Аттестация государственных гражданских служащих. проведение аттестации государственных гражданских с

Понятие аттестации государственных гражданских служащих

юридические науки

  • Логинова Елена Сергеевна , магистр, студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
  • АТТЕСТАЦИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Похожие материалы

Анализируя современные нормативные правовые акты об аттестации, можно сделать следующий вывод о том, что в настоящее время на законодательном уровне отсутствует закрепления понятия аттестации государственных гражданских служащих.

Не восполнил данный пробел и Закон о государственной гражданской службе, в статье 48 которого указывается лишь на цель проведения аттестации гражданского служащего .

В настоящее время дается лишь научное определение такого понятия. Существуют различные точки зрения в трактовке данного термина.

Так, например, по мнению С.Н. Братановского, аттестация государственных гражданских служащих — это деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и правовых качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности .

Достаточно большое внимание вопросам аттестации государственных служащих уделяет Ю.Н. Старилов. Под аттестацией государственных служащих он понимает деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа .

А.В. Куракин и А.А. Савостин. понимают под аттестацией непосредственно административно-правовую процедуру по оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, направленную на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающую по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, что способствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциала кадров .

А.Ф. Ноздрачев под аттестацией в системе государственной службы понимает государственную проверку деловой квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности, а также решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в т. ч. очередного. Он отмечает, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности государственного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке государственных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и повышению эффективности их деятельности .

По мнению Е.П. Поплавской, под аттестацией государственных гражданских служащих следует понимать проводимую в различных формах периодическую обязательную процедуру оценки теоретических и практических знаний и навыков, личностных качеств гражданского служащего, осуществляемую в установленных целях аттестационными комиссиями государственного органа, с которым у служащего заключен служебный контракт, и результатом которой является продолжение, изменение или прекращение служебного контракта.

Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» на государственной гражданской службе Российской Федерации аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы, повышению профессионального уровня государственных гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы при сокращении должностей государственной гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда государственных гражданских служащих.

Из вышеуказанных определений можно выделить следующие характерные признаки аттестации государственных гражданских служащих, к которым, в частности, относятся:

  1. целевое назначениеаттестации;
  2. периодичность проведения этой процедуры;
  3. субъектный состав лиц, подлежащих прохождению аттестации;
  4. предмет оценки;
  5. применяемые методы аттестационной оценки;
  6. варианты принимаемых решений;
  7. правовые последствия аттестации гражданских служащих.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия аттестации государственных гражданских служащих.

Аттестация государственных гражданских служащих — это периодически осуществляемая деятельность аттестационной комиссии, которая направлена на оценку деловых, личных и правовых качеств гражданского служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, по результатам которой определяется соответствие занимаемой им государственной должности.

[1]

Таким образом, необходимо на законодательном уровне закрепить определение понятия аттестация государственных гражданских служащих, поскольку отсутствие данноголегального определения затрудняет понимание сущности такого процесса и тормозит развитие правовой науки.

Список литературы

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: в ред. от 03.07.2016 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017// Собрание Законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  2. БратановскийС.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с.
  3. СтариловЮ.Н. Курс общего административного права в 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: 2012, 134 с.
  4. Куракин A.B., Савостин A.A. Процедуры, обусловленные прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. 32 с.
  5. НоздрачевА.Ф. Государственная служба: учеб. для подготовки государственных служащих. М.: 2011. 381 с.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

2 Аттестация государственных гражданских служащих

Согласно правилам трудового законодательства аттестация работни­ков может иметь обязательный характер в силу закона, а может прово­диться по решению работодателя в соответствии со специальным ло­кальным нормативным актом (положением об аттестации). Специфи­кой государственной службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государст­венных служащих. Так, Законом о гражданской службе предусмотрено, что аттестация гражданского служащего проводится один раз в три го­да. Правила и порядок проведения аттестации государственных слу­жащих устанавливаются специальными нормативными правовыми актами.

Положение о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Указанным Положением закреплен круг лиц, не подлежащих аттестации:

проработавшие в занимаемой должности гражданской служ­бы менее одного года;

достигшие возраста 60 лет;

находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттеста­ция указанных гражданских служащих возможна не ранее чем че­рез год после выхода из отпуска;

Читайте так же:  Защита персональных данных какие сведения не вправе разглашать бухгалтер. персональные данные кому и

замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заклю­чен срочный служебный контракт;

сдавшие квалификационный экзамен менее одного года назад.

Как отмечалось выше, по общему правилу аттестация граждан­ского служащего проводится один раз в три года.

Вместе с тем Закон о гражданской службе называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация:

по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно Положению о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестацион­ную комиссию представляется мотивированный отзыв непосред­ственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего. Отзыв должен содержать оценку исполнения граждан­ским служащим своих должностных обязанностей. В нем должны содержаться следующие сведения:

фамилия, имя, отчество;

замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие служащий;

мотивированная оценка профессиональных, личностных ка­честв и результатов служебной деятельности.

К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовлен­ных им проектах документов. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя. При необходимости он прила­гает к отзыву пояснительную записку. Например, при несогласии с отзывом аттестуемый гражданский служащий вправе предста­вить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о слу­жебной деятельности.

Для проведения аттестации гражданских служащих по реше­нию представителя нанимателя издается правовой акт государст­венного органа, содержащий положения:

о формировании аттестационной комиссии;

об утверждении графика проведения аттестации;

о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

о подготовке документов, необходимых для работы аттеста­ционной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются:

[2]

представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность граж­данской службы);

представитель соответствующего органа по управлению го­сударственной службой;

Число независимых экспертов должно составлять не менее од­ной четверти общего числа членов аттестационной комиссии. В качестве независимых экспертов могут привлекаться представи­тели научных и образовательных учреждений либо других органи­заций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя.

Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе внеочередной) является обязанностью гражданского служащего. В случае отказа гражданского служащего от аттеста­ции, а также при неявке его на аттестацию без уважительных при­чин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной от­ветственности.

Представитель нанимателя ежегодно утверждает график атте­стации, который доводится до сведения гражданских служащих, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттеста­ции.

В графике проведения аттестации указываются:

наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

дата, время и место проведения аттестации;

дата представления в аттестационную комиссию необходи­мых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение об оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии при­нимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного ру­ководителя открытым голосованием простым большинством голо­сов присутствующих на заседании членов аттестационной комис­сии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.

Аттестационная комиссия может вынести в отношении атте­стуемого гражданского служащего одно из следующих решений:

соответствует замещаемой должности гражданской службы;

соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной пере­подготовки или повышения квалификации;

не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист граж­данского служащего. Аттестационный лист подписывается пред­седателем, заместителем председателя, секретарем и членами атте­стационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.

Результаты аттестации гражданского служащего представляют­ся представителю нанимателя не позднее чем через семь дней по­сле ее проведения. Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа. При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего:

о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;

о понижении в должности гражданской службы.

Если же гражданский служащий отказывается от профессио­нальной переподготовки, повышения квалификации или перево­да на другую должность гражданской службы, представитель на­нимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уво­лить с гражданской службы.

Обратим внимание на то, что Закон о гражданской службе, как и трудовое законодательство, предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Одна­ко уволить гражданского служащего непосредственно по резуль­татам аттестации, без предложения ему профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность нельзя.

Институт аттестации государственных гражданских служащих

юридические науки

  • Парфёнова Ольга Николаевна , бакалавр, студент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
  • АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
  • АТТЕСТАЦИЯ

Похожие материалы

Государственный гражданский служащий, несомненно, должен быть компетентен, являться профессионалом своего дела, что следует из положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1].

В ходе последовательно проводимой в Российской Федерации реформы государственной службы, к государственным гражданским служащим предъявляются довольно высокие требования, которым они обязаны соответствовать в целях их успешной служебной деятельности.

Читайте так же:  Понятие и цели наказания по уголовному праву. уголовное право виды наказаний

К каждому отдельно взятому государственному гражданскому служащему предъявляются те или иные квалификационные требования, в частности, требования к уровню образования, к качеству исполнения должностных обязанностей, стажу работы по специальности или на государственной службе и прочие.

Термин «аттестация» в переводе с латинского и французского языков означает «подтверждение квалификации». На сегодняшний день именно в процессе прохождения государственным гражданским служащим процедуры аттестации представитель нанимателя выявляет уровень соответствия конкретного государственного гражданского служащего занимаемой им должности государственной гражданской службы. Также аттестация позволяет выявить как госслужащих, явно не справляющихся со своими должностными обязанностями, так и тех, кто является наиболее перспективным, кто заслуживает дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, аттестация, несомненно, играет сугубо положительную роль.

Аттестация в государственных органах проводится на основании указанного выше Федерального закона, Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее — Указ президента РФ № 110, Указ), а также принятых в соответствии с названными нормативно-правовыми актами локальных актах (положения, регламенты и прочие).

В данной статье кратко рассмотрим основные положения Указа Президента РФ № 110, так как именно он является базовым документом для формирования локальных актов государственных органов, касающихся аттестации государственных гражданских служащих.

Итак, согласно Указу не все государственные служащие подлежат процедуре аттестации. В частности, аттестация не проводится в отношении беременных женщин, гражданских служащих, достигших возраста шестидесяти лет; гражданских служащих, которые проработали в должности гражданской службы, занимаемой ими, менее одного года, а также в отношении некоторых иных категорий.

Аттестация государственных служащих по общему правилу проводится один раз в три года, лишь в некоторых случаях возможно проведение внеочередной аттестации.

Для проведения аттестации создается специальная аттестационная комиссия, утверждается график проведения аттестации, составляются списки государственных служащих, которые подлежат очередной аттестации, производится подготовка необходимых документов.

В ходе проведения процедуры аттестации государственный служащий приглашается на заседание аттестационной комиссии для рассмотрения предоставленных документов и заслушивания его объяснений. По общему правилу, в случае неявки на заседание аттестационной комиссии государственный служащий подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности. Однако, отдельные локальные акты органов государственной власти могут содержать перечень уважительных причин отсутствия государственного служащего на заседании аттестационной комиссии.

В ходе аттестации оценивают соответствие конкретного государсвтенного служащего квалификационным требованиям, учитывают сложность проделываемой им работы, ее эффективность и результаты, а также в целом делают вывод о степени участия государственного гражданского служащего в решении поставленных перед государственным органом, в котором он осуществляет служебную деятельность, задач.

Для определения уровня соответствия государственного служащего занимаемой должности обязательно подлежат учету данные о результатах исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента, его знания, необходимые для осуществления службной деятельности, а также опыт работы; соблюдение им существующих ограничений и запретов, беспрекословное соблюдение требований к поведению государственного гражданского служащего. В Указе отдельно отмечается, что государственные гражданские служащие, которые в той или иной мере наделены организационно-распорядительными полномочиями, должны обладать организаторскими способностями, что также является предметом аттестации.

По результатам аттестации комиссия выносит одно из решений в отношении дальнейшей деятельности государственного служащего:

  • государственный гражданский служащий включается в кадровый резерв для замещения им в дальнейшем более высокой должности;
  • государственный гражданский служащий направляется для прохождения дополнительного професиионального образования в образовательное учреждение;
  • государственный гражданский служащий подлежит понижению в должности либо исключению из кадрового резерва, если в нем состоит[2].

Отметим, что на сегодняшний день далеко не все теоретики и практики полагают, что аттестация государственных гражданских служащих является эффективным институтом и действительно способствует более профессиональной и активной служебной деятельности государственных служащих. В частности, В.В. Волошина указывает на положительный опыт проведения аттестации в США и отмечает такие механизмы как сокращение объема делопроизводства, своевременность исполнения должностных обязанностей, иные показатели. Также В.В. Волошина отмечает, что аттестация государственных служащих в США проводится один раз в год, а по ее результатам госслужащий может быть даже уволен[3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что аттестация государственных гражданских служащих имеет положителньое значение, призвана увеличить эффективность служебной деятельности госслужащих, однако, на практике проведение аттестации не всегда достигает своих целей, так как процедура проведения аттестации не совсем четко описана в федеральном законодательстве, не учтены некоторые довольно важные моменты, поэтому институт аттестации необходимо совершенствовать, в том числе обращая внимание на положительный опыт зарубежных стран.

Список литературы

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер.закон от 27 июля 2004 г. № 179-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 07 июля 2004 г.: одобр. Советом Федер. Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 2004 г.: в ред. Федер. Закона от 28 дек. 2017 г. № 423-ФЗ // Рос. газ. – 2004. – 31 июля.
  2. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 01 февр. 2005 № 110. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовые аспекты. М.: Луч, 2001. С. 109 — 110.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Аттестация государственных гражданских служащих. Проведение аттестации государственных гражданских служащих

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в пункт 8 внесены изменения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Читайте так же:  Когда заканчивается загранпаспорт для выезда за границу. срок действия загранпаспорта

В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав аттестационной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

11. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

III. Проведение аттестации

16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2013 г. N 208 в пункт 18 внесены изменения

18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

Читайте так же:  Расчет квадратуры. как посчитать площадь комнаты, стены, пола, потолка

На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «б» внесены изменения

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «в» внесены изменения

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в подпункт «а» внесены изменения

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 подпункт «б» изложен в новой редакции

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 подпункт «в» изложен в новой редакции

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

[3]

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в пункт 24 внесены изменения

24. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 19 марта 2014 г. N 156 в приложение внесены изменения

Приложение
(с изменениями от 19 марта 2014 г.)

Аттестационный лист государственного гражданского служащего Российской Федерации

Аттестация государственных гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих – важное кадровое мероприятие, которое обязательно для всех сотрудников, занимающих таковые должности. Оно помогает определить, подходит ли работник для означенной работы, соответствует ли всем требованиям, которые она выдвигает. И для того, чтобы аттестация гражданских служащих прошла без нарушений, необходимо знать, какими нормами она регулируется и какие законодательные акты утверждают процедуру проверки навыков сотрудников.

Процедура аттестации гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих – комплексное мероприятие, проводимое работодателем для того, чтобы узнать, кто из его работников не соответствует должностным критериям. При этом в законе Российской Федерации, а именно в Указе Президента от 01.02.2005 №110[13], различают два основных вида аттестации гражданских служащих:

  • Аттестация, которая проводится с определенной частотой – один раз в три года.
  • Внеочередная аттестация гражданских служащих. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по нескольким причинам. Это может быть обоюдное соглашение сторон, заключивших трудовой договор или же решение руководителя территориального подразделения государственного органа.

Аттестация гражданского служащего проводится для всех категорий гражданских служащих, кроме некоторых исключений. Среди них есть:

  • Сотрудники, которые не проработали на гражданской должности ещё и года;
  • Специалисты, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы и находящиеся в отпуске по беременности или уходу за ребенком;
  • Сотрудники, которые замещают руководящие или советнические должности временно, по заключенному срочному контракту;
  • Сотрудники, которые прошли сдачу квалификационных тестов меньше чем за год до начала аттестации;

Вся процедура проверки знаний служащих проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап. Во время подготовительного этапа руководитель предприятия должен сделать несколько обязательных шагов для того, чтобы начать процедуру аттестации гражданских служащих.

За неделю до того, как начнутся заседания аттестационной комиссии, работники кадровой службы предприятия должны ознакомить сотрудника не только с документацией, но и с отзывом, который о нём оставил начальник.

За сотрудником остается право корректировать показания, которые указаны в составленной о нем характеристике. Если он не согласен с тем, что написано в бумаге, составленной его руководителем, то он может добавить отсутствующую информацию и составить заявление о том, что не согласен с тем отзывом, который отправил его руководитель. Также сотрудник имеет право передать аттестационной комиссии просьбу отозвать его прямого начальника.

Второй этап – аттестация служащих. Аттестация проводится в следующем порядке. Служащие, состоящие в комиссии, приглашают каждого работника, который должен пройти проверку, на заседание. Есть вероятность, что он не сможет прийти. Если это произошло по уважительным причинам, например, по болезни, то заседание просто переносится. А если он не явился на заседание без уважительной причины или если совсем отказался прийти, то тогда, вместе с переносом заседания, руководитель обязан наказать провинившегося дисциплинарно.

Читайте так же:  Гербы всех домов вестероса. сериальная версия гербов великих домов вестероса

Третий этап – заключительный. Решение принимается аттестационной комиссией путем голосования. Если за одно из решений оказывается больше голосов, то оно становится действующим и заносится в протокол заседания.

После того, как аттестация закончилась и все результаты собраны, комиссия начинает принимать решения. Они, проанализировав все собранные данные, могут выставить одну из следующих оценок:

  • Сотрудник на все 100% соответствует требованиям, которые представлены к должности.
  • Сотрудник, прошедший аттестацию, не только на все 100% соответствует требованиям, но также может быть включен в список кадрового резерва для роста по карьерной лестнице;
  • Сотрудник будет соответствовать занимаемой им должности, если его отправят на курсы переподготовки или повышения квалификации;
  • Сотрудник не соответствует условиям, которые выдвигаются к занимаемой им должности.

После того, как аттестация закончилась и все вопросы были выяснены, отчет о проделанной работе отправляется работодателю. Срок выполнения этой задачи – не больше 7 суток.

После того, как отчет аттестационной комиссии оказывается на руках работодателя, у того есть месяц, чтобы принять окончательное решение по тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководитель организации может:

  • Отправить не сдавшего аттестацию сотрудника на переобучение или повышение квалификации;
  • Принять решение о том, что сотрудника необходимо понизить в должности;

Также стоит отметить, что служащий имеет право отказаться от перевода и поездки на курсы повышения квалификация. В таком случае у работодателя не остается выбора, и он разрывает со служащим трудовой договор, освобождая должность гражданского служащего.

Ответственность на государственной гражданской службе

Поощрение, как и дисциплинарные взыскания, служат на государственной гражданской службе одной цели – поддержанию эффективной работы внутри организации.

Федеральный закон Российской Федерации устанавливает список основных методов, при помощи которых сотрудника, занимающего соответствующую должность, можно поощрить за хорошую работу:

  • Работодатель может выписать официальную благодарность сотруднику и присовокупить к ней денежное поощрение;
  • Работодатель может выплатить единовременное денежное поощрение в связи с тем, что сотрудник вышел на пенсию;
  • Правительство Российской Федерации может выписать отдельное поощрение, так же, как и Президент;
  • Сотрудник может быть приставлен к одному из почетных званий Российской Федерации;

А в Указе Президента РФ от 25.07.2006 №765 вместе с некоторыми мерами из тех, что описаны выше, могут применяться и дополнительные денежные поощрения. Сумма такого поощрения, в зависимости от условий и факторов, установлена в пределах от одного месячного оклада сотрудника до десяти месячных окладов сотрудника.

Но кроме позитивных методов, есть и другие способы влиять на сотрудника и повышать эффективность его работы. Один из них – служебная проверка. Её можно провести, если работодатель издаст соответствующий указ. Во время служебной проверки необходимо установить:

  • Совершался ли сотрудником вообще дисциплинарный проступок, в котором его обвиняют;
  • Доказательства вины сотрудника, работающего на должности гражданского служащего;
  • Причины и факторы, которые повлияли на государственного гражданского служащего и привели к тому, что он совершил этот проступок;
  • Насколько сильный вред нанес служащий организации своей ошибкой и какой характер этих повреждений;

После того, как служебная проверка закончилась, должна быть составлена специальная служебная записка. В её тексте в обязательном порядке необходимо указать основные факты, установленные во время проведения проверки. Также там должны быть указаны меры дисциплинарного наказания, которые советуется применить к провинившемуся сотруднику.

Как только проверка закончилась и служебная записка составлена, нужно чтобы ее подписал начальник подразделения по вопросам кадров. Эта запись будет храниться в личном деле сотрудника, рядом с результатами других подобных проверок и аттестаций.

У гражданского служащего, против которого возбудили служебную проверку, тоже наличествуют права:

  • Он может предоставлять устные или письменные объяснения, отсылать в ответственные органы ходатайственные письма и заявления.
  • Он может обжаловать действия служащих, которые заняты проведением служебной проверки. Также он может обратиться в суд против работодателя, который и инициировал подобное разбирательство.
  • Он имеет право ознакомиться с заключительной запиской, составленной по результатам проведения расследования.

Обжалование результатов аттестации

У сотрудника есть полное право обжаловать любое решение, принятое на его счет. Это касается как заключения, составленного аттестационной комиссией на последнем этапе тестирования, так и решения, принятого работодателем уже по итогам пройденной проверки. Работник может начать обжалование как во внутрислужебных органах, через трудовой спор, так и сразу в судовом порядке.

Обе процедуры нужно проводить в тех порядках, которые установлены для них законодательством Российской Федерации и Трудовым Кодексом. Там говорится о том, что обжаловать решение комиссии можно при помощи назначения трудового спора, во время которого будет проходить заседание и слушание всех участников конфликта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И если трудовой спор закончился, а согласие между сторонами не настигло, то в таком случае сотрудник имеет полное право обратиться к соответствующим организациям, чтобы те занялись решением вопроса в судебном порядке.

Источники


  1. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
  4. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.
  5. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
Аттестация государственных гражданских служащих. проведение аттестации государственных гражданских с
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here