Административно-территориальное устройство в рф. административно-территориальное устройство россии

Административно-территориальное устройство субъектов РФ (стр. 2 из 5)

Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.

Административно-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно — территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

Содержание административно — территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.

В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который предопределяется, прежде всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы.

Одна из них определяет территориальный принцип построения Российской Федерации, другая — олицетворяет административно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие этих систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательного осуществления конституционного принципа федеративного построения государства, обеспечивающего комплексного научного подхода к экономическому районированию сочетание социально-экономических административно-территориальных границ на основе создания в рамках любого звена административно — территориального устройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития и т.д.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, чем обеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с тем некоторые из этих принципов будут находить наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, чем будет подчеркиваться и специфика субъектов федерации.

Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей. [4]

Сегодня, с учетом изменившейся обстановки, возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннего изучения, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным и административно-территориальным устройством.

Поэтому построение территориальной организации Российской Федерации предполагает обязательный учет федеративного устройства и роль в этом субъектов федерации. В едином российском государстве должно обеспечиваться гармоничное сочетание территориального верховенства России с территориальным верховенством субъектов федерации. С учетом федеративного характера его федеральные органы (Совет Федерации Федерального Собрания) осуществляют также регулирование важнейших территориальных вопросов (изменение территориального состава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядка входа и выхода из России и т. д.).

Территориальная организация государства наиболее четко выражена в системе административно — территориального устройства. В Конституции РФ система административно -территориального устройства специально не закреплена. Однако она связана не только с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, но и с системой институтов, регулирующих всю совокупность территориальных отношений. При этом следует обратить внимание на тесную взаимосвязь между экономическим районированием, федеративным и административно-территориальным устройством, а также на то обстоятельство что административно-территориальные единицы служат основой для построения и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, рыночных институтов общественных объединений.

Составной частью административно – территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов — административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.

В связи с этим в системе административно — территориального устройства необходимо выделять:

а) городские и сельские по­селения;

б) административно-территориальные единицы, в грани­цах которых действуют органы государственной власти или орга­ны местного самоуправления;

в) виды административно-тер­риториальных органов государственной власти и органов местного самоуправления.[5]

1.2 Конституционно — правовое регулирование административно — территориального устройства РФ

Многие аспекты конституционного регулирования, административно-территориальной организации российского государства на разных этапах развития законодательства России находили свое отражение как в Основном зако­не, так и в иных источниках государственного права. Среди них— порядок и основания изменения правового статуса администра­тивно-территориальных единиц, границ между ними, классифика­ция населенных пунктов и их признаки, передача территории или ее части из одной административно-территориальной единицы в другую, основные этапы и звенья административно -территориаль­ного процесса, участие граждан в решении этих вопросов и др.

Читайте так же:  Что такое процедура банкротства предприятий и как она происходит. из чего состоит начало процедуры б

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Феде­рации находится федеративное устройство и территория Россий­ской Федерации. Данное положение сформулировано в Основном законе России с учетом имеющегося опыта правового регулиро­вания территориальных вопросов в других странах.

В соответствии со ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними. Таким образом, в ч. 1 ст. 67 Конституции определяется состав государственной территории Российской Федерации, находящейся под ее суверенитетом, а в ст. 65 указываются ее составные части — субъекты РФ с соответствующими наименованиями.

На момент образования Российской Федерации и принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) территориально-политическую организацию государства в той или иной мере отражал многонациональный состав населения, получило развитие региональная автаркия. В состав государства входило 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и два города федерального значения).

В настоящее время в целях улучшения экономического состояния регионов, происходит объединение ряда субъектов. Так, в результате объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского области образован Пермский край; Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа образован новый Красноярский край. На очереди объединение Корякского автономного округа и Камчатской области, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Другая важная конституционная гарантия территориальной целостности России заключается в том, что решение всех вопро­сов, касающихся защиты территории государства от посягательств со стороны внешних и внутренних недругов, находится в компе­тенции исключительно федеральных властей. Так, согласно ст. 71 Конституции РФ, оборона и безопасность, внешнеэкономические отношения РФ, определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, ис­ключительной экономической зоны и континентального шельфа отнесены к ведению РФ.

Территориальное устройство РФ

Административно-территориальное устройство российского государства, его зависимость от особенностей исторического развития и национального состава. Субъекты федерации как территориальные единицы. Конституционная гарантия территориальной целостности РФ.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 10.04.2015
Размер файла 13,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[1]

Субъекты федерации как территориальные единицы

[2]

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России на структурные единицы или субъекты РФ — территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Конституция РФ формулирует цели, задачи и принципы административно -территориального устройства. В качестве последних выступают основные правовые начала, определяющие содержание и систему административно — территориального устройства, правовой статус административно-территориальных единиц — субъектов РФ.

К их числу относятся:

а) государственная целостность РФ, обеспечение ею неприкосновенности своей территории (п. 3 ст. 4 Конституции РФ);

б) единство системы государственной власти в России;

в) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и организациями государственной власти ее субъектов в регулировании территориальных вопросов;

г) самоопределение народов в Российской Федерации, учет национального фактора в территориальной организации;

д) установление, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов федерации (п. 1 ст. 5 Конституции РФ);

е) гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);

ж) местное самоуправление в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 22 республик, 9 краев, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.

Разнообразие форм составляющих федерацию образований — результат исторического развития России, особенностей её национального состава.

Республики, названные в Конституции РФ государствами и имеющие наибольший объем полномочий в своем ведении: конституцию и высшие органы государственной власти, а также наименование по названию одной из национальностей, населяющих ее территорию, но, как правило, не составляющую большинство населения; почти все республики заключили с Федерацией дополнительно двусторонние договоры, что значительно отличает их положение от иных субъектов РФ;

Автономные образования — автономная область и автономные округа, представляющие собой национально-территориальные образования; в отличие от краев и областей они могут самостоятельно разработать проект федерального закона о своем правовом статусе и предложить его Федеральному Собранию, также они имеют наименование по названию одной-двух национальностей или этнических групп, проживающих на их территории исконно;

Края, области и города федерального значения — являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории; в cреде этого вида субъектов в настоящее время активно разворачиваются процессы заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта, что говорит о постепенном сближении их статуса с иными видами субъектов.

Читайте так же:  Медицинские услуги для военных пенсионеров. медицинская помощь военнослужащим. условия назначения и

На момент образования Российской Федерации и принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) территориально-политическую организацию государства в той или иной мере отражал многонациональный состав населения. В состав государства входило 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и два города федерального значения). В целях улучшения экономического состояния регионов, происходит объединение ряда субъектов. Так, в результате объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского области образован Пермский край; Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа образован новый Красноярский край.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы субъектов определяют предметы ведения. Они подразделяются на предметы совместного ведения федерации и ее субъектов и предметы, находящиеся в исключительном ведении субъектов или федерации.

В совместном ведении федерации и субъектов находится обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон, широкий круг вопросов законодательного регулирования, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения относятся вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. территориальный административный государство федерация

Важная конституционная гарантия территориальной целостности России заключается в том, что решение всех вопросов, касающихся защиты территории государства от посягательств со стороны внешних и внутренних недругов, находится в компетенции исключительно федеральных властей. Так, согласно ст. 71 Конституции РФ, оборона и безопасность, внешнеэкономические отношения РФ, определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа отнесены к ведению РФ.

Большое место в Конституции Российской Федерации отведено закреплению компетенции федерации и компетенции ее субъектов. Однако в отличие от Федеративного договора, где вопросы установления общих принципов территориального деления отнесены к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов (т.е. всех субъектов, кроме республик), в Конституции данный вопрос отнесен к исключительной компетенции субъектов федерации. Это положение является конституционной основой для того, чтобы в конституциях и уставах субъектов федерации предусмотреть их соответствующие полномочия по административно — территориальному устройству.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Административно-территориальное деление в унитарном государстве, правовое регулирование его органов. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан, оптимизация системы. Территориальные органы государства и их взаимоотношения с центром.

дипломная работа [167,9 K], добавлен 04.07.2015

Административно-территориальное устройство различных государств. Подразделение стран на унитарные, федеративные и конфедеративные. Краткая характеристика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, его территориальное устройство.

реферат [18,9 K], добавлен 11.12.2009

Административно-территориальное устройство как система территориальной государственной организации. Значение и функции административно-территориального деления и государственного строя Тамбовского края, историко-географические особенности его устройства.

реферат [36,6 K], добавлен 12.06.2011

Значение административно-территориального устройства страны. Федеральные округа Российской Федерации. Муниципальные Районы Чувашии. Административно-территориальное устройство субъектов страны, предложения по их укрупнению. Экономические районы России.

курсовая работа [78,3 K], добавлен 12.06.2014

Субъекты Российской Федерации. Принципы административно-территориального устройства. Республика, край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства. Единицы административно-территориального устройства.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 07.11.2008

Понятие административно-территориального устройства государства. Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления. Территориальные единицы как пространственные пределы функционирования региональных институтов публичной власти.

реферат [23,7 K], добавлен 15.05.2009

Система административно-территориального устройства РФ. Понятие административно-территориального устройства РФ. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Правовые и организационные основы преобразований.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 10.09.2008

Что такое территориальное устройство государства. Основные методы муниципальной деятельности. Понятие национально-территориальной автономии. Структура, компетенция, формы деятельности правительства. Форма политико-территориального устройства Испании.

курсовая работа [28,7 K], добавлен 08.04.2011

Территориальное (административно-территориальное) устройство субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование порядка образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

контрольная работа [28,3 K], добавлен 17.03.2015

Политико-территориальное и национально-территориальное устройство государств. Понятие и принципы образования автономии. Региональная автономия Испании. Национально-территориальная автономия в КНР. Политико-территориальное устройство Великобритании.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 07.10.2013

Административно-территориальное устройство РФ

Читайте также:

  1. V. 2. Инъекционные работы и устройство анкеров.
  2. Автосцепное устройство
  3. АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО В СБОРЕ.
  4. Административно-территориальное деление Китая
  5. Административно-территориальное деление России
  6. Административное устройство РФ. Типы муниципальных образований. Полномочия органов власти в области градостроительного регулирования и разработки градостроительной документации.
  7. Аккумуляторы. Устройство, принцип действия свинцового аккумулятора.
  8. АНАТОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ОРГАНА ЗРЕНИЯ
  9. Антивибрационное устройство
  10. Б. Устройство буроинъекционных свай.
  11. Билет №3. Восточные славяне в VI — IX вв.: происхождение, расселение, социальное устройство, хозяйство, религия и культура.
Читайте так же:  Служба иностранных граждан в армии рф по контракту. служба по контракту для иностранных граждан

Конституция Российской Федерации закрепляет положение, что наша страна является федеративным государством. Иначе говоря, в Российской Федерации реализуется такая система государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены (субъекты федерации) имеют собственные предметы ведения (полномочия), собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и — что особенно важно – собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.

По действующей Конституции в нашей стране могут формироваться шесть типов субъектов федерации:
•республики (21) — Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки. ;

•края – 9 •области – 46 •города федерального значения -2 -Статус определяется Конституцией РФ и своим уставом, принимаемым законадательным органом
•автономные области – 2 ;

• автономные округа – 4 обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты); обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением; самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа); самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Субъекты федерации группируются в:

· 8 (до 2010 года — 7) федеральных округов;

· 11 экономических районов;

· 14 географических районов;

· 4 (до 2010 года — 6) военных округа;

· 9 (до 2010 года — 11) часовых поясов.

Эти субъекты Российской Федерации абсолютно равноправны и территории каждого из них, а значит и административные границы, определены федеральными законами.

Дальнейшее территориальное деление страны регламентируется уже законами субъектов Российской Федерации, иначе говоря, каждый субъект вправе устанавливать собственное территориальное деление, а федеральные законы предписывают только общие принципы организации территорий. В частности, для субъектов Российской Федерации предусмотрено деление территорий на муниципальные образования по двухуровенному принципу.

Муниципальными образованиями первого уровня являются городские округа имуниципальные районы, а муниципальными образованиями второго уровня – городские исельские поселения. При этом вся территория субъекта федерации по возможности должна быть поделена между поселениями.

Таким образом, полная схема административно-территориального деления страны выглядит следующим образом. Вначале, территория страны разграничивается субъектами Российской Федерации со строго определёнными и описанными границами. затем, вся территория каждого субъекта федерации разграничивается муниципальными районами. После этого внутри муниципальных районов выделяются городские округа, территория которых исключается из территории муниципального района, а оставшаяся территория распределяется между городскими и сельскими поселениями. Для малонаселённых мест, к которым относятся территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации*, допустимо выделениемежселенных территорий.

При установлении границ городских и сельских поселений следует учитывать сложившуюся градостроительную и землеустроительную ситуацию, а также условия численности населения в образующем поселение сельском населённом пункте и максимальной удалённости каждого населённого пункта поселения от его административного центра. При этом для сельских поселений установлено требование пешеходной доступности к административному центру в течение рабочего дня, туда и обратно, а для центров муниципальных районов – аналогичной транспортной доступности.

Административные границы субъектов Российской Федерации закрепляются федеральными законами, а административно-территориальное деление субъектов РФ закрепляется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, административно-территориальная структура нашей страны в настоящее время имеет следующий вид:
• Российская Федерация, как государство – субъект международного права в законодательно закреплённых границах;
• субъекты Российской Федерации – республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения;
• муниципальные образования первого уровня – городские округа и муниципальные районы;
• муниципальные образования второго уровня – городские и сельские поселения.

Кроме этого, существует понятие межселенных территорий, которые, как правило, формируются в муниципальных районах с низкой плотностью сельского населения.

Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 530 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-территориальное устройство России

Административно-территориальное устройство России было определено Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии с Конституцией Россия — суверенная демократическая республика, состоящая из 89 равноправных субъектов Федерации. В их число входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

В последствии в административно-территориальном делении России происходили изменения. Так с декабря 2005 года Пермская область и Коми-Пермятский АО были объединены в один субъект – Пермский край. Таким образом современная Россия включает 88 субъектов: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов.

Автономные республики : Адыгея (столица — Майкоп), Алтай (Горноалтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушская (Назрань), Кабардино-Балкарская (Нальчик), Калмыкия-Хальмг Тангч (Элиста), Карачаево-Черкесская (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха-Якутия (Якутск), Северная Осетия (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская-Чаваш (Чебоксары).

Автономные округа : Агинский Бурятский (в Читинской области), Усть-Ордынский Бурятский (в Иркутской области), Ненецкий (Архангельская область), Ямало-Ненецкий (Тюменская область), Ханты-Мансийский (Тюменская область), Долгано-Ненецкий или Таймырский (Красноярский край), Эвенкийский (Красноярский край), Чукотский, Корякский (Камчатская область).

Автономная область: Еврейская автономная область (Биробиджан).

Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.

Края: Красноярский, Хабаровский, Приморский, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Пермский.

Читайте так же:  В чем состоит особенность уголовной ответственности несовершеннолетних

Области: Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Костромская, Ивановская, Орловская, Брянская, Калужская, Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Пензенская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Нижегородская, Кировская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Ростовская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская, Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Читинская, Амурская, Сахалинская, Магаданская, Камчатская, Калининградская.

Главой государства России является президент. Основная законодательная власть принадлежит Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Основная исполнительная власть принадлежит правительству.

Основные положения Конституции предусматривают разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению федеральных органов государственной власти отнесены такие функции, как принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеративной политики и осуществление государственных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, национального и культурного развития России; установление правовых основ единого рынка; финансовое регулирование, управление федеральной собственностью, бюджетом, внешняя политика и международные отношения; оборона и безопасность России; защита государственных рубежей. Субъекты Федерации наделяются правами для самостоятельной хозяйственной деятельности. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения и пользования землей, природными ресурсами, охраны природы, координации международных и внешнеэкономических связей, установления общих принципов налогообложения.

В 2000 году по Указу Президента РФ для укрепления власти все субъекты РФ были объединены в семь федеральных округов, в каждом из которых назначены представители Президента: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Административно-территориальное устройство РФ

Читайте также:

  1. II. Устройство МПТ.
  2. II. Устройство Синхронной машины
  3. L Взрывное устройство в консервной банке
  4. Административно-политическое устройство Украинского казацкого государства середины 17 в. Изменения в социально-экономических отношениях
  5. Административно-территориальное деление России в начале ХХ в. Сословная структура. Социальный состав общества
  6. Административно-территориальное деление РФ
  7. Административно-территориальное деление СССР
  8. Административно-территориальное устройство и региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй в конце 18—19 в.
  9. Административно-территориальное устройство РПЦ
  10. Административное устройство Internet
  11. Административное устройство Русского государства в 16-начале 18вв.

Административно-территориальное устройство государства – это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты федерации.

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и отдельных ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять его повседневные нужды и запросы, опираться на его помощь. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению также является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы Советской власти, когда созданное еще Екатериной I административно-территориальное деление Российской империи (губерния – уезд – волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) – округ – район, а затем, после ликвидации округов, – область (край) – район.

Действующая Конституция Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Эти вопросы – область деятельности, главным образом, субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эта вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям. Эти решения находят отражение в Конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов Российской Федерации.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район – административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия – главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.

Читайте так же:  Вознаграждение конкурсного управляющего. арбитражный управляющий и его вознаграждение процент управл

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы – городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу. К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численности населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей, которых занято сельским хозяйством.

На территории некоторых субъектов федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

В Российской Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования. Согласно закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-террито-риального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых высшими органами государственной власти Российской Федерации.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти и управления по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования
и земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей в отношении этого образования; введение и обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-террито-риальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов федерации, а первичных административно-террито-риальных единиц – органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

Решение о создании закрытого административно-территориального образования с установлением его административно-территориальной подчиненности принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов.

[3]

| следующая лекция ==>
Автономия в РФ | Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2213 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

  3. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
  4. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
  5. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
Административно-территориальное устройство в рф. административно-территориальное устройство россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here