чий (в соответствии с договорами) и четкие пределы таких усту­пок: не ограничивать права и свободы и не противоречить осно­вам конституционного строя.

Источники


  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  3. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.
  4. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Был принят суверенитет. государственный суверенитет рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here