Аттестация проводится. аттестация что такое, порядок проведения. квалификационная категория

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

Анна Монкина
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

1. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

2. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — аттестационные комиссии)*(4).

3. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

4. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо

направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

5. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

[3]

6. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

7. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

8. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях

установления высшей квалификационной категории по той же должности.

9. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

10. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

11. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

12. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

13. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

[2]

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

14. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

15. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

16. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

17. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

Читайте так же:  Оценка ущерба после залива квартиры. независимая оценка ущерба после затопления квартиры

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

18. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

19. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним

сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

20. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

21. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

22. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Аттестация педагогов по новым правилам.

Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.

Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась — 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.

Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.

Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный № 32408.

Новый порядок аттестации педагогических работников В «Российской газете» опубликован Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении.

Информация о процедуре аттестации педагогических работников На сайте ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Республики Карелия можно посмотреть информацию о процедуре аттестации педагогических.

Аттестация проводится. Аттестация: что такое, порядок проведения. Квалификационная категория

Порядок проведения аттестации педагогических работников регламентируется статьей 49 «Аттестация педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

В соответствии с указанной статьей 49 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, аттестация педагогических работников проводится с целью:

подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

на основе оценки их профессиональной деятельности и

по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).

Таким образом, исходя из смысла данной законодательной нормы, можно выделить два вида аттестации педагогических работников:

проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и

проведение аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям:

осуществляется независимо от желания работника;

это обязательная процедура;

она должна проводиться один раз в 5 лет на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными учреждениями.

Таким образом, ключевая роль в проведении данной аттестации педагогических работников лежит на образовательных учреждениях:

они формируют аттестационную комиссию, принимающую ключевое для педагогического работника решение;

последствием данного решения является то, продолжит ли педагогический работник свою педагогическую деятельность;

если педагогический работник будет признан не соответствующим занимаемой должности, трудовой договор с ним будет расторгаться образовательным учреждением по специальному основанию.

ч. 3 статьи 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

Проведение аттестации педагогического работника в целях установления его квалификационной категории

Проведение аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории имеет другие принципы:

в первую очередь, такая аттестация проводится исключительно по желанию педагогического работника, и ее прохождение НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО;

кроме того, в ее проведении образовательные учреждения фактически не участвуют;

Читайте так же:  Допрос подозреваемого в ночное время

такая аттестация для педагогических работников образовательных учреждений находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти образовательные учреждения находятся.

В отношении же:

  • педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ,
  • педагогических работников муниципальных и частных образовательных учреждений,

проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Последствия установления работнику квалификационной категории включают в себя:

в первую очередь, повышение оплаты труда педагогического работника;

в подавляющем большинстве случаев в рамках систем оплаты труда предусмотрены коэффициенты, надбавки за квалификационную категорию педагогического работника.

Кроме того, квалификационная категория педагогического работника будет учитываться:

при необходимости оценить квалификацию педагогического работника, например, в случае сокращения штатной численности образовательного учреждения при выборе сокращаемого педагогического работника;

наличие квалификационных категорий у педагогических работников влияет также на оценку качества персонала образовательного учреждения в целом, поэтому образовательные учреждения заинтересованы в том, чтобы их педагогические работники имели формальные подтверждения своего профессионального уровня.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации педагогических работников любого из указанных видов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В настоящий момент еще действует Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Примечание. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки) было преобразовано в Министерство просвещения РФ (Минпросвещения) и Министерство науки и высшего образования РФ.

Данный Порядок проведения аттестации устанавливает целый ряд важных норм, регламентирующих порядок аттестации педагогических работников, в том числе, категории работников, не подлежащие аттестации.

Исходя из норм этого Порядка проведения аттестации педагогических работников, те педагогические работники, которые прошли аттестацию с целью установления квалификационной категории:

не проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности;

это законодательное положение избавляет педагогических работников, уже подтвердивших свой высокий профессиональный уровень, второй раз подтверждать свою квалификацию в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности.

Данный Порядок проведения аттестации педагогических работников дополняет и расширяет нормы Федерального закона об образовании в отношении двух видов аттестации педагогических работников.

В частности, в рамках аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности устанавливаются следующие ключевые нормы:

аттестационная комиссия образовательного учреждения создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии;

в состав аттестационной комиссии образовательного учреждения в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). В случае, если речь идет о небольших образовательных учреждениях, в состав аттестационной комиссии не запрещается включение представителей педагогических работников иных образовательных учреждений (по согласованию).

Аттестация педагогических работников проводится:

в соответствии с распорядительным актом работодателя,

с которым необходимо ознакомить педагогического работника под роспись не менее, чем за 30 календарных дней до проведения его аттестации;

для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию образовательного учреждения представление, с которым педагогический работник также должен быть ознакомлен под роспись не менее, чем за месяц, и содержание которого регламентируется Порядком проведения аттестации педагогических работников.

Аттестации не подлежат:

педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее 2-х лет в образовательном учреждении, в которой проводится аттестация;

таким образом, первые два года своей работы педагогический работник не будет проходить аттестацию, при этом, если он сменит место работы, то первые два года работы на новом месте он также будет освобожден от необходимости проходить аттестацию.

Квалификационные категории педагогических работников

В рамках аттестации педагогических работников:

в целях установления квалификационной категории

предусматривается возможность установить первую и высшую квалификационную категории.

Квалификационная категория педагогического работника устанавливается:

сроком на 5 лет;

срок действия квалификационной категории продлению не подлежит;

категория устанавливается по конкретной должности педагогического работника.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится:

на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию образовательного учреждения;

требования к содержанию заявлений установлены Порядком проведения аттестации педагогических работников;

заявления могут быть поданы независимо от срока работы в конкретном образовательном учреждении, однако заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, если по данной должности аттестация проводится впервые, не могут быть поданы ранее, чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

В образовательном учреждении для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории устанавливаются:

порядок рассмотрения заявлений педагогических работников,

обязанности об уведомлении педагогических работников.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательным учреждением;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

Читайте так же:  Расчет отпускных форма т 60 образец заполнения. записка-расчет о предоставлении отпуска работнику. к

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников образовательного учреждения.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательным учреждением;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников образовательного учреждения, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Предусматриваются оценочные критерии для установления квалификационной категории педагогическим работникам, что делает работу аттестационных комиссий работой экспертного уровня.

Как было сказано выше, в отношении должностей профессорско-преподавательского состава положения данного Порядка проведения аттестации педагогических работников не применимы, и действует собственный порядок.

Таким образом, на уровне нормативных правовых актов вопросы аттестации педагогических работников урегулированы достаточно полно.

Аттестация на квалификационную категорию в Санкт-Петербурге

Квалификационная аттестация это процедура признания компетенции специалиста в области строительства, реконструкции, капитального ремонта по определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и/или в соответствии с занимаемой должностью и присвоенной квалификацией на основании оценки теоретических знаний и профессиональной подготовленности кандидата, проводимая специализированным органом по аттестации.

Квалификационная аттестация на соответствие занимаемой должности различными специалистами строительной области проводится с целью защиты интересов и прав потребителей различной строительной продукции и услуг, повышения ответственности специалистов за выполненные общестроительные, проектно-изыскательские, монтажные работы, а также соблюдение стандартов и норм экологической безопасности, охраны труда.

В процессе квалификационной аттестации проводится проверка знаний специалистов применительно к их должностным обязанностям. Например, если Инженер ПГС заявлен организацией в качестве ответственного за сваебойные работы, то именно эта область знаний и будет проверяться.

В соответствии с ФЗ №240, наличие квалификационных аттестатов у заявляемых специалистов, является необходимым условием для выдачи свидетельства о допуске.

Основные понятия:

аттестация — процедура, проводимая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям с последующей выдачей квалификационного аттестата;
квалификация — подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии и занимаемой должности (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г. от 31.05.2002 N 38, от 20.06.2002 N 44,от 28.07.2003 N 59, от 12.11.2003 N 75, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 N 461, от 07.11.2006 N 749, от 17.09.2007 N 605,от 29.04.2008 N 200)

Основные принципы квалификационной аттестации

Аттестация является обязательной для работников, заявляемых в качестве специалистов для получения Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также для оформления лицензии на реставрацию от Минкультуры.
Квалификационная аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Ответственность за своевременное проведение аттестации работников несет руководитель организации.

Аттестация специалистов осуществляется в соответствии с областями их деятельности (видами работ оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и/или в соответствии с занимаемой должностью и присвоенной квалификацией).
Проведение Аттестации осуществляется Аттестационной комиссией АНО ДПО.
Аттестация проводится для физических лиц имеющих профильное образование и прошедших повышение квалификации в образовательном центре.
Специалистам, прошедшим аттестацию, выдается квалификационный аттестат установленного образца.

Квалификационная аттестация специалистов в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ, одним из требований к выдаче свидетельств о допуске на определенные виды работ является наличие у индивидуального предпринимателя, работника индивидуального предпринимателя или работника юридического лица аттестации.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.04.2008 № 188 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности», наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности является одним из требований к квалификации руководителей и специалистов.

Как проводиться квалификационная аттестация, основные моменты?

Периодическая аттестация персонала представляет собой комплексную процедуру, направленную на определение профессионального соответствия занимаемой должности руководителей и специалистов строительных предприятий, а также их структурных подразделений.
С целью установить соответствие компетентности и уровня знаний данных лиц требованиям, определенным для конкретного вида деятельности в строительстве, проводится квалификационный экзамен в виде тестов.

Читайте так же:  Тактические приемы обыска. тактические приемы проведения различных видов обыска

По итогам экзамена работнику выдаётся квалификационный аттестат — документ установленного, государственного образца, подтверждающий степень его профессиональной подготовки (наличие умений, знаний, навыков) к выполнению заявленных видов работ.
Оценка уровня знаний осуществляется в виде компьютерного тестирования.
Возможно прохождение аттестационного тестирования в системе дистанционного обучения.

Цели аттестации и срок действия?

Основными целями проведения аттестации специалистов строительных компаний являются:

– определение наличия нужного уровня квалификации специалистов, выполняющих проекты строительных объектов, а также лиц отвечающих за организацию, техническую подготовку, проведение строительных и земляных работ;
– повышение уровня ответственности исполнителей за выполнение работ в соответствии с положенными критериями норм качества и безопасности;
– подтверждение того, что аттестуемый работник может быть допущен к выполнению тех строительных работ, которые отнесены к категории опасных;
– оценка подтверждения установленным квалификационным требованиям, уровня профессиональных знаний и навыков сотрудников, занимающих должность производителя работ, мастера, инженерно-технического сотрудника.

Действующее законодательство предусматривает обязательное прохождение курса краткосрочного повышения квалификации с последующей квалификационной аттестацией специалистов строительных компаний, входящих в состав профильных СРО и имеющих допуска к заявленным видам работ или планирующих их получение, не менее одного раза в течение пяти лет.

ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ДАННОЙ УСЛУГЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛЕФОНАМ: 8-800-2000-228, 8-812-701-01-22
ИЛИ ПИШИТЕ НА E-MAIL: [email protected]

Оставить заявку на квалификационную аттестацию

Присвоение квалификационных категорий специалистам. Алгоритм действий

Шаг 1. Регламентация порядка присвоения специалистам квалификационных категорий в ЛНПА.

В соответствии с частями второй — четвертой ст. 61 Трудового кодекса Республики Беларусь отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 16 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 N 1 (далее – Общие положения ЕКСД), присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым им должностям производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии (см. п. 16 Общих положений ЕКСД).

Также в части третей п. 20 Общих положений ЕКСД при применении исключений при присвоении категорий указано, что условия и порядок присвоения квалификационных категорий в порядке исключения (в тексте Общих положений ЕКСД — по основаниям, изложенным в п. 20 Общих положений ЕКСД), а также критерии оценки эффективности труда специалиста определяются нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

Таким образом, порядок присвоения квалификационных категорий может быть отражен:

в коллективном договоре, соглашении (например, отраслевое, тарифное, местное),

нанимателем в локальном нормативном правовом акте. Например, в Положении о порядке присвоения квалификационных категорий в организации.

Заметим, что в ЛНПА наниматель может также установить, что аттестация на присвоение квалификационных категорий работникам проводится одновременно с аттестацией на определение соответствия работника занимаемой должности в порядке, установленном Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 N 784 (далее — Типовое положение об аттестации).

Шаг 2. Создание аттестационной комиссии

Необходимость создания такой комиссии следует из п. 22 Общих положений ЕКСД. Как следует из данного пункта может быть создана как отдельная аттестационная комиссия по присвоению квалификационных категорий работ, так и возможно возложение полномочий по присвоению категорий на аттестационную комиссию, создаваемую согласно Типовому положению об аттестации. Согласно п. 11 данной Типового положения аттестационная комиссия назначается из числа руководящих работников и высококвалифицированных специалистов организации. В состав аттестационной комиссии могут входить представители вышестоящих государственных органов (организаций), а также профессиональных союзов.

Шаг3. Инициализация работником присвоения ем у квалификационной категории.

Как правило, работники сами инициируют присвоение им квалификационных категорий. Такая инициатива на практике оформляется в форме письменных заявлений на имя председателя аттестационной комиссии. Такое заявление подается нередко через непосредственного руководителя работника, который в свою очередь оформляет представление на присвоение работнику квалификационной категории (см. следующий шаг).

Можно выделить 2 типа заявлений:

с просьбой присвоить квалификационную категорию в общем порядке;

с просьбой присвоить квалификационную категорию в порядке исключения.

Для последнего типа заявления, как правило, требуется аргументация, почему работник считает, что ему можно присвоить категорию при соответствии образования или стажа квалификационным требованиям.

Шаг 4. Представление к присвоению квалификационной категории.

Основанием для аттестации специалиста на присвоение ему квалификационной категории является представление. Согласно п. 24 Общих положений ЕКСД представление к присвоению квалификационной категории специалисту согласно приложения к Общим положениям ЕКСД вносится в аттестационную комиссию руководителем организации (структурного подразделения), в подчинении которого находится аттестуемый специалист, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Шаг 5. Проверка инициативы (представления) на аттестацию специалиста для присвоения ему категории

Согласно части первой п. 18 Общих положений ЕКСД к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Также учитываются требования ЛНПА. Напомним, что согласно ч. 2 п. 18 Общих положений ЕКСД при присвоении квалификационной категории специалистам соответствующего направления деятельности наниматель вправе в установленном порядке предусматривать для них, наряду с требованиями квалификационной характеристики, дополнительные требования к знаниям, профессиональной подготовке, стажу работы и др.

Читайте так же:  Классификация информации по доступу и видам тайны. категории доступа к информации

При присвоении квалификационной категории в порядке исключения проверяется допустима ли такое исключение законодательством, и (или) ЛНПА (в последнем случае, если такая возможность предусмотрена законодательством).

Шаг 6. Допуск специалиста к аттестации посредством издания соответствующего приказа (распоряжения) руководителя организации

Основанием для проведения аттестации по присвоению квалификационных категорий специалистам является приказ (распоряжение) руководителя организации (п. 23 Общих положений ЕКСД).

Т.е. после положительных результатов проверки возможности допуска специалиста к аттестации на присвоение квалификационной категории издается соответствующий приказ руководителя организации.

Шаг 7. Проведение аттестации

В п. 25 Общих положений ЕКСД указано, что аттестация проводится с участием аттестуемого специалиста и руководителя соответствующего структурного подразделения. В случае неявки специалиста на заседание аттестационной комиссии аттестация на присвоение квалификационной категории переносится на другой срок. Более подробный порядок проведения аттестации может быть предусмотрен в ЛНПА организации.

Шаг 8. Принятие аттестационной комиссией решения по итогам аттестации в форме протокола.

Согласно п. 26 и 27 Общих положений ЕКСД аттестационная комиссия принимает решение о присвоении специалисту соответствующей квалификационной категории либо принимает иное решение, которое оформляется протоколом и объявляется аттестуемому непосредственно после принятия решения.

Шаг 9. Издание приказа (распоряжения) о присвоении квалификационной категории специалисту

Согласно п. 28 Общих положений ЕКСД с учетом решения аттестационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении квалификационной категории специалисту. При этом наниматель обязан ознакомить работника (под роспись с проставлением даты) с приказом (распоряжением) о присвоении квалификационной категории.

Шаг 10. Включение копии приказа о присвоении квалификационной категории специалисту в личное дело.

Согласно п. 8 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 в процессе ведения личного дела в него включаются копии (выписки) приказов, в том числе о присвоении квалификационных категорий.

Шаг 11. Внесение соответствующей записи в трудовую книжку

Согласно п. 28 Общих положений ЕКСД запись о присвоении квалификационных категорий в установленном порядке вносится в трудовую книжку. Аналогичное положение закреплено также в п. 9 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 N 40 «О трудовых книжках» (далее – Инструкция № 40).

Записи о присвоении категории вносятся в раздел «Сведения о работе» трудовой книжки (п. 26 Инструкция № 40). Такая запись производится каждый раз при присвоении работнику квалификационного категории по его должности (впервые либо нового, более высокого) (п. 32 Инструкция № 40).

Запись производятся арабскими цифрами, при этом число и месяц указываются двумя цифрами, а год полностью (п. 12 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек). Основанием для внесения в трудовую книжку записей о присвоении квалификационных категорий является приказ (распоряжение) нанимателя. Запись, точно соответствующая формулировке приказа (распоряжения), вносится в данном случае нанимателя в течение семи календарных дней после его издания (п. 26 Инструкции № 40).

Внимание ошибка! некоторые наниматели вносят изменения в трудовой договор (контракт) после присвоения квалификационных категорий специалисту в части изменения наименования должности. Присвоение специалисту квалификационной категории не образует нового наименования должности. Для сравнения предлагаем обратить внимание на часть третью п. 7 Общих положений ЕКСД, в которой указано, что в квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование: без категории, вторая категория, первая категория, высшая категория.

Полагаем, что в трудовой договор в такой ситуации могут быть внесены дополнения в части указания на доплату (надбавку) за квалификационную категорию.

[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Владимир Эдуардович Самосейко, юрист

Источники


  1. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.

  3. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  5. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
Аттестация проводится. аттестация что такое, порядок проведения. квалификационная категория
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here